Конфуций. Великие философы

Общество нуждалось в идеологии единения, взаимопонимания и покоя. Оно стремилось к установлению более-менее регламентированного порядка, в системе которого каждый смог бы найти для себя обобщенные правила поведения. Нечто подобное предложил народу полулегендарный философ Лао-цзы. Целостную же систему взглядов, базировавшаяся к тому же на глубинной древнекитайской традиции, создал проповедник (а впоследствии — ученый) родом из царства Лу Кун-цзы (Конфуций).

Жизнь будущего философа складывалось непросто. Будучи выходцем из знатного княжеского рода, корни которого уходят династии Инь XI века до н. е., мальчик с детства испытал к себе пренебрежение и обиду, жестокость и даже издевательство. Смерть отца бросила его в водоворот строгого воспитания, выживания, прислужничества ради куска хлеба. Но все же это не помешало ему прикоснуться к мудрости древних культур, переосмыслить их в соответствии с ориентациями времени, выкристаллизовать то главное, что навечно вошло в сокровищницу человеческой мудрости.

Конфуций много путешествовал. Его пытливый ум настойчиво искал ответов на те вопросы, которые постоянно ставило жизнь. Он встречался с государственными деятелями, вел беседы с руководителями различных политических группировок, однако долгое время воздерживался от наставлений и не привлекался к работе (участия) в любой партии.

Фактом биографии Конфуция является его встреча с пожилым философом Лао-цзы, автором довольно известного на то время учения о «дао». Авторитет Лао-цзы был несомненным, и Конфуций с трепетом и глубоким душевным наслаждением вслушивался в наставления философа относительно естественного порядка возникновения, развития и разрушения всех вещей, их совместной праоснови, необходимости гармонизировать отношения человека к миру, сочувствие угнетенным и тому подобное.

Энергичная и волевая натура Конфуция подталкивала его к действию, гражданского волевияву, влияния на государственные дела. От советника до министра — такой путь прошел Конфуций в области общественно-политической деятельности. Он стал первым китайским профессиональным преподавателем и организатором ученых-интеллектуалов. По свидетельствам древних, Конфуций имел около трех тысяч учеников! Он учил мудрости, государственным делам, законам и морали, а главное — быть справедливым как по отношению к людям, так и в отношении государства. Философ был глубоко убежден в том, что «обучение не зависит от происхождения того, кто учится», и отдавал ученикам все свои интеллектуальные достояния практически даром. Ему удалось осуществить ряд прогрессивных реформ и вместе с тем нажить серьезных противников и даже врагов, среди которых был его высокий патрон.

Далее следовали изгнания и долгое путешествие между стран и народов: Конфуция принимали при дворах и в народе; ему отдавали дань уважения; перед ним заискивали и в то же время — преследовали и даже совершили покушение на жизнь.

Суровая судьба закаляла характер, характер выкристаллизовал мудрость, с которой Конфуций вновь и вновь шел к людям, воспитывая высокое нравственное начало.

Философские и морально-этические взгляды Конфуция дошли до нас благодаря свидетельствам многочисленной армии сторонников и критиков философа, в частности, благодаря книге «Беседы ее суждения», которая была составлена учениками философа на основе его рассуждений и суждений.

Центральным понятием, своеобразной философской концепции Конфуция является понятие «жень» — источник моральных качеств людей, организующая и интегрирующая сила естественного существования и человеческой жизни, принцип культуры взаимодействия человека с миром и другими людьми. Главный содержание «жень» философ раскрывал словами: « Чего не желаешь себе, того не делай людям», определена Конфуцием доминантная этико — социальная ориентация позднее найдет воплощение в Библии. А еще позже ее повторит, подняв до уровня «золотого правила нравственности», немецкий философ И. Кант. Даже если бы Конфуций больше не сказал ничего оригинального, именно этим «правилом» он оставил бы о себе память, как об одном из самых гениальных интеллектуалов человечества. Однако Конфуций обосновал сложный и противоречивый разделение людей на социальные группы (категории), общественное значение нравственного воспитания индивидов, сущность государственной власти как механизма руководства обществом на принципах высокого народного доверия, четкого распределения общественных обязанностей и личного примера нравственности господствующих (руководящих) слоев населения.

Конечно, философ создавал социально-философскую систему с общими мировоззренческими ориентациями своей эпохи, ее экономическими и политическими реалиями, научными и общекультурными достижениями и просчетами. Именно поэтому в его учении противоречиво сосуществуют, порой отрицая друг друга, как интеллектуальные завоевания общечеловеческого Достоинства, так и исторически обусловленные духовные ориентации. Скажем, Конфуций, согласно требованиям времени, решительно противопоставляя «благородных» «простолюдинам», трактовал господствующее положение первых их внутренними моральными качествами. Он отстаивал незыблемость общественного разделения людей на соответствующие слои («…Обладатель должен быть обладателем, а подчиненный — подчиненным…»), подчеркивал різноякісній нормотворческой системе, регулирующей их отношения.

Известным Конфуций остался в истории и как проповедник соответствующих правил, ценностей, норм поведения и воспитания. Пять определенных им обязанностей: а) сыновнее почитание родителей; б) покорность младшего брата старшему; в) покорность жены мужу; г) строгое соблюдение женой супружеской верности; и) верность в дружбе — в разных интерпретациях и сегодня присутствуют в культурах и традициях многих народов.

Много ценных советов Конфуций адресовал политикам и государственным деятелям: политик должен заботиться о благе народа и его образовании; обеспечивать питанием, поддерживать оборонительные сооружения, завоевывать доверие. В государстве, поучал он, будут царить мир и согласие лишь при условии, когда каждый выполняет свои обязанности: государь управляет государством, министр — делами, отец выполняет обязанности отца, сын — сына. Воспитывать, подчеркивал философ, нужно примером, а не наказанием, авторитетом, а не унижением личности. Подобный «порядок вещей», к которому нужно возвращаться, по мнению Конфуция, существовал в области тысячелетних империй. Будущее государства мыслитель видел слишком противоречивым и сложным.

Учение Конфуция — конфуцианство — не имело и не имеет сегодня однозначной оценки. Собственно, видимо, ее не может быть вообще. Например, известный китайский философ Мо-цзы (479 — 381 pp. к н.е.) вообще отрицал конфуцианство, особенно в той части, где речь шла о делении людей на «благородных» и «низких», обстоювалися привилегии господствующих слоев населения, разноплановые нормы поведения для разных социальных слоев. Такие же мыслители, как Мэн-цзы (372-289 pp. к н.е.), Чжоу-янь (340-305 pp. к н.е.), восхищались конфуцианством, развивали и пропагандировали его основные положения. Подобные противоречивые оценки в отношении конфуцианства и Конфуция рассыпаны по всей интеллектуальной истории человечества от ее истоков до наших дней. Однако, дело не в том. Конфуций, когда бы ли не первым среди первых мыслителей древности, создал оригинальную и целостную (хотя, безусловно, и внутренне противоречивую) философскую систему социума, обосновал особенности ее функционирования, обнаружил фундаментальные основы интеграции, а главное — в статусе главной общественной ценности поставил ориентацию общественного согласия, морального единства индивида и общества, красоты и добра, истины и справедливости.

Предложения интернет-магазинов