Идеализм о сознании

Идеализм рассматривает сознание как самостоятельную суть. Субъективный идеализм абсолютизирует индивидуальное сознание личности, а единственным методом ее исследования считает интроспекцию. В рамках такого подхода изучение сознания ограничивается лишь описанием отдельных элементов и их связей в индивидуальном сознании, тогда как существенный аспект исследования сознания фактически выпадает из поля зрения. Здесь есть возможности для раскрытия внутренней логики сознания, но причины, которые ее обусловливают, остаются невыясненными. Подтверждением ограниченности такого подхода может быть кризис, обрушившийся эмпирическая психология Вундта и его последователей, основанного на субъективно-идеалистических основах.

Объективный идеализм выходит за пределы индивидуального сознания. Сознание выступает здесь как самостоятельная суть, которая не зависит от материи, рассматриваются существующие формы общественного сознания, объективно-идеалистическая теория которых в наиболее последовательном и развернутом виде есть в философии Георга Гегеля. Такой подход имеет ряд преимуществ субъективно-идеалистического характера. Во-первых, сознание рассматривается уже не просто как свойство индивидов, а как общественно-историческое явление. Во-вторых, сознание понимается как целостная система, непрерывно развивается. В-третьих, сознание понимается как активно действующий творческий процесс. Все три момента имеют важное теоретическое значение для раскрытия сущности сознания, выявляют ее деятельно-творческий и конкретно-исторический характер. Но взаимосвязь сознания и контекста, в котором сознание формируется и развивается, остается не раскрытым.

Предложения интернет-магазинов