География автомобильного транспорта

Автомобильный транспорт начал развиваться позже железнодорожный. Он используется для перевозок на близкие расстоянии, но с каждым годом растет удельный вес перевозок на большие расстояния. Из 30 млн. км. дорожной сети мира 24 млн. приходится на автомобильные дороги, в том числе 20 млн. — с твердым покрытием. Этот вид характеризуется наличием дорог с твердым покрытием, состоянием и размещением двигательного состава. Он более развит там, где есть разветвленная сеть шоссейных дорог и многочисленный автомобильный парк. Это, прежде всего, США, Япония, страны Западной Европы. В целом на земном пули свыше 600 млн. автомобилей.

Обеспеченность автомобилями населения различных стран мира имеет разные показатели. Так, в США один автомобиль приходится на 1,5 лица, а в развивающихся странах — на несколько десятков душ.

В США на тысячу жителей — 600 автомобилей, в ФРГ — 480, в Канаде — 460, в Италии — 400; а вот в Греции — 150, в Польше — 110.

Парковые грузовых автомобилей развитых стран мира свойственно преобладание машин с малой и большой грузоподъемностью. Первые — для внутригородских перевозок, а вторые — для международных. Значительное место занимают спецмашины. В международных и междугородных перевозках применяют также автопоезда с мощными двигателями, способные заслонить более 60 автомобилей малой грузоподъемности. Именно эти машины составляют основную конкуренцию железнодорожному транспорта.

Необходимым условием развития автотранспорта современные автодороги. Самую развитую сеть автодорог имеют те страны, где размещено значительную часть автопарка мира: США, Западная Европа, Япония, Канада. Там строятся автобаны — багатосмужні магистрали с высокой пропускной способностью.

В странах, что развиваются, больше половины автодорог без твердого покрытия, потому они используются сезонно. Дороги с твердым покрытием построены там возле крупных городов или в прибрежной зоне. Сеть автодорог развита слабо. На разных стадиях строительства находятся Трансазійська (Стамбул — Сингапур), Трансафриканська (Момбаса — Лагос), Транссахарська и другие магистрали, призваны способствовать развитию автотранспорта и экономики этих государств.

По объему перевозимых грузов автотранспорт превосходит другие виды транспорта, но его грузооборот уступает железнодорожному и морскому. Больше всего развит грузовой автотранспорт в США и Канаде, доля которых составляет более половины грузооборота автотранспорта экономически развитых государств.

Доля автотранспорта в общем вантажообороті в разных странах имеет неодинаковые показатели. Так, в Австралии на автотранспорт приходится свыше 50% грузооборота внутреннего сообщения всех видов транспорта, в странах Западной Европы — 45%, в Северной Америке — 20, в развивающихся странах, в Африке, Азии и Латинской Америке — 20-35%.

Пассажирооборот автобусных линий мира превышает пассажирооборот железнодорожного транспорта. Значительная роль в пассажирообороте принадлежит легковому транспорту. Его доля в экономически развитых странах превышает 70% пассажирооборота автотранспорта.

загрузка...