Машиностроение, его структура и география основных отраслей

Машиностроение — комплексная отрасль промышленности, которая производит орудия труда для хозяйства и технику оборонного, производственного и бытового назначения. В машиностроении занято свыше 80 млн. лиц. В развитых странах удельный вес машиностроения составляет 30-40% промышленной продукции; в странах, что развиваются, — 16-18% . Машиностроительные предприятия распределяются на заводы полного цикла и сборочные. К сборочным относятся предприятия, которые получают от смежников до 50% комплектующих изделий.

Мировое машиностроение подразделяется на общее (35— 37%), транспортное (33-35%), электротехнику, включая электронику (30-31%). Основные типы размещения предприятий: 1) машиностроение крупных центров — разнообразное, трудоемкое, не металомістке (Киев, Токио, Париж и др.); 2) машиностроение, которое формируется на металлургических базах, — металомістке, тяжелое; энергомашиностроение — Харьков (Украина), Питсбург (США), Дуйсбург (ФРГ); 3) машиностроения как обслуживающая отрасль — станкостроение, производство различного технологического оборудования — Техас (США), Баден-Вюртемберг (ФРГ), Ланкшир (Великобритания); 4) машиностроение транспортных узлов — судостроение в портах, локомотиво-вагоностроения в железнодорожных узлах и т. др. — Николаев (Украина), Лос-Анджелес (США), Токай (Япония); 5) машиностроение на месте традиционных кустарных металопромислових центров — Бирмингем (Великобритания), Эскильстуна (Швеция); 6) машиностроение (главным образом сборка) новых индустриальных стран (Сингапур, Республика Корея и др.). На Северную Америку (США, Канаду, Мексику) приходится 1/3 мирового машиностроения. Этот регион выступает на мировом рынке как экспортер продукции тяжелого машиностроения высокой сложности и наукоемких отраслей. На Западную Европу приходится 25-30%. Это в основном регион производства продукции массового машиностроения. Третий регион — Восточная и Юго-Восточная Азия (около 20% продукции мирового машиностроения). В странах, что развиваются, машиностроение развито неодинаково. Если в странах Юго-Восточной Азии уровень его практически не отличается от развитых стран, то в других — машиностроение представлено только ремонтными и сборочными предприятиями.

В отдельных странах размещения машиностроения зависит от многих факторов. Так, предприятия по производству металлоемкого оборудования для самого машиностроения, черной металлургии, химической промышленности, энергетики находятся в районах черной металлургии (северный восток США, Рур в ФРГ, Донбасс в Украине, Урал в России, Верхняя Силезия в Польше и т.д.). Приборостроение, радиоэлектроника, производство точных машин размещаются в районах, которые имеют трудовые ресурсы высокой квалификации. В расположении предприятий, выпускающих бытовые приборы и машины, большую роль играют потребительский фактор, покупательский спрос.

Одна из главных отраслей машиностроения — автомобилестроение. Оно в значительной мере определяет состояние экономики крупнейших развитых стран. В мире ежегодно производится 50 млн. легковых и грузовых автомобилей. Основные производители автомобилей — Япония (12,3 млн), США (10,9 млн.), ФРГ (4,6 млн), Франция (3,5 млн). В крупнейших автомобильных фирм мира принадлежат «Дженерал моторе», «Форд», «Краслер» (США), «Тойота», «Ниссан», «Хонда» (Япония), «Фольксваген» (ФРГ), «Фиат» (Италия) и др.

В мировом судостроении ведущие позиции в Японии, Республики Кореи, ФРГ, Бразилии.

Очень важную роль в машиностроительном комплексе мира играют другие отрасли транспортного машиностроения (вагоностроение, самолетостроение), а также станкостроение, электроника, приборостроение и др.

загрузка...