Духовность: генезис и современное понимание

Понятие духовное, духовность всегда имели в философии фундаментальное значение, играют определяющую роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл ее бытия, культура, общественная жизнь общества и др. Понятие духовное, духовность производные от слова дух — перевод есть в античной философии и в Библии «spiritus» (лат.) и «рпеита»(греч.), что означает: подвижное воздуха, волнение, дыхание (как носитель жизни, именно жизни; Иоганн Гете утверждает: «Жизнь — это любовь, а жизнь — дух»), народный дух и проч. В современной философии определяется, что духовная жизнь общества — это реальный процесс жизнедеятельности людей, тесно связанный с производством, обменом, распределением и потреблением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей.

История человечества свидетельствует, что освоение мира человеком имеет три основные формы: духовно-теоретическую, духовно-практическую и материально-практическую. Если в рамках духовно-теоретической формы осуществляется познание субъекта с помощью информации, что вытекает из сути объекта, то духовно-практическая форма есть способ реализации субъектом идеальных установок, полученных на стадии духовно-практической деятельности. Духовно-практическое освоение действительности человеком охватывает явления культуры: религию, искусство, мировоззрение, сознание, то есть духовные формы, в которых реализуется ценностная регуляция человеческого поведения, синтезируется восприятие, понимание, ощущение мира, познания мудрости, миф, этическое и языковое сознание. Духовно-теоретическая и духовно-практическая формы осознания человеком действительности и есть основные формы духовной культуры, ядром которой выступает мировоззрение. Мировоззрение есть синтез ума, чувства и воли, самый важный вид духовно-практического освоения действительности, выступает как сплав знания с убеждениями, этическими и политическими регуляторами поведения, идеологическими ориентирами деятельности, нормами и идеалами социальной активности человека. Под духовной жизнью понимают процесс реализации людьми рекомендаций мировоззрения, осознание цели и смысла жизни.

Уже в первобытную эпоху формируются первые представления о духовности. Здесь царит идея одухотворенности мира, отраженная в понятии демон, который определял присущую каждой вещи питательную, вдохновенную силу. Но понятие духовности как специфически человеческой характеристики не стало телесной и духовной сути, что еще не делились и не различались. Позже формируется взгляд о одухотворенность только человека и его богов, что создали, то есть понятие духа все больше связывался с особой сутью человека и его положением в мире. Такой подход сформировался еще в античности, где активно использовались понятия дыхание, иус, логос, пиевма как некоторые всемирные начала. Но если в натурфилософии телесное и духовное еще не разделяются и не противопоставляются, то уже у Платона существует их разграничения и противопоставления. Понимание телесного как низшего, не подлинного в человеке стремился преодолеть великий философ Аристотель, снова рассматривая телесное одинаково, как духовное, необходимым, хотя и по разным причинам, началом бытия.

Новый подход к духовности формируется в христианской традиции. Здесь дух уже становится творением, понимается как личный абсолют. Дух святости означает животворящую силу божества. Одновременно возникает представление, что наличие разумной души — отличительная черта человека, выделяющая его из животного мира и уподобляет Богу (Фома Аквинский). В рамках такой традиции закрепляется противопоставление души и тела, божественного, духовного, человека и животного, телесных начал в человеке. В европейской философской традиции, берущей начало с эпохи Возрождения, понятие духа все чаще становилось определению активного начала человека, его творческой потенции, слаженности противопоставление духовного и телесного. Однако эти завоевания философской мысли на пути постижения духовности во многом утрачено в эпоху Просвещения, что раціоналізувало человека и вытеснило понятие духа из средств, которые определяли суть человека. Такая тенденция стала силой в материалистической традиции. Здесь проявляется стремление заземлить проявления духовной жизни человека, связать их с познанным и очевидными материальными процессами, что нередко приводило к возведению духовного в разных его характеристик и форм, даже к отрицанию реальности духа. Дух, духовное стали синонимами сознательного. Духовная жизнь общества в марксизме длительный период сводилось к процессу производства и воспроизводства сознания, а духовная жизнь личности, ее духовный мир зачастую выпадали из сферы философского осмысления. Душа и душевное отождествлялись с психическим и также остались вне философией.

В отечественной философской традиции интерес к проблеме духовности всегда очень сильный, а моральная проблематика занимает существенное место. Уже в Киевской Руси мыслители сформировали духовно-нравственный идеал с отданием предпочтения духовному над материальным, всесторонне поддерживая духовность, нравственность жизни («Повесть временных лет», «Домострой»), Глубокие и оригинальные мысли есть в философии сердца, сформулированному Григорием Сковородой, которая развивалась в творчестве Николая Гоголя, Пантелеймона Кулиша, Памфила Юркевича и др. Развернутое философское обоснование того, что сфера Разума не исчерпывает духовной жизни, ее основа сфера сердца стала базой формирования теории философа Памфила Юркевича. Сердце опережает Разум в познании, творчестве, определяет нравственную жизнь человека. Если Разум управляет, то Сердце порождает энергию, эмоции, чувства, способствует познанию, освідомленню. Из мира выбираем то, что важно и ценно для духа. Философия сердца вошла в основу украинского характера, украинской ментальности, одна из основных черт которых — кордоцентризм.

Проблема духовности центральная в русской религиозной философии конца XIX — начала XX века. ее формирование связано с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Льва Толстого, Ивана Ильина, Семена Франка, Николая Бердяева, Павла Флоренского, Николая Федорова, Сергея Булгакова и других. Здесь духовность определялась двояко: как вдохновение животности, как существенная характеристика человека, что выделяет его из животного мира, и своеобразный идеал, к которому должен стремиться человек в развитии, ориентация на высшие ценности, что является основанием для определения Бога. Значение категории духовность, — преимущественно этическое, означает нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, живет источник достоинства человека, его моральная способность, высшая ценность в противовес бездуховности.

В современной неоклассической и постклассичекой социальной философии проблема духовности является чрезвычайно актуальной. Это связано с общим антропологическим поворотом, произошедшим в философии XX века, со стремлением преодолеть рационализм и иррационализм в понимании человека, поисками выхода из общего духовного кризиса, поразившего современную цивилизацию. Значительный вклад в формирование проблемы духовности сделано в философии жизни, феноменологии, екзистенціалізмі, философской антропологии и др. Здесь можно выделить таких философов, как Мартин Бубер, Макс Пелер, Пьер Тейяр де Шарден, Альберт Швейцер, Аурелио Печчеи, Эрих Фромм, Виктор Франкл и др. Вступает в силу исследования проблемы духовности в современной украинской философии, появляется все больше работ, посвященных проблеме человека, его стиля жизнедеятельности, духовности. Духовность понимается как одна из важнейших существенных характеристик человека как ценностное содержание и направленность бытия человека.

Предложения интернет-магазинов