Ислам

Ислам — самая молодая мировая религия. По данным всемирной исламской лиги, на начало XXI века. в разных странах насчитывалось более 900 млн. последователей ислама. Мусульмане живут в более 120 странах мира. В 35 странах мусульмане составляют 95 — 99 % населения, в 13 государствах — влиятельное меньшинство, в 28 странах ислам является государственной религией (Иран, Пакистан, Мавритания и др.).

Ислам возник в начале VII века. в юго-западной части Аравийского полуострова в период распада родоплеменного строя и формирования там центральной государства. Одним из основателей религии является Мухаммед (570 — 632 года), 610 года объявил себя посланником единого Бога.

Срок ислам в переводе с арабского означает покорность, а того, кто принял эту религию, называют преданным (с араб.: мусульманин). Отсюда — второе название религии: мусульманство. В Европе ее называют еще магометанство (от измененного имени Мухаммед — Магомет).

Из Аравии ислам распространился на соседние страны Среднего Востока, Египет, Северную Африку, Индию, Индонезию, Среднюю и Малую Азию, Закавказье, Европу. Сейчас ислам является самой распространенной после христианства религией в мире. Как и все религии, ислам имеет несколько течений, наиболее распространенными из которых являются суннитская и шиитская, отличающихся друг от друга некоторыми догматами и обрядами. Основные определения ислама изложены в святой книге мусульман — Коране (в переводе с араб, значит чтения). Написан Коран в VII ст., но в течение длительного периода в него вносились дополнения и изменения. Вторым после Корана источником веры мусульман-суннитов является Сунна (араб.: поведение, пример). В Коране и Сунне наряду с религиозными догматами и преданиями о всесилии Аллаха есть различные моральные поучения, изложены принципы взаимоотношений с другими народами, отношение к женщине, к собственности и тому подобное. Положения Корана и Сунны положено в основу феодального мусульманского права — шариата, в котором четко выявлено суть ислама.

Ислам как вероучение имеет особенности:

— вера в одного бога Аллаха и посланников — Мухаммада и Али. Аллах — один, неотделимый и единственный. Дополняют Аллаха пророки, ангелы, демоны, которые также почитаются как боги;

— почитание священного писания (Корана), в котором рассказывается о сотворении мира, страшный суд, есть ворожбитські заклинания, мифы, стародавньоарабський фольклор, сказания о пророках, указания, регулирующие общественные и семейные отношения. Коран создавался почти 100 лет, завершено в VIII ст.;

— почитание священного писания (Сунны) — свод сказаний о деяниях, поступки Мухаммеда, высказывания по разным поводам, автобиография. Сунна является основой фикха — мусульманского правоведения и шариата — свода мусульман;

— ежедневная пятикратная молитва (намаз): на рассвете, в обед, в три часа дня, при заходе солнца и перед наступлением ночи. В современном исламе есть двух — и одноразовая молитвы — намазы. Перед намазом — ритуальное омовение (водой или песком);

— уплата налога (закят); в древнем исламе — в пользу бедных (чем ислам завоевал симпатии угнетенных), а ныне — в пользу мусульманского духовенства. Закят дополняется садаком — добровольным пожертвованием;

— соблюдение поста (уразу). В течение девятого месяца (рамазан) по лунному календарю (год месячный короче солнечного на 11 дней) мусульманин от рассвета и до наступления темноты не ест и не пьет, а с наступлением ночи и до рассвета может есть и пить. Сейчас это требование упрощенно. Духовенство не требует строгого соблюдения поста от людей, которые работают на производстве, в сельскохозяйственных местностях, беременных женщин и некоторых других категорий верующих;

— хождение на молитвы в Мекку (хаджж) — покаяние в грехах и приобщение к святым;

— священная война с неверными (джихад, или газават). С давних времен этот элемент исламского символа веры насаждал ненависть и вражду среди верующих разных религий. Сейчас этот догмат не выдвигается, умалчивается, но духовенство обращается к нему в зависимости от политической ситуации.

В исламе большую роль играет сложная религиозная обрядность. Мусульманин должен пять раз в день совершить молитву, придерживаться религиозных праздников, постов, обрядов и обычаев, совершать паломничество. Тридцатидневный пост месяца рамазана относится к обрядовых обычаев, которые существовали в древней Аравии до ислама. Вероятно, что по давности пестилися в самый жаркий летний месяц. Отсюда, наверное, и название месяца «рамазан» (по араб. — рамадан), который происходит от арабских слов рамадхар, что означает жара, изнурительный время. Лето в Аравии, особенно конец, самый тяжелый период года в хозяйстве, когда запасы продуктов заканчивались, а нещадно палящее солнце выжигало подножный корм для скота. Это заставляло древних арабов ограничивать себя в еде и переносить значительную часть хозяйственных дел на более прохладную часть суток — вечер и ночь. Тогда же древние арабы, которые верили в добрых и злых духов и богов, устраивали молитвы о ниспослании дождя, чтобы задобрить их. Не спавши первую часть ночи, молились своим богам и духам и, ожидая дождя, объявляли запрет на принятие пищи и питья в течение дня. Следовательно, требования мусульманского поста месяца рамазана — ничего не есть и не пить с раннего утра до наступления темноты, не вдыхать никаких запахов, не купаться и т. п — в основном повторяют доисламские обычаи, которые определяли прежде всего особенности хозяйственной жизни древних арабов.

Ураза праздник розговин, окончание поста, взимаемой в первый день следующего за рамазаном месяца — шавалля. Праздник (длится три дня) верующий должен, согласно правилам ислама, отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание в случае нарушения и заплатить так называемое «почищення праздника перерыва» — фитр-садака.

Праздник жертвоприношения (курбан-байрам) отмечается через 70 дней после окончания уразы. Центральным ритуальным действием курбан-байрама является принесение кровавой жертвы (преимущественно барана или верблюда). Тогда же совершаются паломничества (хаджж) в Мекку (Аравия). В дни курбан-байрама для жертвоприношений забивали лучший скот. В этот праздник, по шариату, овца и коза могут быть заколоты за грехи одного человека, корова и бык — за семерых, а верблюд — за десятерых. За исламом, жертвоприношение необходимое для того, чтобы попасть в рай. Попасть в рай можно только минуя Сират-мост, перекинутый над адом. Мост тоньше женского волоса, острее за лезвие, саблю и горячий от огня. При входе на Сират-мост стоят верблюды, коровы, бараны, заколотый верующими на курбан-байрам. На них верующие и переедут через Сират — мост. Тот, кто не приносил жертвы, не сможет самостоятельно удержаться на мосту и упадет в ад.

Мирадж (праздник вознесения или «путешествие пророка на небо») отмечается по лунному календарю в месяц реджеб. Мирадж (реджеб-байрам) установлен в раннем средневековье, когда после закрепления власти халифов в Палестине в исламе был привит культ Иерусалима (Аль-Кудс) и его «святых» мест. Для этого использовано легенду, по которой в 27 ночь месяца реджебу пророк Мухаммед, поднятый с постели ангелом Джебраилом, совершил на белой фантастической существу — Бураке (от араб, «блестящий», молния) прогулку в Иерусалим и оттуда на семь небес, к престолу Аллаха. Здесь он якобы говорил с Аллахом, сказав при этом 99000 слов. Однако все это произошло так быстро, что, вернувшись, Мухаммед убедился, что постель его было еще теплое, а из опрокинутого ковша ним не успела вытечь вода! Для «обобщения» этой чудесной легенды мусульманское богословие произвольно толковало один из стихов Корана, где говорится о путешествия к отдаленной мечети, которая находилась в Иерусалиме. Позже в стене одного из храмов Иерусалима было «розшукане» кольцо, к которому якобы Мухаммед привязывал Бурака во время своего ночного путешествия. В легендах о мирадж есть немало общего со сказаниями других религий о необычных «путешествиях» или вознесение богов и святых, а также о чудесной «совещание» Бога со своими посланниками — пророками (похожие иудейские мифы о совещании Бога с Моисеем на горе Синай, разговоры с божеством Ильи — пророка, который поднялся на гору, христианские предания о вознесении Иисуса Христа и тому подобное).

Маулюд («день рождения пророка») отмечается мусульманами по лунному календарю в месяц раби-аль-авваль. Как и мирадж, маулюд установлен произвольно, гораздо позже «событий», положенных в его основу. Известно, что мусульманские легенды о Мухаммеде многое повторяют из переводов других религий. Интересно, что ранние мусульманские богословы подробно рассказывают о понедельник, когда родился Мухаммед, и чудеса, связанные с таким событием, но умалчивают или спорят друг с другом относительно, когда конкретно был тот понедельник. Впоследствии понедельник отнесено до 12 числа месяца раби-аль-авваля (рабіі).

Ритуальное обрезание (суннет) в исламе относится к установлений, заимствованных из культов древней Аравии. Возник этот обряд в первобытном обществе как один из праздничных обрядов, которым ознаменовался переход юноши к старшей возрастной группе рода. Подобные мученические обряды (не только обрезание, но и выбивание зубов и другие телесные повреждения), связанные с испытанием мужества юношей, существовали у древних арабов, африканцев, австралийцев и других народов в эпоху первобытнообщинного развития. В исламе, как и в иудаизме, обряд обрезания получил новое объяснение. Обрезание является внутренним признаком религиозной принадлежности и самим этим служит відособленню мусульман от людей других верований, внушает верующим фанатичную идею мусульманской исключительности.

Шахсей-вахсей (ашура) — траурные религиозные церемонии у мусульман — шиитов, осуществляемые на десятый день месяца мухарраму. Согласно мусульманским преданиям, праздник установлен в честь мученического конца внука пророка Мухаммеда — шиитского имама Хусейна (VII век). Исторические факты свидетельствуют, что смерть Хусейна не была мученической и «не выкупила человеческую свободу и право», как учат мусульманские проповедники. Хусейн умер в политической борьбе за власть. «Свобода и право» от этого не победили. Наоборот, сразу за смертью Хусейна люди, спровоцированы на восстание его сторонниками, были подвергнуты жестоким преследованиям. Однако властям не удалось уничтожить последователей Хусейна — шиитов. Действуя тайно, они продолжали добиваться политической власти. С этой целью шииты начали распространять предания о святости Хусейна, а в годовщину убийства устраивали траурные церемонии. Был выдвинут лозунг: «Месть за Хусейна». Возглас, который сопровождает повествование о гибели Хусейна — «Шах Хусейн, вах Хусейн!» («Царь Хусейн, ах, Хусейн!»), — постепенно вошел в обрядовой траурной традиции и позже у европейцев стал синонимом названия ашуры, праздника шахсей-вахсей. VIII ст. значительная часть сторонников Хусейна переселилась в Кум и начала распространять свое учение в Иране. До XVI века, когда шиизм в Иране стал государственной религией, окончательно сложился культ Хусейна. День его смерти объявлен траурным, его празднования сопровождались религиозными обрядами.

Сейчас праздник шахсей-вахсей у шиитов осуществляется как собрание верующих в мечетях.

Ислам в Украине имеет давнюю историю. Массовое распространение ислама концентрируется преимущественно в Крыму, который был ісламізовано в эпоху Золотой Орды. В период Крымского ханства, до завоевания Россией, ислам имел все условия для развития. Так, в XVII ст. только в Бахчисарае было 32 мечети, а на весь Крым действовали 23 медресе и 131 мекгеб (школа начального образования). В дальнейшем мусульманство испытывало притеснения со стороны светской и духовной власти империи. Подвергалось известных преследований татарское исламское населения и в период Советов. Особенно это происходило в период депортации крымских татар. Сейчас возрождаются мусульманские общины. их на начало XXI века. в Украине было 181 и действуют в структуре трех объединений: Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ), Ассоциация независимого ДУМУ и ДУМ Крыма.

Предложения интернет-магазинов