Внедрение христианской идеологии и ее влияние на развитие философской мысли

Исследуя историю становления философской культуры Киевской Руси, современные отечественные философы обращают внимание на ее характерные черты особенности. В. С. Горськии, в частности, отмечает, что такими особенностями были «всемирная открытость», способность к творческому синтезу разнообразных идей мировой философской мысли, ее связь с идейными достижениями средневековой Византии, а через них — с идеями античных философов, связь с достоянием болгарской культуры, культуры Востока и Западной Европы. Характерной чертой культуры Киевской Руси является то, что эти «заимствованные» извне идеи воспринимались не механически, они существенно трансформировались в отечественную культуру. Далее, необходимы были мощные стимулы интеллектуального труда для преодоления той различия потенциалов, которая сложилась во временном отношении между отечественной и зарубежной культурой. В создании таких стимулов большую роль сыграло христианство, которое

способствовало перестройке общественного сознания, становлению философского мышления.

Отмечается еще одна особенность, вызванная взаимодействием христианского народного миропонимания, — плюрализм мировоззренческих позиций, который предоставил философской мысли Киевской Руси полифонического звучания. В древнерусском духовной жизни произошли пересечение и взаимодействие различных культур.

Характерной чертой философской культуры Киевской Руси является ее невосприимчивость абстрактного, оторванного от жизни философствования. Вырабатывается специфический тип, который отличается не предметом, а субъектом познания. В пределах этого типа философствования он выступает не как чисто гносеологический, а как целостный субъект, для которого характерно единство нравственного и гносеологического. Этим объясняется етизація философской мысли, а отсюда и тяготение к проблемам человека и осмысления истории. Формируется специфический тип средневекового антропологізму [4, с. 4-6].

На некоторые основные черты украинского мировоззренческого менталитета, которые способствовали формированию философского мышления первого периода истории Киевской Руси, А указывает. К. Бычко, подчеркивая преобладание экзистенциальных мотивов в украинской философской мысли, кордоцентризма, когда преобладает приоритет «сердца» над «головой», антеїзму и др. Все они вместе создавали неповторимую діалогічно-гармоничную целостность — украинскую философскую мысль [13, с. 229 — 230].

Процесс становления отечественной философской мысли происходил примерно в конце X века. Это был период, когда Киевская Русь становилась могущественным славянским государством с выдающимся экономическим, политическим и культурным центром, каким была ее столица — Киев. И в значительной степени этому способствовала христианизация Руси, которая влияла на изменение мировоззренческих и культурно-ценностных ориентиров. 988 год официально разделил историю восточных славян в языческий и христианский периоды. На смену языческому мировосприятию приходит християнізована картина мира. Христианское мировоззрение становится господствующим, и этим предопределяется его ведущая роль в культуре в целом и формировании философского мышления в частности.

Однако новая религия не сразу утвердилась в Киевской Руси, она нередко наталкивалась на противодействие, особенно со стороны простых слоев народа, для которого отказ от старого мировоззрения, устоявшихся обычаев и обрядов была трагедией.

Еще долгое время народ поклонялся языческим богам, достаточно распространенными были языческие элементы в произведениях художественного ремесла и тому подобное. Где-то вплоть до конца XI века. длился «диалог» между христианским и языческим мировоззрением, что приводило полифонию мнений. Христианство вынуждено было с этим мириться и даже много чего позаимствовало от языческих верований, пристосовувалось к ним, соединив свою культуру с традиционной культурой восточных славян. Длительное время еще хранились зародыши космогонических и космологических представлений, которые имели фантастический характер, во взглядах на человека, душу и тому подобное, был характерен дуализм. Сложилось новое на то время явление — двоеверие (сочетание обоих верь — языческой и христианской) в сознании русичей.

Однако постепенно все отчетливее проявляются основные различия между языческим и христианским мировоззрением. В противовес языческому христианское мировосприятие поместило Бога за пределы природы, поставив в центре Мироздания человека, а Бог через природу влиял на человека, передавал ей заповеди поведения. В новом мировоззрении четко противопоставляется духовное и материальное, и именно духовному отдается примат — все творит и всем правит дух. С духом и материей связывается борьба двух противоположных начал — Бога и дьявола, души и плоти, добра и зла. Человеку в этой борьбе отводится моральная ответственность за свои поступки, за сознательный выбор между этими противоположными силами. В христианстве впервые открывается история, вводится тримірність времени — от прошлого, то есть акта «сотворения мира» из ничего, через настоящее к будущему, то есть до «страшного суда», с которым наступит «конец света». Так в новой религии человеческая история разделилась на две эры: дохристианскую как предысторию и христианскую, собственно историю.

Предложения интернет-магазинов