Дохристианское мировоззрение древних славян

Одним из важных вопросов истории отечественной философии является вопрос о становлении и развитии философских идей в Киевской Руси. Стоит заметить, что до последнего времени, как отмечает В. С. Горский, в нашей литературе бытовало мнение, согласно которому эта эпоха не дает фактов для подтверждения выводов, что на Руси в тот период существовали философы и философия. Причиной такого мнения служило суженное понимание предмета истории философии. Только знания, изложенные на языке логических понятий и представлены как теоретические положения, считались достойным объектом историко-философского исследования. Такой подход оказался неправомерным вообще и по отношению к культуре Киевской Руси в частности. Философия как духовная квинтэссенция синкретической по своей сути древнерусской культуры отражается в различных сферах духовно-практического освоения мира как философская мысль, закономерности развития которой является непосредственным предметом изучения истории философии. Именно такой способ бытия философии эпохи отечественного средневековья превалирует [3, с. 104].

То круг мировоззренческих проблем, на которые мы наталкиваемся в памятниках древнерусской культуры, дает основания для убеждения в том, что она имела свою собственную философскую позицию. Среди проблем, представляющих философско-мировоззренческий грунт, можно выделить: проблемы бытия, представление о Вселенной, о человеке, ее место в мире, смысл ее бытия, ее счастье; проблемы жизни и смерти, понимание добра и зла; проблемы человеческой истории и др.

Возникновение первых философских идей древних русичей происходило не на голом месте. Это был закономерный процесс формирования мировоззрения, с определенными этапами (типами) его развития и тесной связью между ними. Некоторые элементы «философского» осмысления явлений природы и человеческой жизни прослеживаются в народном мировоззрении восточнославянских племен задолго до крещения Руси и появления письменности. На основе первой самобытной мировоззренческой мифологической системы создавались первые дофілософські образования, которые были обусловлены в значительной мере характером и способом деятельности, быта древних украинцев. Формировался свой стиль жизни и мышления, производились характерны ориентации на освоение мира, своя национальная культура.

Опираясь на эмпирический опыт и мифологическую картину мира, наши предки создавали своеобразную естественную религию, которая позже была названа «языческой», языческой. В этой народной религии основным предметом была природа. В «Синопсисе» ярко обрисовываются олицетворение и обожествление восточными славянами сил природы. Главными языческими богами, которые олицетворяли образы самой природы, были Перун — самый главный идол, «бог грома, молнии и дождевых облаков»; вторым идолом был Волос — бог скота; третьим — Позвизд (Похвіст, Вихр) — «бог воздуха, погоды и непогоды»; четвертым — Ладо — бог веселия и всякого благополучия»; пятым — Купало, «что его за бога плодов земных считали»; шестым — Коляда — «бог празничний, что ему большой праздник месяца декабря в 24-й день одправляють». В «Синопсисе» упоминаются имена таких богов, как Усляд (Ос — ляд), Корша (Хоре), Дашуба (Дажб), Стриба (Стрибог), Макош (Мокош) и др.

Боги населяли поля, степи, леса, воды и другие места жительства людей. Именно тогда возникли в народном воображении понятие о добрых и злых духов (русалка, черт, леший, домовой, водяной, леший, мавка и др.), разные поверья, заклинания, праздники, игрища (Ивана Купала, колядование, обливание водой). Все это объединяло человеческое бытие с природой, а следовательно и с божеством, поскольку природа, природные стихии в народной религии возникали как божественные, приобретали сакрального характера. Происходил процесс формирования наивного пантеїстичного миропонимание, в котором материальное и божественное не протиставлялись, божественном не отводилась роль творческого начала, оно только вносило порядок в окружающий мир, который был единственный с людьми, богами, природой. Вселенная, космос в языческой религии воспринимался как надісторичний, в природе существовал вечный круговорот, признавалась астральная зависимость. Достаточно развит был культ предков как важный принцип социальной детерминации.

На протяжении жизни наших предков менялись их мифологические представления и верования. В мифологической системе миропонимания сложились так называемая героическая мифология и героический эпос — былины. Однако язычество с его політеїстичним поклонением, тот набор навыков, умений, сведений, передаваемых устной традицией, не могли удовлетворить дальнейшее общественно-историческое и культурное развитие Руси. Не они давали ответы на важные мировоззренческие вопросы, через что вынуждены были уступить христианской идеологии и философскому миропониманию. В. С. Горский отмечает, что разрушение мифа и зарождение философии происходит тогда, когда картина мира, что описывалось мифом, становится предметом изучения, когда возникает необходимость объяснить, что означают слова «добро» и «зло», что скрывается за словами, которые описывают мифологическую картину мира [3, с. 16-17].

Предложения интернет-магазинов