Высшие ценности и их роль в обществе

Мир ценностей многообразен и практически неисчерпаем, как многообразны и неисчерпаемы потребности и интересы человечества, прогрессивно развивается. Ценности исторические, их набор и функции различны на разных этапах развития общества. В современном мире одно из первых мест занимают научные ценности. Но было время (первобытное общество), когда наука даже не существовала и, следовательно, не существовали ЕЕ ценности. В эпоху Средневековья, когда господствовало религиозное мировоззрение, высшими ценностями считались божественное откровение и догмы священного писания. Научные же трактаты стали опасными для общества, а их авторов иногда даже сжигали на кострах инквизиции. Все это означает, что мир ценностей надо рассматривать всегда конкретно, а не абстрактно, помнить о исторические границы тех или иных ценностных объектов.

Классификация ценностей остается научной проблемой. Единого подхода к решению вопроса нет. Считается, что найзагальнішою основой классификации ценностей выступают: сферы общественной жизни, носители ценностей, иерархия ценностей. Основные сферы общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.

Материальные ценности — это ценностное значение природных объектов и предметных ценностей, т. е. средств труда и вещи непосредственного потребления. Природные ценности: естественное благо, заключенное в природных богатствах. Предметные ценности, созданные человеком: потребительская стоимость продуктов труда (полезность вообще), культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников и предметов религиозного поклонения.

Социально-политические ценности — это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий.

Социально-политические ценности: социальное благо, что есть в общественно-политических явлениях, и прогрессивное значение исторических событий (революций, соглашений, договоров и др.). Критериями ценностного значения в таких случаях выступают общественное благо, политическая воля, братство, мир и др.

Духовные (субъективные) ценности — это нормативная, рекомендательно-оценочная сторона явлений общественного сознания, что выражается через соответствующие формы, служит нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности. Известно, что идеи, взгляды могут быть настоящими, истинными и ложными, но от этого они не перестают быть ценностями. Все идеи в сфере ценностей выполняют какую-либо функцию, регулируют те или иные отношения людей, выступая средствами и объектами их деятельности. Особое место занимает культура как ценность интегрального порядка. Во-первых, потому, что культура объединяет материальные, социально-политические и духовные ценности, созданные трудом человека для удовлетворения своих потребностей. Во-вторых, потому, что культура — это не только совокупность созданных ценностей, но и способ создания и усвоения ценностей, то есть способ реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. Иначе говоря, это не просто сумма предметов и ценностей, но и процесс раскрытия способностей и дарований человека, формирование у него соответствующих ценностных ориентаций. Культура как ценность — это все то, что способствует развитию человека, его гуманности, благородства и творческих способностей, что способствует росту ее воли, увеличению власти над природой, общественными отношениями и самим собой.

Каждое поколение использует накопленный опыт, осваивает достижения и движется дальше, к созданию новых ценностей. В культуре существуют три вида ценностей: ценности — идеалы; ценности — свойства вещей, выявляемые в результате взаимодействия с ценностями — идеалами; ценности — вещи, имеющие ценностные свойства. С точки зрения носителя (второй аспект классификации ценностей) обычно различают: индивидуальные, групповые или коллективные, общенародные и общечеловеческие ценности. Личная, или индивидуальная ценность — это ценная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Личные ценности определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и других индивидуальных особенностей людей. Личные ценности играют важную роль в жизни индивидуума, но все-таки не они определяют ценностную ориентацию личности, потому что суть человека, как известно, заключается в совокупности общественных отношений. Групповые ценности — это ценная значимость предметов, явлений, идей для каких-либо общностей людей (классов, наций, трудовых, воинских коллективов и др). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая индивидов едиными ценностными ориентациями.

Общенародные и общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для данного общества или для мирового сообщества. Общенародные и общечеловеческие ценности обычно составляют ценностно-нормативную систему, которая формируется в процессе становления и развития общества и отражает результаты реального взаимодействия идеалов и интересов всех социальных слоев и групп или мирового сообщества. Это, во-первых, социально-политические и нравственные принципы, которые разделяются большинством населения или страны, всего мирового сообщества. Во-вторых, социально-политические ценности, общечеловеческие (национальные) идеалы, общенародная цель и основные средства ее достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг, ценности материального благополучия и богатства духовной жизни). Общенародные и общечеловеческие ценности — это ценности природных и ценности, по самой сути и значимости имеют глобальный характер (проблемы мира, разоружения, международного экономического порядка и др.)

Суть нового мышления состоит в том, что провозглашается приоритетность общечеловеческих ценностей над ценностями групповыми, прежде всего, классовыми, потому что без этого не может быть дальнейшего успешного развития всех народов. С точки зрения иерархий, то есть расположения ценностей согласно той роли, которую они играют в жизни общества и человека, выделяются три группы ценностей. Во-первых, ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это такие, без которых нереально функционирование общества и человека не нарушается. По аналогии с третьей группой эти ценности можно назвать ниже. Во-вторых, ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относятся большинство материальных и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. И в-третьих, высшие ценности. Эти ценности венчают сложную и многоярусную систему и отражают фундаментальные отношения и потребности людей.

Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивидуума. Высшие ценности привлекают к тому, что нет выше самого индивидуума, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер. Высшие ценности — часть материальных, духовных и социально-политических ценностей, что, как правило, имеют общенародное и общечеловеческое значение — мир, жизнь человечества, ценности общественного устройства, представления о справедливости, свободу, права и обязанности людей, дружбу, любовь, доверие, родственные связи, ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины), ценности самосохранения (жизнь, здоровье), ценности самоутверждения и самореализации, ценности, характеризующие выбор личных качеств: честность, храбрость верность, справедливость, доброта и др. Высшие социально-политические ценности — патриотизм, защита Родины, воинский долг, воинская честь и другие, имеющие общенародный, традиционный характер. Усложнение всего комплекса задач, решаемых обществом, повышает моральную ценность долга и ответственности. Не случайно ответственность становится тем морально-правовым понятием, что чаще употребляется в повседневности. В современных условиях многократно возрастает значение дисциплины, значение личной ответственности. Моральная ценность общества и общественного долга награждает такой же ценностью и все виды общественно полезной деятельности, прежде всего, деятельность трудовую. Без труда человек не только не может существовать, но и не может быть человеком в самом полном и глубоком смысле. Осознание большой социальной роли труда, ее воспитательного и нравственного значения принадлежит к числу основных элементов нравственного сознания трудящихся. «Без труда нет добра», «Землю солнце красит, а человека труд» — говорят народные пословицы. Уничтожение дармоедов и возвеличивание труда — вот постоянная тенденция истории. По степени большего или меньшего уважения к труду можно узнать степень цивилизации народа. Разумеется, моральная ценность труда прямо зависима от социальной значимости, направленности на достижение общего блага, а от свободного и творческого характера труда, что поднимает человеческую личность, способствует раскрытию его задатков и способностей.

С изменением условий ценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другие. С развитием общества возникают новые ценности и, навпаки, утрачивают значимость или уходят в небытие другие ценности. Ценности тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом не только в пределах какого-либо вида, но и между видами, в группах и между группами. Наконец, в каждом из видов ценностей, в свою очередь, различается множество разновидностей. Духовные ценности можно классифицировать согласно традиционным с нетрадиционными формами общественного сознания.

Моральные ценности — явления нравственной культуры, с помощью которых удовлетворяются общественные и индивидуальные потребности в преодолении противоречий между поведением лица и интересами общества. Моральными ценностями считается то, что удовлетворяет нравственным запросам субъектов, приносит им моральное удовлетворение. Моральные ценности отражают не только сложившееся реальное бытие, но и потребности в более совершенных формах общественной жизни. Моральные ценности — своеобразное выражение идеалов, стремление к осуществлению которых усиливает практически действующий характер нравственных ориентаций. Моральные ориентации выступают как мера соответствия человеческим действиям, отношениям, социальным и моральным требованиям реальных возможностей достигнутого этапа общественного прогресса. На основе моральных ценностей формируется нормативно-ценностная ориентация личности. В ней есть и требование того, как находить и оценивать существующие явления. Без регулярного и непрерывного удовлетворения моральных потребностей, без относительно постоянного привлечения к моральных ценностей, без овладения ими у человека нарушается психика, меняется характер его поведения. Насколько велика роль моральных ценностей в жизни человека и общества, наглядно показывают кризиса морали, переоценка ее ценностей. В современных условиях идет процесс ломки старых идеалов, принципов морали. Теряют оправданность прежние стремления и действия человека, в нее вселяются растерянность и неуверенность. Человек в кризисе, что наступила, испытает чувство потери, у нее как будто исчезает почва под ногами. Потеря моральных ценностей — это потеря нравственного здоровья человека и общества.

Эстетические ценности. Эстетические ценности — предметы и явления природы, доступные человеческому познанию; сам человек (его облик, действия, поступки, поведение); вещи, создаваемые людьми и создана вторая природа, продукты духовной деятельности; произведения искусства. Наличие объектов, обладающих ценностью, зависит от того, в какую конкретную систему социально-политических отношений включены, какие идеалы служат критерием оценки. Основные виды эстетических ценностей — прекрасной, возвышенной и их противоположности — безобразное и низкое. Особую группу ценностей составляют трагическое и комическое, характеризуют ценностные средства различных драматических ситуаций в жизни человека, образно моделируются в искусстве. Низкая эстетическая культура, а тем более эстетическое невежество может оставить человека равнодушным к красоте природы, ЕЕ гармонии, красоты и достоинства человеческой деятельности, к произведениям литературы и искусства. Поэтому-то в современных условиях надо добиваться, чтобы каждый человек умел четко различать прекрасное и безобразное, наслаждаться прекрасным, переживать и сочувствовать трагическому, смело восставать и вести борьбу против уродливого в действиях людей, против низкопробности и безвкусицы в искусстве, бытового хамства и др.

Религиозные ценности. Несмотря на то что религиозное сознание искаженно отражает действительность, религиозные идеи, догмы, культовые обряды и др. своего ценностного значения не теряют, потому, что выполняют полностью определенные мировоззренческие, регулятивные, коммуникативные и другие задачи. Здесь учитываются два момента. Во-первых, религиозные идеи, догмы и культовые обряды имеют положительное значение в основном для людей, у которых сформированы соответствующие ценностные ориентации. При отсутствии положительной ориентации религиозные ценности или отвергаются, или оцениваются негативно. Во-вторых, в основе ценностных ориентаций религиозной личности лежит убеждение, что свое высшее выражение ценности является Бог, который выступает как созданная истина, справедливость, добро, красота и проч. Ценности, на которые ориентирована такая лицо, только принадлежат миру и оказываются в результате божественного откровения, а восприятие явлений как ценности и ориентация на них якобы изначально присущи лицу, человеческой душе, как божественному творению. Исторически много религиозных ценностей полностью справедливо рассматриваются как достояние культуры человеческой цивилизации.

Познавательные гносеологические ценности — это ценностное значение процесса и результатов познавательной деятельности человека, прежде всего, знаний, во всем их многообразии. Степень их значимости определяется степенью адекватности, правильности отражения в сознании субъекта объективной реальности, а также эффективностью знаний в развитии общественного производства. Ценностное значение всех видов достоверных знаний — естественнонаучных, технических, общественных, фундаментальных и прикладных в условиях современной научно-технической революции имеет тенденцию к неуклонному росту.

Моральной оценке устанавливаются заслуги лица или его вина. Когда говорят о заслугах, имеют в виду общественно полезную деятельность людей, такое их поведение, что больше всего отвечает интересам общества, требованиям общественного долга. Заслуга заключается в превышении обычной, средней степени или обязанности в длительном, безукоризненном исполнении обязанностей: «ушли на заслуженный отдых», говорим о пенсионерах, то есть заслуга — это высокая социальная ценность поступков, человеческой жизни и деятельности. Заслуги и достоинство оцениваются обществом, становятся объектами чести и славы так же, как оценивается вина, порождая бесчестье, позор, наказание. Честь — доброе имя, положительная моральная репутация, особый механизм морального регулирования. Одна из задач нравственного воспитания как раз и заключается в том, чтобы научить человека дорожить своей честью, беречь доброе имя, не пятнать ее недостойными поступками. Давно уже замечено, что честь и слава — важные возбудители человеческой деятельности, источники большей энергии, может направляться на служения долгу, на общественно полезные дела. В поисках общественного признания, всенародной славы человек способен творить великие и добрые дела. Но здесь в сложной сфере морального стимулирования особенно важно соблюдение меры. У морального человека обязательно должно быть чувство чести, стремление к завоеванию и сохранению доброго имени. Иначе мир моральных ценностей будет ей недоступен. Но важно еще, какое у человека чувство чести, на какую систему морали сориентировано, в чем видит человек свою честь и славу, какими делами собирается их завоевывать. Важно и другое: как, в какой степени развито чувство чести, его удельный вес в моральном сознании человека, в мотивах его поведения.

Положение человека — высшая ценность, как правило, применяется гуманистами как аксиома. И это действительно аксиома в том смысле, что человечество вистраждало идею высшей ценности, пришло к ней через горький опыт многих поколений. Ценность человека и его жизни может рассматриваться как индивидуальный синтез всех других ценностей, функционирующих в обществе. Ценность жизни является совокупность элементов личностных ориентаций. Почему жизнь человека — высшая ценность? Во-первых, потому, что вне жизни человека нет и не может быть ценностей. Это единственный критерий и условие для существования любой другой ценности. Для индивида жизнь выступает как высшая ценность, высшее благо безотносительно к чему бы то ни было. Ценность жизни фундамент и вершина для всех других ценностей. Во-вторых, в зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться отношения общества к человеку. Если в отношениях между людьми ценность жизни рассматривается в индивидуальном аспекте, то есть здесь значимость жизни определяется не для самого индивидуума, а для общества. Вопрос о том, является ли сам человек ценностью, рассматривается с двух сторон: В чем же для человека заключается ценность другого человека и человека вообще? В чем ценность собственной жизни человека? Интерес индивида к другим людям имеет для человека смысл, зависящий не только от того, каков он сам. Определение ценности жизни социально находится в прямой зависимости от исторических условий. Что такое раб для рабовладельца? Что такое крепостной для феодала? Что такое пролетарий для буржуа? В процессе развития цивилизации шаг за шагом создаются предпосылки того отношения между людьми, что в абстрактной форме выражено категорически императивом Иммануила Канта: «…Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем учете, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству». Естественно — это особая, абсолютная ценность. Интересы и ценности совместно взаимодействуют, является достоянием. Но абсолютная ценность самого человека только в потенции. Преобразования абсолютного характера ценности человека из потенции в реальность означает становление свободного развития индивидов общественно значимым явлением, формирования самого человека, личности.

Здоровье как ценность. Здоровья естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая один из верхних шаблів на иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье носит общий характер, присущая отдельным индивидам и обществу. Различают индивидуальное (личное) здоровье и общественное здоровье населения. Взгляд на здоровье как на наивысшее по значению жизненное благо имеет тысячелетнюю традицию, но научные формы находят только в современности. Предлагается выделять три уровня ценности здоровья: биологический — изначальное здоровье; социальный — здоровье как мера социальной активности; личный, психологический — здоровье не как отсутствие болезни, а как отрицание ее в смысле преодоления. Беспечное отношение человека к своему здоровью наносит социально-экономическую и морально-психологическую ущерб семье, производственному коллективу и обществу.

Свобода как ценность. Философское понимание свободы выражается в определении. Воля — это способность человека действовать согласно своих интересов и цели, основываясь на познании объективной необходимости. Воля становится ценностью, когда человек ее осознает. Там, где нет осознания ценности свободы, осознание себя как равного с другими людьми, там нет ни настоящего самолюбия, ни человеческого достоинства. Понимание своей несвободы и осознание ценности свободы утверждается и укрепляется в борьбе, наиболее полно проявляется в периоды революционного подъема, бурных политических событий. События современности наглядно подтверждают тезис: гражданская самосознание немыслима без сознания и ощущения ценности свободы.

Каждое новое поколение застает уже существующий, сложившийся мир моральных ценностей. В социально неоднородном, классово антагонистическом обществе это даже не один, а несколько миров, лишь частично пересекаются, разобщенных противоположными по своим сословным содержанием моральными принципами и нормами. Естественно, что каждый человек ориентирован на какой-то один исторически конкретный моральный мир, что не витает где-то в надхмар’ї, а полностью реально существует и возникает перед личностью, которая формируется, в поступках окружающих ее людей, в нравах и обычаях, в трудовом процессе, в деятельности социальных институтов, в искусстве и литературе и вообще во всей системе культуры общества. Нравственная культура и вообще культура передаются из поколения в поколение не биологически, а социально, то есть формируются всеми условиями жизни людей и направленным воспитательным воздействием со стороны общества.

Предложения интернет-магазинов