Исторический процесс: свобода выбора

В процессах общественного развития постоянно присутствует борьба взаимовлияний взаимопроникновение различных, исключающих друг друга, явлений. Известно, любой процесс противоречивое явление, закрепляет определенное направление развития и тем самым исключает возможность множества других. Отсюда, выбор всегда сочетается с огромной ответственностью за последствия и не может стать добычей чисто субъективных устремлений человека. Настоящий выбор отличается от произвола тем, что это результат сложного синтеза объективных возможностей внешней действительности и субъективного богатства внутреннего мира человека, накопленного им в процессе социального опыта. В процессе выбора раскрывается настоящий смысл, духовное и нравственное богатство личности, устойчивость или аморфность ее идеалов и убеждений. Именно свободный выбор — проба на прочность компонентов духовности человека: совесть, достоинство, достоинство, честь, ответственность, гражданственность и др. Понятие свободы связывает в единый узел все важнейшие социальные параметры личности. Воля реализуется только конкретно-историческим связью с объективными законами, то есть сопряжена с несвободой. Воля каждого конкретного человека может стать деформированной или же совершенно уничтоженной не только объективно необходимыми обстоятельствами, но и случайным произволом других индивидов. Сложность для человека здесь заключается в том, чтобы правильно сориентироваться в обстановке, понять, что препятствия объективно необходимы, не подчиняясь игнорированию или хитруванню в обход их, а которые являются достижением субъективного произвола или случайного стечения обстоятельств.

Выбор человека зависит не только от понимания или непонимания особенностей сложившейся ситуации, но и от ценностных ориентиров личности. Человек может осознавать, что свободный выбор угрожает ей страданиями или даже смертью, и тем не менее сознательно начинает соответствующие действия. Шкала ценностей, по которой люди выбирают, очень разная и зависит от множества обстоятельств. С нарастанием обоснованности исторического процесса проблема с волей выбора становилась в истории философии все более актуальной. Философы ставят вопрос: Что же лежит в основе, на чем базируется воля выбора? В классической немецкой философии предпринята попытка найти принципы, позволяющие моністично решить проблему свободы. Иммануил Кант считал, что в выборе человек должен пользоваться законом нравственного долга, изначально заложенный в человеческой природе и остается неизменным во всех обществах и всех эпох. И свобода выбора сводится к свободе придерживаться или же действовать по закону, а на самом же деле рациональный, конечно, выбор соблюдения закона. У Фридриха Шеллинга воля выступает как бы в двух ипостасях: во-первых, как иррациональный момент Бога или Абсолютного духа как первичный, безосновный начало мира, что побуждает Абсолют к раскрытию потенций; во-вторых, вершина развития мира и человека, что достигается в свободном творчестве художника, то есть в искусстве. Философ Георг Гегель заземляет и конкретизирует опыт предшественников, подчеркивая, что каждый человек имеет широкую свободу выбора в разнообразной деятельности, используя различные мотивы.

По-другому пытались подойти к проблеме свободы, свободы экзистенциализм и персонализм. В центре учений лежит тезис о свободе воли. Однако воля человека оказывается, по сути, только внутренней волей, свободой. По природе человек свободен. Однако на практике люди — всегда закованы в кандалы. Твердые экономические, политические, правовые, моральные нормы общественной жизни постоянно ограничивают индивидуальность, заставляют ее быть как все, обезличивают ее. Настоящая свобода, воля связана с альтернативой: либо оставаться самим собой вопреки стремлению общества усреднить и обезличить Я (и противопоставить себя обществу вступить с ним в конфликт), или оставаться таким, как все, находиться в согласии с требованиями общественных норм и потерять самого себя, отказаться от своей свободы и индивидуальности. Выбор, достойный человека, — выбор самого себя. Быть свободным в процессе выбора — означает находиться в соответствии со своими убеждениями и идеалами, несмотря на общепринятые нормы.

В современной мировой философской мысли выразительным решением проблемы свободы воли, выбора является концепция персонализма. Возрождая традиции стоицизма и христианства, представители персонализма сделали основной упор на внутреннее самосовершенствование личности. Известно, что в ходе исторического прогресса, субъект всегда имеет возможность выбора. Но возможность может быть абстрактной и реальной. Следовательно, и выбор может быть абстрактным или реальным. Определяя путь поступательного развития достижения будущего, общество вообще же может выбрать вариант развития, предусматривающий «десять тысяч лет напряженного труда и десять тысяч лет счастья». Но такой вариант проблемы не решает. Реальный же выбор, что предполагает учет действия комплекса объективных и субъективных факторов, ограничивает свободу волеизъявления субъекта реально существующими обстоятельствами. Люди всегда находятся в определенных исторических пределах, что делают возможными одни действия и невозможны другие. Однако свобода, воля выбора корректируются не только конкретно историческими обстоятельствами, которые ограничивают диапазон, возможности. Не менее важный фактор, определяющий выбор, — интересы и потребности субъекта, имеет конкретную историчность, определяется социокультурным уровнем развития субъекта, с одной стороны, и всем комплексом общественных отношений — с другой. В процессе общественного развития различные социальные субъекты стремятся монополизировать право на свободу, свободу выбора общественного развития, лишив свободы других субъектов.

Прогресс свободы, свободы выбора в процессе исторического развития зависит от степени прогрессивности той общественной силы, что определяет возможности выбора и проявляется в том, что субъект получает большую возможность делать выбор, что соответствует существенным потребностям, преодолевая внешние препятствия. Другими словами, прогресс свободы выбора внутренне связан со степенью овладения людьми теми природными и общественными силами, которые вовлечены в сферу их жизнедеятельности. Прогресс способствует росту роли способностей, наклонностей людей, организованности и подготовленности их к активной деятельности. Происходит закономерно обусловлено возрастание роли человеческого фактора в историческом развитии и одновременное превращение человека в самомету функционирования социальной действительности. Воля человека в процессе развития цивилизации приобретает все более конкретной исторической формы бытия, стремясь к достижению полноты выражения в таком типе общественной организации, что всю жизнедеятельность общества подчиняет реализации основной задачи — утверждению свободного развития каждого, как условия свободного развития всех. Такой идеал общественного развития, что венчает всю человеческую историю, названный коммунизмом. Основные ценности: социальное равенство и свободное всестороннее развитие всех членов общества. Человек свободно реализует свои существенные силы в единстве со всеми другими людьми, достигает гармонии интересов и интересов общества. Такое общество и есть реальный гуманизм.

Современная философия не может игнорировать тот факт, что каждое общество — результат исторического развития. Понять отдельную личность можно только в контексте всей человеческой истории, всего комплекса общественных отношений. Логический вывод: если человека лишить ее настоящей субстанціальної основы — общественно-исторической природы, ее существование действительно лишается смысла развития истории. Цель общественного прогресса в том и состоит, чтобы открыть простор творческим силам человека. Свобода личности — условие свободы общества. Однако свобода лица не освобождает человека от ответственности за свои действия и от совести как внутреннего судьи совершения поступков. Абсолютизирована воля, что ставит человека «по ту сторону Добра и Зла», что игнорирует право на свободное самоопределение других людей, сама себя отрицает, уничтожает, причиняя колоссальные потери цивилизации.

Предложения интернет-магазинов