Индивидуальная духовная жизнь

Жизнь человека протекает на различных уровнях — индивидуальном и общественном. Поэтому и духовная жизнь человека рассматривается как индивидуальное духовную жизнь и духовную жизнь общества. Безусловно, обе формы духовной жизни неразрывно взаимосвязаны между собой и одновременно имеют разную специфику.

Индивидуальная духовная жизнь разворачивается путем освоения духовного наследия общественной жизни, когда человек попадает в поле притяжения определенных духовных ценностей (настоящих или вымышленных), которые функционируют в обществе. Но жизнь не простое отражение духовности общества. Условием индивидуального духовной жизни выступает формирование внутреннего духовного мира, духовной самости человека, его духовности. Но и сам процесс формирования духовности — часть духовной жизни человека. С другой стороны, в процессе индивидуальной духовной жизни формируются определенные духовные ценности, объективно становятся достоянием общественной жизни, то есть индивидуальное духовная жизнь — непрерывный процесс перехода внешнего содержания бытия во внутренний мир и наоборот.

Индивидуальную жизнь человека молений условно поделить на личную и частную.

Личная жизнь человека, по сути, является внутреннее душевно-духовную жизнь, творения и функционирования мира ее мыслей и чувств, идеалов, убеждений и принципов, страстей, переживаний, устремлений. Именно в процессе личной духовной жизни выкристаллизовывается индивидуальный ценностно-нормативный стержень человека, формируется программа собственной жизнедеятельности, решается вопрос смысла жизни, все психические характеристики — чувства, эмоции, воля, воображение, мышление — приобретают ценностную направленность и определенность.

Понятие частной жизни используется для выражения права человека на автономию и свободу в индивидуальном (в том числе и духовной) жизни, права на защиту от вторжения в нее других людей, каких-то общественных государственных организаций или институтов. Выяснения и обеспечения права человека (юридического и морального) на частную жизнь стало следствием и формой отображения признание самоценности личности, ее приоритетности в системе общественных ценностей в отношении к государству и выступает одним из основных принципов современного правового, демократического общества. Конечно же к сфере частной жизни относится частное дело, имущественные отношения человека чем человек непосредственно владеет и распоряжается как своей собственностью: семья, родственные и дружеские отношения, духовно-психологическую жизнь. Личная жизнь человека имеет индивидуальную фундаментальную значимость. Это та сфера, где функционируют и разворачиваются личная автономия, воля, открываются просторы человеческой души, источники индивидуальной активности и творчества.

Конечно, процесс самореализации, выявления, формирования и развертывания духовных качеств человека происходит в процессе общественной, политической и профессиональной деятельности, развивается и реализуется измерение человека как социальной личности, а уже через нее — индивидуальность. Это развитие всегда ограничено требованиями социума, материальными условиями жизни. Здесь царит царство необходимости, пусть даже осознанной и внутренне принятой. И все же человек не тождественна своей личности, не должна полностью зневолювати в ней, безусловно, должен подчиняться внешним условиям существования. С необходимостью должна существовать сфера при ватного жизни человека, что защищается правом на невмешательство со стороны общественных и государственных институтов. Тогда же сфера частной жизни допускает не только формирование адекватных нормативно-правовых механизмов, которые гарантировали бы невмешательство в ее процесс, но в основном и в напряженный поиск истинных духовных основ бытия. Автономия человека — не просто ее внутренняя независимость, но и самозаконність так же, как и воля есть не просто воля, а воля для человека. Личная жизнь не формируется автоматически. У человека должна возникнуть потребность и способность к самостоятельному духовного бытия.

Личная жизнь, действительно лишено духовных измерений, приобретает искаженных, отчужденных форм. Тогда и в сфере частной жизни человек не чувствует себя человеком, не может стать сама собой, полна тоски, одиночества, неудовлетворенности, чувствует недействительность своего бытия. Если частная жизнь человека лишается истинных духовных измерений, то ее автономия и свобода лишь иллюзия. В сфере своего бытия человек будет думать, чувствовать, выбирать за шаблонами и стандартами, созданными для нее кем-то другим. Свои межличностные отношения человек будет строить сама. Лицо будет решать: кого любить, а кого не любить, с кем вступать в дружеские отношения, а кого избегать, кто достоин уважения, а кто презрения, — основываясь не на личных привязанностях и принципах, не по зову сердца, а исходя из соображений выгоды, сначала заглушая зов души, а потом и вовсе не чувствуя их. В организации своего быта и досуга, человек, лицо опять-таки руководить не соображениями индивидуальных побуждений и склонностей, а соображениями престижа и моды. И наконец, оставшись наедине сама с собой, со своими мыслями, чувствами, переживаниями, человек, лицо найдет, что ей ничего себя спрашивать, то говорить себе, ибо от нее осталась только личная оболочка, что пользуется или не пользуется спросом на современном рынке личностей. Когда же личная жизнь лишается истинных духовных измерений, нарушается мера взаимосвязей с жизнью общественной, то в таком случае человек или стремится достичь благоденствия исключительно в сфере частной жизни, или рассматривает все сплошь не достояние как свое собственное, как объект частных притязаний. Это превращает человека в Робинзона, который живет вузькокорисними личными интересами, к упадку общественной жизни, поскольку ее достояние растаскиваются по частным углам.

В мире повседневности в чистом виде не существует ни повседневной, ни теоретической сознания. Современные крестьяне обрабатывают землю и выращивают урожаи в основном за советами науки — используют рекомендации ученых-аграрников. Вместе с тем тот же ученый — аграрник может находиться в плену обыденных представлений, например, в сфере воспитания детей. Частную жизнь значительно наполнено сочетанием повседневного и научного уровней сознания. Конечно, духовная жизнь в процессе развития цивилизации, перехода ее на уровень информационного общества все более становится научным, обогащается передовыми технологиями, различными видами прогрессивной практики. Однако от таких фактов повседневный мир не перестает существовать. Повседневная жизнь, не охватывается полностью наукой. В ней очень много иррационального.

Предложения интернет-магазинов