Цели и средства сочинение

«Цель жизни — самовыражение, проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем» (О. Уайльд)

Вопрос о цели жизни — это важнейший вопрос современности. Вместе с тем это проблема, занимающая умы человечества на протяжении столетий. Она волновала людей еще в античности. Гедонисты, например, видели смысл существования в наслаждении, в умении человека получить максимум удовольствия от жизни. Стоики, напротив, призывали человечество к ограничению, отказу от излишеств. Свой взгляд на эту проблему был у поэтов и писателей. Так, О. Уайльд считал, что цель жизни — это «самовыражение», что человек должен «проявить во всей полноте свою сущность». Такие личностные типы были представлены и в русской литературе, например в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Герой Гончарова предстает личностью необыкновенно цельной, он никогда не изменяет себе, своим принципам, взглядам на жизнь. Личность Обломова, цельность его натуры, определенная гармоничность мировосприятия — все это сформировалось в детстве героя, в милой его сердцу Обломовке. Поэтичность, мечтательность, душевную чистоту, интуитивное неприятие зла, пошлости, жажду внутренней свободы — все эти качества герой вынес именно из этого мира. Поэтому служба лишь ради карьеры, светские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми ему. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — заявляет Обломов. Он ищет совершенства, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич чист и благороден, душа его «чиста и ясна, как стекло».

Писатель проясняет внутренний облик Обломова, противопоставляя героя окружающим. Как отмечали исследователи, писатель развивает здесь мотив несовпадения Обломова и «других». Этот мотив развивается в первых главах романа, в сценах посещения героя различными людьми.

Первый гость Обломова, Волков, пустой светский франт, растрачивающий жизнь на балы, светские визиты, развлечения. Илья Ильич находит такой образ жизни суетным и утомительным. Второй посетитель, чиновник Судьбинский, отдает предпочтение карьере, продвижению по служебной лестнице. Однако и этот образ жизни неприемлем для Обломова. «Увяз, любезный друг, по уши увяз, — думал Обломов, провожая его глазами. — И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!» Третий гость Обломова — модный литератор Пенкин, представитель обличительного направления, который пишет буквально обо всем — «о торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях». Обломов же считает, что в таких произведениях нет жизни, поэзии, любви. Два других посетителя, Алексеев и Тарантьев, привносят в повествование новые мотивы — мотив безликости, серости и мотив несбывшихся надежд. Эти мотивы своеобразно преломляются в развитии образа Обломова. Безликости Алексеева противопоставлена здесь индивидуально-личностная позиция Обломова. Мотив несбывшихся надежд развивается в любовной истории героя.

В любви личность Обломова также раскрывается очень ярко, он в полной мере демонстрирует свою цельность, незыблемость взглядов на мир и человека. Вот Илья Ильич знакомится с Ольгой Ильинской, в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Но счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже.

Ольга Ильинская не отвечает «идеалу» Обломова. Она умна, порой язвительна, саркастична, импульсивна, порывиста, самостоятельна. Она в состоянии принять решение и достичь намеченной цели. Есть в ее характере и определенная рассудочность, исключающая поэзию и впечатлительность. Все это вносит определенный диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает это. Любовь становится для него «претруд- ной школой жизни». Так, Ольга уверена в чувствах и «честных намерениях» Ильи уже в самом начале романа с ним. Когда Обломов, преодолевая свое волнение, предлагает ей руку и сердце, она остается спокойной, «потому что давно предвидела это и привыкла к мысли». И здесь Илья впервые начинает сомневаться в ее чувствах. «У него шевельнулась странная мысль. Она смотрела на него с спокойной гордостью и твердо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твердости, а слез, страсти, охмеляющего счастья, хоть на минуту, а потом уже пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя! И вдруг ни порывистых слез от неожиданного счастья, ни стыдливого согласия! Как это понять! В сердце у него проснулась и завозилась змея сомнения…». Обломов мечтает о свадьбе, о венчании в церкви. Он делится своими мечтами с Ольгой, однако она сразу же «возвращает его на землю», напоминая о необходимости оформления нужных бумаг, письма Штольцу и поисков квартиры. «Что ж это такое? — печально думал Обломов. — Ни продолжительного шепота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Все как-то иначе, по-другому. Какая странная эта Ольга! Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье! Сейчас и поезжай в палату, на квартиру — точно Андрей! Что это все они как будто сговорились торопиться жить!»

Все дело в том, что в Ольге чересчур много рациональности и здравого смысла, что и явилось залогом ее будущего союза со Штольцем. И в этом отношении образ Ольги Ильинской — образ новый, оригинальный для русской литературы. «Долгое рабство русских заключенниц, материнство с болезнями, но без радости, и в виде единственного утешения церковь — вот на какой почве выросли русские Елены, Лизы, Марианны; их девиз пострадать, послужить, пожертвовать собой!..

Ольга — мессцонерка умеренная, уравновешенная. В ней нежелание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг», — замечает И. Анненский.

Однако какова же любовь героини, которую она сравнивает с жизнью? Прежде всего в чувстве Ольги сказывается «бессознательная потребность любить». Обломов угадал и почувствовал это своей нежной, восприимчивой душой. Именно так он обозначает чувства Ольги в своем письме. И сами сомнения героя в возможности его счастья не являются следствием лени или низкой самооценки героя. Обломов умен, по-своему опытен, он чувствует ситуацию гораздо глубже, тоньше, чем Ольга. Поэтому его предчувствия не случайны. Интерес Ольги подогревается и ее самолюбием, честолюбивыми мечтами. Ее увлекает роль «путеводной звезды». «Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни — сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета, считала это уроком, назначенным свыше».

Таким образом, любовь здесь движима жаждой счастья (столь естественной для юной барышни), самоутверждения и честолюбием. Есть здесь и неосознанное желание героини обрести значительность в собственных глазах, желание серьезного отношения к ней Штольца, его похвалы и одобрения. Ольга мечтает о чудесном преображении Обломова, ни на минуту не забывая, что она, «такая робкая и молчаливая, которой до сих пор никто не слушался», будет виновницей этого чудесного превращения Ильи. «…Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить своими собственными руками», — замечает Н.К. Михайловский .

Однако «чудесного превращения» не происходит. И причина здесь не только в характере Обломова. Как замечает А.В. Дружинин, «усилия Андрея и Ольги к пробуждению его апатии остались без успеха; но из этого еще далеко не следует, чтобы другие люди при других условиях не могли подвигнуть Обломова на мысль и благое дело». Возможно, если б герой встретил живое воплощение своего женского идеала, его чувства были бы совсем иными. Здесь же Обломов живет с несвойственной ему оглядкой. Его бедность, проблемы с имением, отсутствие квартиры — все становится для него непреодолимым препятствием, потому что он начинает смотреть на жизнь глазами Ольги. Но все эти события не столь значимы в глазах самого Ильи Ильича. И это различие героев — характера, душевного склада, восприятия жизни — становится истинной причиной их расставания. Обломов чувствует, что эти отношения не дадут им счастья.

Как замечает И. Анненский, гармония любви в романе «мелькнула всего на два мгновения — в Casta diva и в сиреневой ветке», а далее скучная проза вошла в отношения героев — Обломова постоянно «посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он «кряхтя несет иго романа». Критик отмечает, что каждый оба героя живут сложной внутренней жизнью, но совершенно независимо друг от друга. Жизнь для Обломова — это не только любовь. Личностный потенциал героя гораздо шире того, что может предложить ему семейная идиллия. Ольга же, мечтая возродить Обломова, фактически погружает его в ту же «тину мелочей».

И если Ольга не осознает этого, то это интуитивно чувствует Обломов. Ведь Ольга Ильинская не являлась воплощением его идеала. Характерно, что ее брак со Штольцем тоже не столь гармоничен, как это кажется на первый взгляд. Штольц также не может дать ей полноты счастья, до конца удовлетворить ее пытливый, ищущий ум, беспокойную, деятельную натуру. Ольга скорее смиряется со своей судьбой и убеждает себя в ограниченности человеческих возможностей. Сам образ жизни супругов Штольцев не многим отличается от обломовского. «Снаружи и у них делалось все, как у других. Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой… как все, как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова, разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

Идеал женщины сформировался у героя в далеком детстве, в милой его сердцу Обломовке. И поэтому он остается в доме Агафьи Пшеницыной, воплощающей хотя бы одну сторону этого идеала. Какова же роль этой героини в жизни Обломова? Оценка критиков была противоречивой. Так, А.В. Дружинин называет эту героиню «злым ангелом» Обломова. «Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввергнул а его в зияющую пучину на миг оставленной обломовщины, но этой женщине все будет прощено за то, что она много любила», — пишет критик.

Думается, подобная оценка героини не совсем верна. Агафья Пшеницына не загубила Обломова, но и не дала ему всей полноты счастья. «Для одного человека она создала подобие счастья, по размерам оставшихся в нем жизненных сил; она дала Обломову возможность умереть в той тишине, ради которой он так упорно враждовал с живой жизнью». В любви этой не было, быть может, идеальной гармонии, той поэзии, о которой герой мечтал в разговорах со Штольцем, но было бескорыстие и безграничная преданность, мечты, радость — все это в пределах маленького, тихого домика на Выборгской стороне.

Таким образом, идеальная любовь в романе Гончарова — это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту». Обломов же всегда и во всем остается верен себе, своей сущности. В этом целостность и гармоничность личности героя.

Таким образом, великая миссия человека на Земле состоит в том, чтобы проявить сущность своей личности, оставить свой след в этом мире и не изменять себе.

Предложения интернет-магазинов