Лао-Цзы. Великие философы

(Родился около 604 г. к н.е. — дата смерти неизвестна)

«Нужно сделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется только созерцать их возвращение»

Жизненный путь каждого Великого философа овеянный легендами, преданиями, домыслами. И это понятно. Неординарная личность в оценках последователей, сторонников и противников со временем возникает слишком противоречивой. Часто бывает даже трудно отличить, где заканчивается реальность и начинаются слухи, которым и вырисовывается он через переводы тех, кто имел к нему прямое или опосредованное дотичність.

Именно такой в истории есть фигура одного из древнейших китайских философов второй половины VI — первой половины V века до нашей эры, основателя философской школы даосизма, современника Конфуция — Лао-Цзы. Рассказывают, что великий Лао-Цзы был образцом мудрости и интеллектуального совершенства. Он рассудительно и спокойно дарил собеседникам свои мысли и размышления о человеке и мире, общие корни устройстве Вселенной и моральные основы человеческой жизни, политику и душевную свободу. При этом философ не пытался сплотить своих слушателей в школу. Не стремился к убедительности. Он просто размышлял. Его суждения имеют противоречивый характер. И все же они оставляли в душе человека заметный след, более того — перерастали в мировоззрение и веру, которые охватывали миллионы сторонников как в те времена, так и в наши дни.

Правда, своеобразная религия — даосизм, — построена на мировоззренческих принципах учения Лао-Цзы о «дао», масс крюк мало общего с отстраненными от действительности, абстрактными суждениями философа, что установить их взаимо — родство возможно лишь с большими трудностями.

В истории сохранились свидетельства о встрече летнего Лао-Цзы с начинающим древней философской традиции Конфуцісм. Лао-Цзы был старше Конфуция на 55 лет. Разговор двух Крупных интерпретируется с уважением к обоим философов, хотя, и это понятно, Лао-Цзы в ней изображается более мощным и взвешенным, Конфуций — таким, что лишь приближается к совершенной мудрости и не оставил еще земных забот, переживаний, радостей. «Я слышал, — сказал будто бы Лао-Цзы, — что умный купец прячет свои сокровища так далеко, что (его кладовой — В.А.) внешне кажутся совсем пустыми и что благородный муж, отличаясь совершенными добродетелями, имеет простоватый вид. Оставь свое тщеславие и безосновательное мечтательность, свою внешнюю величественность и невероятные планы: все это для тебя совершенно не нужно…». Рассказывают далее, что после этих слов Конфуций обратился к своим ученикам с такими словами: «О птицах я знаю, что они летают, про рыб — что они плавают, о четвероногих — что они бегают. Тех, кто бегает, можно поймать в силки, тех, кто плавает — поймать удочкой, тех, кто летает, можно подстрелить. Что же касается дракона, то я не в состоянии понять, как он, путешествуя на ветрах и в облаках, поднимается к небу. Сегодня я видел Лао-Цзы, и он подібен дракону!».

Финальный путь жизненного пути Лао-Цзы также овеян легендами. Рассказывают, что на закате своих дней он просто исчез где-то в районе восточных границ государства. Один из начальников пограничных войск, восхищенный мудростью философа, попросил его изложить мысли о дао и человеческие добродетели. Выполнив эту просьбу, мудрец перешел границу для того, чтобы составить свою престарелую голову на чужбине.

Идеи, взгляды, суждения Лао-Цзы изложены в книге «Дао дэ цзин». Эта книга принадлежит к числу наименее понятных книг мира. В 81-й ее главах, как правило, коротких и лаконичных, изложены мысли о принцип, лежащий в основе всего сущего, о мораль, политику, государство, познание, счастье и несчастье человека. Как свидетельствуют исследователи философской мысли Древнего Китая, она составлена последователями Лао-Цзы. Книга появилась в IV—III ст. к н.е., то есть через несколько веков после смерти философа. Возможно, именно поэтому целый ряд ее положений являются трудными для понимания и не поддаются однозначной интерпретации.

Центральным содержательным контекстом философии Лао-Цзы является учение о «дао» как первооснову, источник всего сущего, принцип организации природы и человеческого общества.

Согласно этому учению, в природе и обществе нет ничего постоянного, все находится в движении, взаємозіткненні, переходит в свою противоположность. Определенную упорядоченность в эти процессы вносит дао. Нарушение требований этого закона ведет к социальных столкновений, войн, катастроф. Следовательно, люди должны научиться следовать закону дао, благоустраивать свою жизнь, найти покой и удовольствие в покое. Активное и деятельное вмешательство в природу и социальные отношения Лао-Цзы расценивает как источник общественного зла. Все должно происходить естественным образом, поучал философ. Поэтому лучшее, что может сделать человек, — это вернуться в тот первоначальный, гармоничный природе состояние жизни, где нет войн, угнетения человека человеком, где каждый человек находит удовлетворение в простой естественной жизни.

Внимательно проанализировав философию даосизма (такое название получило учение Лао-Цзы о «дао»), Г. Гегель нашел ее примитивной. Позволим себе не согласиться с великим философом.

Учение о «дао», как организационный принцип всего сущего, в обобщенной форме проводило мысль о единстве природного и человеческого миров, о (возможных) общие закономерности их сосуществования, о влиянии этих закономерностей в человеческой судьбе, о способе организации жизнедеятельности человека в этих условиях. В той или иной форме идея общего источника всего сущего присуща практически каждой философской системе. Собственно, это и является одним из фундаментальнейших философских вопросов. И то, что его поставил именно Лао-Цзы, поднимает этого философа над обстоятельствами времени, течением эпох, собственными мировоззренческими противоречиями.

Предложения интернет-магазинов