Идеальная природа сознания

Категория «идеальное» производная от понятия платоновской философии «идея», «єйдос» (дословно вид). Принципиальная особенность такого вида вещей, что отличает от непосредственно данного образа вещи — совершенство, истинность, осуществимость в действительно сущее. Идеальное выражает присущее каждому сущему, его истинное бытие, совершенный лик. Такое значение идеального сохранилось в обыденной речи. Здесь воспроизводится значение определенной исключительности, по ту сторонней идеальной в отношении реального мира, то есть некоторые существенные аспекты платоновского понимания идеального стали обще языковыми нормами использования понятия. Традиция продолжается и развивается в научном познании. В философском в ходе традиция оформилась в понятие «идеал», что широко используется в сфере мировоззрения. Трансформация первоначального смысла понятия идеального, который заключается в противопоставлении реального и идеального, привела к формированию нового его значение в современном философском языке. И теперь различают понятия «идеал» и «идеальное», поскольку имеют разное содержание. Понятие идеального начал связываться с психическим, духовным, за ним закрепилось значение, что выражает вторичность относительно материального бытия. Но такое значение является лишь одним из моментов содержания идеального, кроме того, таким, что выделяется преимущественно в материалистической традиции. Поэтому и необходимо более целостное осмысление идеального. Идеальное заключается в выведении идеального из процесса бытия, определении его места в построении специфически человеческого способа бытия в мире.

Существуют различные подходы к проблеме идеального, но им присуще общее стремление понятием идеальности выразить способность предмета или обозначить нечто сверх того, чем понятие идеальности является непосредственно. Это стремление связано с признанием того, что человеческая реальность имеет определенный смысл, который отличается от ее природных свойств и не может быть выведенным из них. Но в смысле сверхчувственного, идеального содержания реальности среди философов нет единства. Можно выделить две общие позиции в решении вопроса. Первую позицию условно обозначают как «діяльнісне толкование идеального». Она связана с именем философа Эвальда Ильенкова. Сторонники такого подхода считают, что идеальное возникает в пространстве человеческой деятельности, которая понимается как специфический способ бытия человека в мире. Здесь идеальное раскрывается как объективное отношение, характеризующее реальность вне психикой конкретных индивидов. Вторая позиция — психологизм или информационный подход, становление которого связано с именем философа Давида Дубровского. ее сторонники определяют идеальное как субъективную реальность, то, что принадлежит миру человеческого интеллекта, психической жизни. Безусловно, понимание идеального как субъективной реальности, то есть реальности человеческих чувств, мыслей, побуждений и тому подобное, с уверенностью оправдано, указывает на субъективность как специфический сторону идеального. Но для раскрытия сути идеального еще не достаточно определить субъективность, а надо выявить специфику. Даже индивидуальное сознание существует не только как субъективная психическая реальность, путем воплощения, опредмечення в продуктах человеческой деятельности, а приобретает объективной формы существования.

Общественное сознание нельзя сводить к сумме сознаний индивидуальных. Общественное сознание объективная в различных общественно-значимых духовных формах. Идеальны не только мысли и чувства индивида, но и произведения искусства, моральные и религиозные принципы, нормы, ценности, научные и философские знания и тому подобное. Есть компонент идеального во всех материальных культурных ценностях. Стол не сводится только к совокупности определенных вещественных характеристик, которые могут быть совершенно разными (стол может быть круглым, треугольным, прямоугольным, деревянным, железным, пластмассовым, иметь одну, две, три, четыре ножки и т. п). Отличительные особенности стола определяются социокультурным назначением — способностью удовлетворять определенные потребности человека, то есть идеальным значением. Все это не позволяет возводить идеальное лишь к субъективной реальности. Идеальное багатоякісне: это и совокупность всех психических процессов, и вместе с тем внутреннее содержание всех предметов культуры. Объективная сторона идеального раскрывается в деятельностном подходе. Здесь подчеркивается социокультурная специфика идеального: «идеальное есть не индивидуально-психологическим, а не физиологическим фактом, а фактом общественно-историческим продуктом и формой духовного производства», — утверждает российский философ Эвальд Ільєнков. Основой раскрытия специальной специфики идеального есть категория человеческой деятельности Положительным здесь является рассмотрение идеального как процесса, а не как чего-то изначально существующего. Но и эта концепция масс определенные недостатки. Если ее оппоненты гипертрофируют субъективные свойства идеального, то Эвальд Ільєнков их несколько недооценивает, настаивает, что идеальное существует «вне председателем и вне сознания людей, как совершенно объективная, от их сознания и воли независимая действительность».

Оба подхода имеют положительные и отрицательные моменты, могут и должны быть преодолены и интегрированные. Возможность синтеза обусловлена тем, что, несмотря на исходную противоположность позиций, их представители с разных сторон приходят, по сути, к определению идеального как знаково-символического компонента человеческой деятельности. Человеческая деятельность основана на информационных механизмах. Реальному превращению вещи предшествует выработка идеальной модели будущих изменений на почве познания данной вещи. Здесь проявляется и сущность идеального, которое предстает как преобразовательный процесс, что осуществляется человеком, но не с самими реальными вещами, а с их идеальными прообразами. Идеальный образ отражает не столько конкретно чувственные вещи, сколько их свойства. Процесс преобразования свойств на идеальное не является простым их отражением в представлении человека. Способность отражать свойства вещей имеют все высшие животные благодаря наличию в них представлений. Но животное хотя и отражает свойства вещей, еще не воспроизводит идеальное, потому что не осуществляет никаких операций со свойствами. В отличие от животного, человек не просто отражает свойства вещи, но и выделяет ее из общей массы свойств, оказывает будто самостоятельного бытия и поэтому способна свободно ими оперировать, то есть у человека свойство приобретает формы абстракции.

Условием для отделения свойства от вещи для самостоятельного ее существования есть знаковая система, что является условием существования идеального, выступает материальным носителем абстракции, обеспечивает ее свободное движение.

Исходная и общая знаковая система — язык. Язык участвует в процессах предметного восприятия и мышления, является основой памяти в ее специфически человеческой опосредованной форме, выступает орудием распознавания эмоций и опосредует эмоциональное поведение человека. Язык, вместе с общественным характером труда, определяет специфику сознания и человеческой психики вообще. Поэтому возникновение и развитие сознания как социокультурного явления неразрывно связаны с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Взаимосвязь внутреннего мира человека с средством его языкового отражения обратили внимание давно. Еще Луций Сенека отметил, что «в душе есть нечто слишком глубоко спрятано — оно и освобождается, когда произносится». На то, что о содержании мыслей человека можно узнать лишь тогда, когда мысли приобрели форму внешности, но такой внешности, что несет на себе печать высшей внутренности, указывал еще Георг Гегель. Эту же мысль развивали и обосновывали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые писали: «На «духе» с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде слоев воздуха, движущихся, звуков — словом, в виде языка. Речь такая же древняя, как и сознание. Язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым для меня самого действительное сознание». Однако, подчеркивая взаимосвязь сознания и языка, мысли и слова, следует понимать, что они не тождественны, т. е. полностью не совпадают. В языке выражается не все содержание мысли, сознания. Мысль, сознание потенциально богаче чем слово. Звуковая речь — это естественная система знаков. К ней также относится и пластика человеческого тела, язык жестов, которая на ранних этапах развития человечества имела не меньшее значение, чем дело, и сохраняет это значение до сих пор. Язык является единственной знаковой системой, что выступает материальным носителем идеального, сознания. Кроме естественных языков, существуют и искусственные, на умышленно создаваемые в науке, искусстве, религии и тому подобное.

Следовательно, любой материальный предмет и явление могут становиться знаком, выполнять знаковую функцию, если являются носителями определенной социальной информации. Такие явления или предметы приобретают смысл и значение. Определенный смысл может иметь в себе кусок ткани, если это флаг или флаг. Для религиозного сознания определенный смысл несут предметы культа, которые для непосвященного выступают просто бытовыми предметами. Можно говорить о символическом значении такого рода предметов, если в них выражается определенная идея национального, государственного, религиозного сознания и тому подобное. Своеобразную знаково-символическую функцию в истории культуры осуществляют реальные коллективные действия, имитирующие, проигрывают жизненные ситуации, культовые, религиозно-мифологические сюжеты. Здесь само реальное действие людей становится той материей, в которой воплощается содержание сознания, его суть (например, танец перед охотой мужчин первобытного племени). Можно сделать вывод, что идеальный смысл или значение тот или иной предмет приобретают только в рамках определенной культуры. То, что для представителей одного социокультурного сообщества имеет определенный смысл и значение, может восприниматься другими людьми, которые не относятся к нему, как простой материальный предмет, который не имеет никакого идеального содержания, этот идеальный знаково-символический смысл останется нерасшифрованным.

Степень связи материальной природы знака с существенным содержанием, выражает, может быть разным. Существуют так называемые иконические знаки (от греч. икона — образ), когда именно материальное воплощение знака выражает его содержание. Так, знаки письменности берут происхождение от рисунков, обозначающих определенные явления. В символах типа герба, флага, культовых предметов эта связь становится более свободным. В развитой письменности и разговорной речи эта связь вообще теряется, поскольку слово как звук или сочетание букв, как правило, не имеет ничего общего с содержанием, что выражает. Итак, понятие идеальности фиксирует воплощенный в материальном предмете содержание и значение, что служат программой для реальных действий людей. А понятие идеального бытия характеризует специфически человеческий способ существования, связанный с духовно-практической творческой деятельностью и функционированием сознания. Во всех ситуациях реализации знаково-символической функции связанные с ней смысл и значение, выражающие определенное содержание сознания, носят идеальный характер. Поэтому сознание идеальна, но идеальна не только сознание. Идеальными являются психические образы, которые производятся и функционируют в сознании в виде плана, проекта, программы дальнейшей деятельности, и весь знаково-символический смысл человеческой культуры.

Идеальное существует как особого рода реальность — субъектная реальность, которая не сводится к субъективной реальности (внутренних психических процессов), но и не сводится к объективной реальности. Идеальные образы и нормы сознания, ее содержание и значение создаются в процессе совместной деятельности людей, в культуре и воплощаются в предметах культуры, то есть возникают и существуют в процессе взаимодействия с окружающим миром и его преобразованиях, вследствие чего опредмечуються, объективируются в предметах культуры. Но особого рода реальностью, которая не тождественна своей материальной форме существования, предметы культуры становятся только в том случае, если они розпредмечуються социальным субъектом (коллективным субъектом), который привлечен к соответствующей культуры и выступает носителем определенных культурных навыков, знаний, ценностных ориентаций. Так, чертеж машины имеет идеальное содержание только для технически образованных людей, способных прочитать чертеж и воплотить его смысл в объективную реальность. Идеальность любого художественного произведения, который всегда имеет определенную материальную форму, проявляется и актуализируется лишь при наличии субъекта, которому удается воспринять, розпредметити то смысловое содержание, воплощенное в книге, картине, музыкальном произведении и т. п, то есть идеальные в любой форме не может существовать без субъекта, его сознания.

Сознание идеальное не только по содержанию, но и по форме существования. Современная наука соотносит психические процессы с деятельностью определенных зон коры больших полушарий мозга. Вы учение физиологических процессов кодирования в мозге слов, что говорятся, позволило расшифровать кодовые характеристики, распознать слова, которые произносятся мысленно. Но мысль, переживание, образ не являются физическими предметами или материальными образованиями. Существование сознания неотрывно от деятельности мозга, нервной системы, тела человека, но не сводится к естественно-биологических процессов. Сознание локализуется в деятельности определенных центров человеческого мозга, но, по сути, сознание позапросторова, идеальная. Специфическим является и время сознания. Человек может мысленно воспроизводить время, в котором никогда не жила, мысленно возвращаться к событиям прошлого или производить образ будущего. Известная мудрость: «Что является самым быстрым в мире? Мнение». Мысль может мгновенно, превышая все физические скорости, преодолевать пространство и время. В этом тоже загадка сознания, скрыты от современного человека возможности мысли.

Предложения интернет-магазинов