Этапы работы над итоговым сочинением

Тематические направления итоговых выпуск­ных сочинений разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещаются на сайте ФИПИ в начале учебного года. Образцы тем по направлениям при этом не даются. Темы публикуются за 15 минут до проведения экзамена. За несколько месяцев до это­го объявляются тематические направления, которые станут основанием для выбора тем. Это абстрактные понятия, о которых выпускникам предлагается пораз­мышлять. Например, в прошлом году в этом списке были тематические направления «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». В 2017/2018 учебном году: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчи­вость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».

Вместе с объявлением предлагается и список реко­мендованной литературы, которая подтолкнёт к раз­мышлениям и впоследствии поможет написать сочи­нение.

Чтобы хорошо подготовиться к сочинению, необя­зательно знать темы. Конечно, для ориентации сто­ит отслеживать, какие задания до этого давались выпускникам, но практически смысла в этом нет, так как темы не повторятся. Вам необходимо освоить тех­нику написания текстов, изучить основные приёмы и отработать их на практике, доведя до автоматизма. Тогда вы не будете сомневаться в том, как оформить свою мысль в связный текст, а сосредоточитесь на об­думывании содержательной стороны. Сочинение — это не просто проверка умения владеть пером.

Формулировки тем бывают разные: констатирую­щие, цитатные, в форме вопроса. В темах сочинений не указываются конкретные произведения, что позво­ляет выпускнику самостоятельно выбрать литератур­ный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. Разрешается строить своё рассуждение с опорой на одно произведение.

Минобрнауки не планирует менять форму проведе­ния итогового сочинения (изложения) до 2019 г. Будут ли меняться условия — не известно, но если и будут, то, вероятнее всего, в сторону ужесточения.

В методических рекомендациях для образователь­ных организаций говорится, что член комиссии дол­жен ознакомить участников итогового сочинения (из­ложения) с темами сочинений.

Комментарий учителя к темам не предполагается. У педагога, находящегося в аудитории во время прове­дения сочинения, есть организационные задачи.

Если в сочинении менее 250 слов, то по крите­риям № 1-5 оно комиссией не проверяется. В клет­ки по всем критериям оценивания выставляется «не зачтено». Обсуждается введение балльной системы при оценке итогового выпускного сочинения.

Для допуска к ЕГЭ необходимо получить «зачёт» по итоговому сочинению. Итоговое сочинение по жела­нию могут писать выпускники прошлых лет.

Какие же задачи решает итоговое выпускное сочи­нение? Оно является допуском к государственной ито­говой аттестации (оценка шкалой: «зачёт-незачёт») и формой индивидуальных достижений абитуриен­тов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз принял такое решение). Учёт результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Для получения «зачёта» нужен положительный результат по трём критериям (по критериям № 1 (со­ответствие теме) и № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) — обязательно); также необходимо выдержать объём (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно. Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отраже­но в критериях оценивания.

Следует помнить, что итоговое сочинение — это не сочинение по литературе. При этом оно литературо- центрично. В сочинении следует не только сослаться на какое-то художественное произведение, но и осмыс­лить его в соответствии с темой, то есть обратиться к нему как к аргументу, использовать примеры, свя­занные с темой, героями, проблематикой произве­дения.

Сочинение — это знание текста, собственные мысли по прочитанному тексту и, конечно, грамотность.

Литературный материал для построения рассужде­ния на предложенную тему и для аргументации своей позиции следует брать из отечественной или мировой литературы — это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика. В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению, размещённых на сайте ФГБНУ «ФИПИ», разъясня­ются вопросы привлечения литературного материала. В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творче­ства, Библию также можно рассматривать как литера­турный источник.

Необходимо строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения, из­бирая свой путь использования литературного ма­териала. При этом можно показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Традиционно в сочинении выделяют три основные части.

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Можно выделить следующие этапы работы над со­чинением.

  1. Выбор и обдумывание темы на экзамене. Следу­ет хорошо продумать тему, которая будет относиться к одному из тематических блоков, объявленных за­ранее.

У вас есть возможность выбора. Не спешите, всё хорошо взвесьте, подумайте, какая тема вызыва­ет у вас больше эмоций. Пишите о том, что важно для вас. Если тема вам близка, ваша творческая работа получится более проникновенной и интересной. Чтобы по-настоящему проникнуться темой, представьте себя в ситуации, о которой вы хотите написать, глубоко осмыслите, как бы вы чувствовали себя, о чём бы вы думали (для этого следует выявить и проанализиро­вать стержневые (ключевые) слова, термины и поня­тия в формулировке предложенной вам темы).

Остановимся более подробно на теме и основной идее (тезисе).

В этой части работы над сочинением нужно ясно представить себе, как взаимосвязаны тема, идея и со­держание вашего сочинения. Тема его должна содер­жать проблему, вы её обязаны разрешить. Основную идею следует сформулировать в виде тезиса ясно и чёт­ко, не допуская двусмысленности и расплывчатости формулировок. Ваш тезис представляет собой ответ на вопрос, поставленный в теме.

Тема сочинения формулируется в виде понятий, во­проса, суждений. Однако как бы ни была сформулиро­вана тема рассуждения, правила построения рассужде­ния на любую из тем одни и те же.

Тема рассуждения — это всегда мысль, которая от­ражает наиболее существенные признаки, свойства, качества того предмета, о котором предстоит рассу­ждать. Она имеет объём и содержание. Объём темы — это круг фактов, явлений предметов, которые охва­тывают её формулировкой. Содержание темы — это наиболее существенные признаки фактов, явлений, предметов, составляющих объём данной темы.

Основным содержанием проблемных тем является постановка вопросов эстетического или этического ха­рактера. В формулировку их часто входит и само слово «проблема». В таких сочинениях скорее не отвечайте на вопросы, а задавайте их самим себе, ища соответ­ствия с вопросами, которые задаёт автор. Это требует строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы предполагают сопостав­ление (сравнение) объектов по признакам, определён­ным формулировкой. В формулировке часто перечис­ляют объекты. Здесь необходимо уделить одинаковое внимание всем объектам исследования, которые были заявлены. Сравнительные темы предполагают строгую последовательность в изложении и наличие общих вы­водов и умозаключений, которые вытекают из сравне­ния.

Обзорные темы отличаются широким охватом ма­териала. Зачастую они предполагают лишь описание или изложение, пересказ. Иногда такие темы вклю­чают сопоставительные моменты, рассматривают из­менения объекта с течением времени в зависимости от разных культурных эпох.

В этом случае следует приводить примеры из текста и сопоставлять их. Здесь важна не глубина проработки материала, а ширина его охвата и развитие.

Темы, которые связаны с особенностями художе­ственного мастерства писателя, предполагают знание литературоведческих терминов, умение охарактери­зовать особенности авторского повествования, компо­зицию произведения и его героев, анализировать пей­зажные, портретные описания. Нужно уметь видеть идейную и эстетическую ценность художественной ткани произведения, показать необычность авторского видения, его творческую уникальность, проанализиро­вав именно те моменты темы, которые сформулирова­ны в названии.

В сочинении по цитате необходимо определить тему высказывания, которое процитировано, и на основе этого сформулировать проблему, заложенную в ней. Перечислите аспекты, на которых вы хотите остано­виться более подробно. Если это цитата из произве­дения, непременно укажите это. Если же она предпо­лагает выбор произведений по вашему усмотрению, во вступлении перечислите произведения и кратко охарактеризуйте их в соответствии с темой цитаты. Важно верно отобрать произведения для разбора.

Многие темы являются смешанными, они сочетают разные подходы к произведению и элементы различ­ных видов — художественный анализ текста и опи- сательность, постановку проблемы и сопоставление. Нужно самим определить, какой подход вы из­берёте — обзорный или же аналитический.

Свободные темы допускают и даже приветствуют ваше личностное отношение к проблемам. Они обыч­но не связаны с определённой литературной эпохой, каким-либо автором или произведением, а предпола­гают формулировку, дают больше выбора. Здесь сле­дует опираться на ваш собственный опыт, но с опорой на художественную литературу, однако не замыкаясь при этом на проблемах литературоведения. Нужно подойти с умом к отбору материала для анализа, от­сечь лишнее, не упустить необходимого и одновремен­но не удаляться от темы, чтобы достаточно глубоко её раскрыть.

Работая над сочинением, сначала следует опреде­лить задачу, которую ставит тема (или поставить во­прос, который содержит тема). Затем нужно дать пря­мой ответ на поставленный вопрос и уже на его основе сформулировать основную идею (тезис) рассуждения. После этого останется только подобрать аргументы для обоснования тезиса.

Таким образом, работу над сочинением следует на­чинать с самого главного — идеи. Выделите основную мысль, которую вы собираетесь донести и которая должна проходить лейтмотивом, пройти сквозь весь текст, цементируя его части в единое целое. Не спеши­те и не начинайте писать, пока до конца не поймёте ло­гику рассуждения в своей творческой работе.

Обозначьте проблему, главную мысль сочинения и осмыслите её. Она заложена уже в теме сочинения, однако вам необходимо будет сформулировать ваше собственное отношение к ней. Необходимо сформули­ровать первый тезис, который вы дадите во вступлении Идея должна быть чёткой (следует ответить на вопрос, что вы собираетесь доказывать, утверждать или опро­вергать). Можно обратиться к пословицам, поговор­кам, фразеологизмам, афоризмам, словарным статьям. Определите, есть ли к вашему тезису антитезис.

Подумайте о том, какие доводы можно было бы привести, чтобы поспорить с вашим взглядом. Если вам удастся ввести в ваш текст контраргументы, ваша позиция будет выглядеть более взвешенной.

Формулировка тезиса должна быть чёткой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения.

Для подкрепления вашей идеи вам потребуются аргументы. Чем их больше, тем лучше, однако не сто­ит слишком увлекаться объёмом. Трёх тезисов в под­держку вашей позиции вполне достаточно.

Особое внимание следует уделить подбору аргумен­тов. Чтобы не ошибиться, надо найти в основном те­зисе слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства. Если тезис сформу­лирован в виде двусоставного предложения (предложе­ния с подлежащим и сказуемым), то это слово или сло­восочетание будет находиться в группе сказуемого: сказуемое как раз и выражает то, что мы утверждаем или отрицаем о предмете рассуждения.

Аргументировать вашу позицию нужно с опорой не только на собственный взгляд, но и на литератур­ные произведения.

Определите базовый литературный материал, под­готовьте примеры (продумайте, какие литературные тексты помогут вам быть убедительными в доказа­тельствах, в первую очередь стоит привлечь материал из рекомендованного списка). При оценке сочинения комиссия обращает внимание на аргументацию и при­влечение литературного материала (об этом указано в списке критериев оценки сочинения). Выделите наи­более яркие эпизоды, характеризующие заявленную вами тему. Подберите подходящие цитаты, выска­зывания известных людей и персонажей на соответ­ствующую тему. Однако цитат должно быть не очень много. Максимум, что можно отвести на цитирова­ние, — это половина текста.

Вы можете подобрать эпиграф к своей работе (он свидетельствует о понимании темы, раскрывает замы­сел сочинения, однако приводить его не обязательно).

Вам пригодятся также примеры из жизни. При­помните, не случалось ли с вами, вашими родными, близкими ситуаций, схожих с теми, которые вы опи­сываете в сочинении. Жизненный опыт — это весомый аргумент £ля подкрепления вашей мысли.

Итоговое сочинение должно иметь чёткую форму. Только так текст будет читабельным, а ваша мысль — ясной. Чтобы добиться этого, примите во внимание данные рекомендации.

  1. Составление плана сочинения и определение основных смысловых частей сочинения и их содержа­тельного наполнения не стоит игнорировать. Доброт­ный и основательный план может стать для вас свое­образной матрицей. Текст приобретёт логику, в нём будет отображено то, что вы хотели сказать. Опыт по­казывает, чем подробнее план, тем легче писать сочи­нение. Можно составить подробный план, отобразив в нём каждый абзац, и тогда вам будет гораздо проще писать.
  2. Написание текста сочинения на черновике.

Напишите своё сочинение на черновик. В этом есть рациональный смысл. Некоторые считают чернови­ки напрасной тратой времени, пишут сочинения сразу в чистовик. Однако хороший текст всегда требует шли­фовки, её иногда приходится делать не один раз. В чи­стовом варианте сделать это нельзя.

Делите сочинение на абзацы. Главная мысль состо­ит из отдельных деталей. Абзацы служат фрагментами текста. Сплошной текст трудно читать, а следить за ав­торской мыслью в нём очень сложно. Деление текста на абзацы сделает текст читаемым, позволит не упу­стить важных деталей: доводов, аргументов, примеров из жизни и литературы. Каждый абзац — это отдель­ная мысль. Абзацы должны согласовываться с основ­ной идеей и подчиняться ей.

Обдумайте и расположите материал в соответствии с его композицией: вступление, основная часть, за­ключение.

Обратите внимание на ключевые моменты в тексте. Вступление и заключение следует хорошо продумать. Обычно они запоминаются лучше всего. Займитесь этим в последнюю очередь, когда основной текст уже будет написан. К тому времени ваша мысль уже об­ретёт форму, вам будет легче подвести её к сделанным вами выводам. Первое и несколько последних предло­жений играют очень важную роль, так как именно в них заявлена проблема и подведён итог.

Вступление — рассуждение о проблеме — не долж­но быть большим — до пяти предложений. Оно должно привлекать внимание (не следует использовать шабло­ны, при этом включите формулировку именно того во­проса, над которым вы работаете).

Оно может содержать:

  • цитату;
  • высказывание критика, суждение которого вы решили подтвердить или опровергнуть;
  • вопрос, который требует разрешения;
  • рассуждение о главном понятии и проблеме, ко­торые вынесены в заглавие сочинения;
  • биографические сведения, если они существен­ным образом влияют на ход вашей мысли.

Итак, во вступлении можно заявить свой взгляд на проблему, обозначить тезис, вступить в полемику с воображаемым оппонентом, привести соответствую­щие цитаты. В этой части можно рассказать о причи­нах обращения именно к этой теме, сформулировать цель своего сочинения, показать значение рассматри­ваемой проблемы, определить ведущие направления будущего рассуждения, задать эмоциональный тон. Это всё поможет вам подойти к теме.

Условно можно выделить несколько видов вступ­лений.

  • Историческое вступление — это характеристи­ка эпохи написания произведения, анализ её со­циально-экономических, нравственных, поли­тических, культурных особенностей.
  • Аналитическое вступление — анализ главного понятия темы сочинения.
  • Биографическое вступление — изложение не­которых фактов из жизни писателя, характе­ристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов ху­дожника.
  • Сравнительное вступление. Здесь следует вспо­мнить литературные традиции, которые пред­шествовали анализируемому произведению, определить, как вписывается в них предмет ва­шего внимания.
  • Вступление-характеристика. В нём надо дать характеристику произведению в целом, ука­зать его место в русской литературе, его новизну и значимость.
  • Эмоциональное вступление. В этом универсаль­ном вступлении вы можете рассказать, какое влияние оказал на вас художник, его личность и творчество.

Закончив работу над вступлением, следует перейти к основной части, где предстоит раскрыть тему. Это самая большая по объёму часть работы. То, что вы ре­шили писать в главной части, зависит от тезисов, кото­рые вы выдвинули, ведь любую тему любого сочинения можно раскрыть по-разному, так как это зависит от ва­шего видения проблемы, от вашей интерпретации.

Итак, что значит раскрыть тему? Для того чтобы раскрыть тему, следует:

а) последовательно проанализировать данный текст под углом определённой проблемы;

б) развёрнуто и логически связно ответить на вопрос.

Сочинение-рассуждение должно соответствовать

трём главным условиям:

  • оно должно начинаться с постановки вопроса или обозначения проблемы (во вступлении);
  • завершаться ответом на вопрос или выводом (в заключении);

3) движение от вопроса к ответу, от постановки проблемы к выводу должно определяться основной мыслью сочинения — идеей, исходящей из его темы (в основной части).

Основная часть (75% всей работы) — это развёр­нутая, раскрытая главная мысль сочинения, выдви­жение, как минимум, двух тезисов, соответствующих обозначенной проблеме, присоединение к ним доказа­тельного текстового материала с собственными мини- выводами. Это могут быть ответы на вопросы, которые вы сформулировали во введении.

Основная часть представляет собой анализ литера­турного текста в соответствии с заданной темой. Главное в ней — развёрнутый и доказательный ответ на вопро­сы, которые вы сами же сформулировали во вступле­нии. Вы должны убедиться, что поставили вопросы правильно и хотите их решить. Следует избегать пере­сказа литературного произведения и изложения сведе­ний, не имеющих прямого отношения к теме. В основ­ной части нужно показать знание литературного тек­ста, умение логично, аргументированно и стилистиче­ски грамотно анализировать его, излагать свои мысли о прочитанном.

Основная часть — это проверка того, насколько вер­но автором сочинения понята тема.

Приведите доказательство слов, подкрепляя их фактами. При этом необходимо полно раскрыть тему сочинения. Приветствуется, если вы рассмотрите её с разных позиций. Сформулируйте для себя, какие ар­гументы вы приведёте для доказательства своей мысли (подумайте, какие аргументы мог бы привести ваш оп­понент и что бы вы ему ответили).

Мнение автора сочинения должно присутствовать, не нужно выдавать чужие мысли за свои, но анализ их приветствуется.

Не используйте в сочинении второстепенные фак­ты, незначительные детали.

Чтобы получить высокий балл за сочинение, в своей творческой работе вы должны продемонстри­ровать использование изобразительно-выразительных средств.

Замечание по поводу стилистики: следите за тем, чтобы текст не был слишком сложным. Однако не сто­ит писать всё сочинение простыми предложениями, так как комиссия может решить, что вы не уверены в знаках препинания или не умеете согласовывать вре­мена и формы. При этом не стоит использовать вити­еватые сложноподчинённые конструкции. Простые и сложные конструкции лучше сочетать в соотноше­нии 2:1. Тогда ваш текст будет легко читаться, од­новременно он не будет и излишне прост.

Заключение — ключевая часть сочинения. Его функция — подведение итога написанного в соот­ветствии с вашими рассуждениями во второй части по проблемам, которые вы сформулировали во вступ­лении. Это обобщение ваших выводов, изложенных ра­нее, завершение сочинения. Здесь обязательно нужно выделить самое главное по теме сочинения. Заключе­ние и вступление по содержанию перекликаются друг с другом. Вопросительная форма сменяется утверди­тельной. Заключение должно связать обобщение со вступлением, с обозначенной в нём заявкой на тему.

Обычно выделяют два вида заключения: заключе­ние-вывод и заключение-следствие. Однако в сочине­нии они могут сливаться воедино.

Слишком большое заключение свидетельствует о том, что вы не можете кратко излагать свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы.

Заключительная часть должна быть короткой, но ёмкой, логически связанной с первыми двумя ча­стями. Вы можете использовать ключевые слова или термины, которые входили в формулировку ва­шей темы, повторить их ещё раз в заключительных выводах. В них можно выразить ваше личное отноше­ние к литературному произведению, событиям, героям и проблемам. Своё мнение изложите по возможности корректно, без излишнего восторга и негатива. Чёт­кий, строго соответствующий теме последний аккорд сочинения может скрасить имеющиеся в нём шерохо­ватости и недочёты.

  1. Редактирование написанного сочинения. Пред­лагаем следующие рекомендации:
  • следует взглянуть на свою работу сквозь призму поставленных вопросов:
  • определить, существует ли взаимосвязь между названием темы, номинацией обозначенной проблемы, выдвинутыми тезисами и содержанием рассуждения;
  • уточнить, понятно ли будет читающему напи­санное;
  • уточнить убедительны ли примеры по каждому тезису;
  • уточнить не присутствуют ли алогизмы и ис­кажённые факты;
  • определить средства связи между предложениями.
    • отредактировать сочинение можно посредством использования возможностей:
  • лексической и грамматической синонимии;
  • устранения неоправданных повторов слов и неу­местного употребления отдельных слов и выражений.

Нужно тщательно продумать использование цитат, это подкрепит ваши аргументы. Каждая из них долж­на быть к месту. Однако использование большого ко­личества цитат не приветствуется.

Нельзя сокращать цитату, менять в ней слова и смысл. Если вы что-то забыли, поставьте многото­чие. Разрешается пересказ цитаты близко к тексту.

  1. Наращивание объёма (или его уменьшение)

по вышеуказанным позициям по принципам «понят­ности» и «убедительности»:

  • посредством пояснения, уточнения, вставных конструкций или сокращения;
  • путём сравнения, замечаний либо констатации своего видения описанных реалий.
  1. Проверка готового текста сочинения и его кор­ректировка. Это обязательный этап работы над сочи­нением. Когда работа над его формой и содержани­ем текста закончена, необходимо проверить наличие орфографических, пунктуационных и стилистиче­ских ошибок. Несколько раз перечитайте написан­ное. Очерёдность при этом не имеет принципиального значения. Следует избрать способ, когда вероятность не заметить ошибки будет меньше.

Перечитайте текст на предмет описок и орфографи­ческих ошибок. Устраните лексические и граммати­ческие ошибки. Обратите внимание на разнообразие грамматического построения предложений.

Следует уделить пристальное внимание орфограм­мам трудных тем и написанию иностранных слов (-нн- и -н-; написание частицы не с прилагательными и причастиями, правописание производных предло­гов, сложных прилагательных и др.).

Особое внимание уделите словарным словам. Когда вы сомневаетесь в их написании, замените их синони­мом или удалите из текста. Следует отдельно перепро­верить написание географических названий, имён соб­ственных, названий литературных произведений.

Проверьте пунктуацию в сложных предложениях и в осложнённых (причастные и деепричастные обо­роты, приложения, вводные слова, а также конструк­ции с союзом как). Обратите внимание на расстановку знаков препинания в сложноподчинённых и сложносо­чинённых предложениях. Если вы сомневаетесь в пра­вильности расстановки знаков препинания, разбейте длинные конструкции на несколько коротких. Пере­проверьте выделение обращений и знаки оформления прямой речи.

Во время проверки эксперты обращают внима­ние на использование отсылок к литературе. Цитаты должны быть правильно оформлены, это важный мо­мент.

Стилистика также имеет большое значение. Уме­ние использовать выразительные средства русского языка, правильно строить предложения и пользовать­ся богатством речи зависит от вашего художественно­го чутья и словарного запаса. Многого можно добиться и с помощью тренировки.

Избегайте повторов. В одном предложении и в со­седних предложениях не должны встречаться одноко- ренные слова, заменяйте их синонимами или место­имениями. Они могут повторяться только через одно предложение. Вместо конструкций со словами-связка­ми «какой», «который» можно использовать причаст­ные и деепричастные обороты.

Обратите внимание на употребление эпитетов. Ча­сто для придания тексту большей выразительности учащиеся увлекаются прилагательными, используя их слишком часто. При этом текст становится слиш­ком сложен для восприятия. Лучше дать одно яркое определение, оно больше запомнится.

Не стоит использовать сленговые слова, которые не входят в список нормативных. Если вы всё же упо­требили их в своём сочинении, возьмите в кавычки или сделайте оговорку: «как сейчас принято говорить».

Прежде чем переписывать текст начисто, прочтите его про себя. Вы ощутите ритмику текста, представив, как он звучит, и поймёте, легко ли читается то, что вы написали. Это поможет устранить неблагозвучия, при этом могут также обнаружиться смысловые не­точности и фрагменты, которые вы захотите выделить или усилить.

  1. Переписывание начисто текста на экзаменаци­онный бланк:
  • писать следует аккуратным разборчивым по­черком;
  • попутно можно делать правку, предварительно просматривая предложения в черновом варианте в об­щем контексте абзаца;
  • зачёркивания в тексте не приветствуются.

Когда вы пишете тренировочные сочинения, следу­ет подсчитывать количество слов, постоянно контро­лировать, каким временем вы располагаете для завер­шения работы, какой объём текста вам ещё предстоит написать. Старайтесь следовать заданным временным границам и укладываться во время, отведённое для на­писания текста.

Вам следует поддерживать баланс между содер­жанием и формой сочинения. Уделив внимания тому и другому, вы сможете создать качественную и ин­тересную творческую работу.

Композиция сочинения должна быть чёткой и выверенной. Вступление и заключение должны быть меньше по объёму, чем изложение основной части. Все основные элементы композиции сочинения должны сохраняться. Недопустимо, если в сочинении нет хотя бы одного из элементов структуры. Содержание сочи­нения должно соответствовать теме, которую вы вы­брали, писать его нужно в едином стиле, который дол­жен непременно соответствовать содержанию вашего сочинения. Этим правилам необходимо следовать.

Сочинение должно основываться на хорошем зна­нии произведений школьной программы по выбранной теме. Вы должны продемонстрировать знание литера­туроведческой терминологии, которую используете в своей работе. Единственным аргументом является художественный текст. Сопутствующим дополнитель­ным материалом считаются всевозможные ссылки на черновики, варианты художественных произведе­ний, дневники писателей, критика и мемуары. Логика вашего сочинения должна быть строго упорядоченной. Все идеи, положения и тезисы следует мотивированно доказывать.

Следите за логикой изложения и речью. Не навязы­вайте свою точку зрения, а доказывайте её. Все основ­ные и вспомогательные мысли следует тщательным образом обосновать, приведя факты и цитаты из худо­жественных произведений по теме или из других пер­воисточников, если пишете сочинение на свободную тему. В сочинении не должно быть фактических оши­бок: нельзя изменять имена персонажей, путать собы­тия, их время и место, детали и подробности. Не до­пускаются также ошибки в цитировании и датировке.

Вступление должно включать в себя вопросы, кото­рых следует коснуться перед раскрытием темы. В нём следует чётко определить границы темы, ограничить круг понятий, заключённых в основном тезисе и тре­бующих дополнительных разъяснений.

Это своеобразный ввод в тему, поэтому здесь не надо давать подробные биографические сведения об авто­ре, истории написания и эпохе создания произведе­ний, если это не сработает в дальнейшем. Чтобы оно получилось удачным, сформулируйте в нём проблемы, на которые можно ответить в рамках темы, выберите при этом те, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте этот выбор, приведите термины. Если нуж­но, дайте их определение, это будет говорить о том, что вы понимаете то, о чём пишете.

Используйте вопросительные предложения, ко­торые кроме того, что служат собственно вопросом, являются своего рода размышлением, могут подчёр­кивать нужную мысль, выражать предположение, яв­ляются эмоциональным откликом на ситуацию.

При написании сочинения вы должны смело поль­зоваться всем арсеналом языковых средств:

  • восклицание используется для выражения силь­ного чувства, волнения, выражает отношение автора (возмущение, ирония), а также эмоциональную пре­рывистость речи;
  • деепричастие и деепричастные обороты можно ис­пользовать для выражения краткости и динамичности;
  • диалектизмы — в качестве средства выразитель­ности: для реалистического изображения быта, то есть создания «местного колорита» и передачи особенно­стей речи жителей определённой местности;
  • неологизмы — для создания оттенка необычно­сти, новизны,
  • фразеологизмы — для придания высказыванию выразительности, создания образности, достоверности;
  • эпитеты — для художественной выразительно­сти;
  • неполные предложения — для экономии язы­ковых средств;
  • обобщённо-личное предложение — для образного выражения общих суждений, сентенций, часто вопло­щаемых в пословицах и поговорках;
  • образные выражения — с целью сделать изложе­ние живым, лёгким для восприятия;
  • однородные члены (конструкции) — для показа динамики действий, зарисовки общей картины как еди­ного целого, создания гаммы красок, звуков, ритмиче­ского рисунка, выразительной смысловой соотнесённо­сти и своеобразной симметрии, создания ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью;
  • побудительное предложение — для выражения волеизъявления говорящего.

Вы смело можете использовать:

  • лексический повтор для обозначения большого числа предметов, явлений, усиления признака, степе­ни качества или действия, указания на длительность действия;
  • стилистический повтор — для подчёркивания каких-либо деталей, создания экспрессивной окраски;
  • ряды однородных членов придадут тексту свое­образный ритмический рисунок;
  • сложные синтаксические конструкции — для ха­рактеристики авторского стиля;
  • сравнение — для создания художественной вы­разительности;
  • стилистически окрашенные слова — для выра­жения отношения к предметам, поступкам, выраже­ния различных чувств, в качестве комического сред­ства при неуместности.

Термины несут в себе информацию гораздо большую, чем другие лексические единицы. Цитиро­вание используют в сочинении для дословной переда­чи чужих слов. Профессионализмы вы можете исполь­зовать, чтобы показать образованность в определённой сфере.

В сочинениях часто используется прямая речь — дословная передача чужого высказывания для харак­теристики говорящего. Для создания художественно­го образа и атмосферы непринуждённости, непосред­ственности вставляют разговорную лексику.

Предложения интернет-магазинов