Материя, движение, пространство, время

Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них.

В. И. Ленин

  1. Понятие материи в истории философии и естествознания

Стремление понять, что есть окружающая нас объективная реальность, тянется еще от древних мыслителей, которые сводят ее до определенных первоначал: дао, Инь, Ян, пуруша.

Досократики, в частности Эмпедокл, выделяют конкретные вещественные первоначала: воду, огонь, землю, воздух или все их вместе. Последователь Эмпедокла (основатель научной медицины — Гиппократ) развивает учение о здоровье (ейкразію) и болезни (дискразію) как результат смешения четырех соков организма:

♦ крови — сангве — связанной с огнем (источник — сердце);

♦ слизи — флегмы — связанного с Землей (источник — мозг);

♦ желчи — схоле — связанной с воздухом (источник — печень);

♦ черной желчи — мелане схоле — связанной с водой (источник — селезенка).

Гиппократ был не только великим медиком, но и значительным философом. Он высказывал немало замечательных мыслей философского характера. В частности, Гиппократ понимал все объективно сущее как природу, что приближается к современному пониманию материи: «Все это — единая и не единая природа. Все это множество существ и одновременно одно естество» (Трактат «О еде» //Соч.— т. 2.— М. 1941.— С. 508)

Каждая из форм общественного сознания регулирует человеческую деятельность в некоторой области действительности с помощью присущих ей методов и средств.

У Платона же окружающий нас мир, воспринимаемый чувственно, носит вторичный, зависимый характер от высшего мира — мира абсолютных идей.

Но наибольшее влияние на последующую философию и всю науку имели взгляды Демокрита, по которому вся действительность состоит из мельчайших неделимых частиц — атомов, движущихся в пустоте, соединяясь и разделяясь. Известный физик Г. Фейнман сказал в своей Нобелевской речи, что идея атомизме важнейшая во всем человеческом знании.

В Новое время разное понимание материи у материалистов и идеалистов. Объективный идеализм (Гегель) в общих чертах продолжает линию Платона, а субъективные идеалисты (Беркли, Юм) считают понятие материи фикцией, ошибкой, поскольку в мире не существует ничего, кроме ощущений.

Самым распространенным в Новое время становится понимание материи (вслед за Демокритом) как атомов — то есть как вещества (слово «материя» переводится с латыни именно как вещество). Возникает также понятие количества материи — массы, которая понимается как количество атомов. Такое понимание оказывается достаточно удовлетворительным до конца XIX в., к ряду открытий, сделанных в физике.

Первоначально было предусмотрено, а впоследствии экспериментально установлено существование электрона. Было открыто явление радиоактивного распада атомов (Беккерель), что сделало невозможным возведение материи до атомов. Эта невозможность еще усиливается после предсказания (Максвел) и экспериментального установления (Фарадей) существование электромагнитных полей, а потом и такой их разновидности, как рентгеновское излучение.

Еще парадоксальнее становится ситуация после создания А. Эйнштейном специальной теории относительности (СТВ), в которой показана зависимость массы от скорости. При этом возникает (при понимании массы как количества атомов) возможность трактовки изменения как изменения массы количества атомов.

Все эти открытия приводят к изменению картины мира — научной революции, одним из составляющих элементов которой становится изменение понимания того, что есть материя. Возникает необходимость понимание материи не только атомов, но и как всей объективной реальности. Такие взгляды высказывались и ранее, но не были распространены. Так, французские просветители понимают Вселенную как подвижную материю (Гольбах), а материю — как общую причину наших ощущений. Аналогично этому Фейербах понимает природу как систему разнокачественных тел, а Ф. Энгельс пишет: «Материальное воспринимается и познается».

Такое понимание материи как всей объективной реальности, которая не зависит от человека и познается ею как непосредственно (через ощущения), так и опосредованно через приборы и научные теории), становится наиболее приемлемым.

Как структурные уровни организации материи (специфические формы ее существования) сегодня выделяют неорганическую (неживую природу), органическую материю (живую природу) и социальную материю (человеческое общество).

Неживая природа в зависимости от размера делится на микромир (мир атомов и элементарных частиц), макромир (мир предметов, окружающих человека) и мегамир (мир планет, звезд, галактик). Особый интерес вызывает вопрос о строении материи вглубь — о возможных путях развития физики микромира. С логической точки зрения возможны следующие ситуации:

♦ будут обнаружены першоцеглинки — неделимые далее частицы, настоящие атомы (сейчас на эту роль претендуют кварки);

♦ першоцеглинок не существует, и делимость частиц бесконечна (так называемая глупая, или блошина бесконечность);

♦ окажется взаємоскладеність одна в одной всех элементарных частиц (бутстрап);

♦ винайдеться смыкания микромира и мегамира (так, В. Брюсов сказал: «быть может, эти электроны — миры, где пять материков…»);

♦ появится новая возможность, которую сегодня невозможно предусмотреть. Последний путь считают наиболее вероятным.

  1. Движение

С древних времен и до настоящего времени философы считали важнейшим свойством материи движение, который рассматривался как способ ее существования.

Представление о всеобщность движения возникает одновременно с философией. Древнеиндийские Веды утверждали, что существование Вселенной — это дыхание Брахмы (при этом день Брахмы продолжается 2 160 000 000 лет). Древнекитайский философ Лао-цзы считал, что нет ничего постоянного, все меняется в мире.

В Древней Греции возникают две точки зрения о движении. Гераклит гласит известный принцип панта рей, а Парменид утверждает, что изменений не может быть вообще, то, что мы наблюдаем, — обманчивая видимость. Он понимает изменения как возникновение и уничтожение: то, что есть, существует, будет всегда, то, чего нет, не будет никогда. Они были правы. Действительно, в мире нет ничего абсолютно неподвижного, но с другой стороны, существуют законы сохранения, согласно которым энергия, вещество, количество движений не могут исчезать и возникать. Ситуацию ярко и глубоко отразил В. С. Пушкин:

— Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне производит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.

Соединить устойчивость и движение в определенной степени удается Демокриту, который считает, что атомы вечны и неизменные и всегда находятся в движении. Аристотель, как всегда, подходит к проблеме более дифференцированно и выделяет шесть видов движения: возникновение, уничтожение, изменение качества, увеличение, уменьшение, перемещение. В Новое время материалисты, понимая материи как атомы, объясняли движение исключительно как механическое перемещение атомов.

Французские философы (Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций) признают и другие формы движения материи, однако считают, что все их можно свести к механической. При этом Толанд и Гольбах понимают движение как средство существование материи.

И только Гегель впервые преодолевает односторонний механицизм (сведение всех форм движения материи к механической) и формулирует основные законы движения (развития).

Начиная с конца XIX века. понимание движения материи как любого изменения приобретает все большее распространение (а впервые такая точка зрения встречается в работах Ф. Энгельса). За такого подхода согласно форм существования материи могут быть выделены основные формы движения:

♦ движение в неживой природе;

♦ движение в живой природе;

♦ движение в обществе (социальный).

Обсуждается вопрос о возможности выделения информационной, кибернетической формы.

В каждой из них есть свой специфический носитель и свои особые законы движения. При этом движение в неживой природе рассматривается как попроще (как низшая форма) по отношению до движения в живой природе, а последний рассматривается как низшая форма по отношению к социальной формы движения.

Возникает вопрос о взаимоотношении форм движения материи. Если считают, что явления высшей формы могут быть полностью объяснены законами низшей, то такая позиция имеет название редукционизма. Он существовал в истории науки в виде механицизма (сведение к механике) и фізикалізму (сведение к физике).

С противоположной точки зрения высшие формы движения материи настолько специфические, что законы низших ничего не могут дать в их познании. Эта точка зрения имеет название органіцизму, или витализма.

На самом деле, поскольку низшие формы движения входят в состав высших, то их закономерности действуют в высших и они в определенной степени позволяют изучить эти высшие формы, однако не полностью, поскольку последние имеют свою специфику. Такая точка зрения имеет название інтегратизму. Она позволяет использовать физические методы исследований для изучения медико-биологических явлений и предостерегает против абсолютизации этих методов.

Понятие движения является исходным для объяснения развития и прогресса.

Развитие понимают как движение, при котором происходит необратимая, направленная закономерна изменение, то есть развитие — это обязательно изменение качества. Любое развитие является изменением, но не каждое изменение является развитием.

Понятие прогресса, прогрессивного развития, явно или неявно носит антропоцентричный характер. То есть, мы считаем прогрессивным то, что способствует прогрессу человечества. Главным критерием прогресса и главной целью человечества Организация Объединенных наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила права и свободы личности.

— Движение вообще является изменением вообще.

Ф. Энгельс

— Основные критерии прогресса находятся в трех сферах материальной действительности: системно-структурный касается неорганической природы, функциональный — органическому миру и гуманитарный — общества.

П. В. Алексеев, А. В. Панин

— Все прогрессы реакционные, если рушится человек.

А. Вознесенский

— Духовное совершенствование индивиду — прогресс прогресів.

А. Швейцер

И движение, и развитие, и прогресс неразрывно связаны с пространством и временем.

Пространство и время

В повседневной практике человека формируется представление о пространстве (как взаиморасположение и протяженность тел) и время (как продолжительность существования тел и их состояний). Эти представления обобщаются в естествознании и философии и приводят к выводам о свойствах пространства и времени. Пространство считается бесконечным, трехмерным и обратным, а время — вечным, одномерным и не обратным.

В отношении пространства и времени в истории науки существовало два подхода: субстанциальный и реляционный.

Субстанциальный подход в древности развивали Демокрит и Эпикур, а в Новое время — Ньютон. Согласно им, пространство, время и материя — три субстанции, три вещи, которые могут существовать самостоятельно. Пространство (похож на ящик), в котором есть атомы, планеты, звезды (материя) и часы (время). Материю, ящик и часы можно разделить.

Элементы реляционного подхода были в перипатетика, в Новое время этот подход развивал Лейбниц, и он окончательно утвердился после работ Эйнштейна по теории относительности. В реляционном подходе пространство и время рассматриваются как отношение материальных объектов. Пространство — как взаєморозташувакня, их взаимная координация, а время — как координация их состояний. То есть, никакого пространства, никакого времени вне материальными объектами не существует. Размерность пространства и времени вытекает из неразрывной связи последних двух и представляется чотиримірною характеристикой единого пространственно-временного континуума.

Простейшие пространственно-временные модели Вселенной сейчас связывают с средней плотностью веществ в нем. При критической плотности (2 • 10 29 г/см3) Вселенная должен быть конечным и стационарным (Вселенная Эйнштейна). Если она меньше критической, то Вселенная должна быть открытым и бесконечно расширяться (Вселенная Лобачевского-Фридмана), а если выше критической, то Вселенная должен быть непрерывный, пульсирующий (Вселенная Римана).

Сегодня этот вопрос остается не решенным, потому что открываются все новые и новые виды материи, которые вмещают в себе огромные массы, как черные дыры.

Формам существования и движения материи должно соответствовать, согласно реляційним подходом, свое пространство-время. То есть, движение неживой природы осуществляется в физическом пространстве-времени. А биологические объекты существуют не только в физическом, но и в своем собственном биологическом пространстве-времени. Элементами биологического пространства выступают индивидуальная территория, экологическая ниша и вся биосфера, биологического времени — возраст организма (а возможно, и вида), его внутренние биологические часы, который определяет физиологическое состояние организма, степень его старения.

В. И. Вернадский связывал биологическое время с высшим уровнем организации материи, когда наиболее четко и полно проявляются такие качественные признаки времени, как необратимость и однонаправленность, что является следствием непрерывной последовательной эволюции биосферы, и только с этого времени, считает он, становится возможным истинное вычисление и измерение биологического времени.

Социальное пространство — это пространство, которое охватывается и превращается человечеством, а социальный время — это его история.

Кроме того, могут быть выделены также психологическое пространство и время и, соответственно, психологический возраст организма, который имеет психику (прежде всего человека). Психологический возраст зависит от подвижности центральной нервной системы и определяется способностью человека адаптироваться в новых условиях, ее любознательностью и энергией, а психологическое старение связано, прежде всего, с ростом ригидности, жесткости потери гибкости нервной системой старого человека, что уменьшает ее адаптационные возможности. Психологический пространство понимают как определенную дистанцию между людьми в общении, вторжение в которую, кроме особых случаев вызывает психологический дискомфорт.

Конечно, все эти четыре времена взаимосвязаны, и психологический возраст зависит от биологического и физического. В то же время они относительно автономны, то есть люди одного физического возраста могут иметь различный биологический возраст (такое явление объясняется изношенностью организма). Аналогично и люди с одинаковым состоянием физиологического здоровья могут иметь разный психологический возраст, разные степени свежести восприятия и остроты мышления.

— Время — число движения.

Аристотель

— …пространство является бытием первично-протяжным … которое не содержит в себе ничего, кроме трех измерений… Материя — это бытие вторично-протяженное, или такое, что, кроме протяженности, имеет и физическое тело… материя является бытием в пространстве… Движение является изменением пространства… является ничем иным, как величиной движения… соотношением всех абстракций последовательности.

Г. В. Лейбниц

— Что же такое… время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, даже не колеблясь; но как только хочу дать ответ, я в полной безысходности. Тем временем осознаю, что если бы ничего не происходило, то не было бы прошедшего, и если бы ничего не происходило, то не было бы будущего, и если бы ничего не было действительно существующего, то не было бы и настоящего времени.

Августин

— Прошлое — это тоже вид бытия, и, пожалуй, наиболее надежный.

В. Франкл

— Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношение к чему-либо внешнему, протекает равномерно; по-другому он называется продолжительностью.

И. Ньютон

— …время — это абстракция, к которой мы приходим благодаря изменению предметов. У нас нет никакой определенной меры времени, потому что все связано между собой.

Е. Мах

— …мы должны отказаться от описания атомных явлений как явлений в пространстве и времени…

А. Эйнштейн

— …время, четвероякий сквозняк открытости, позволяет отыскать себя как «наличие», что содержит бытие, т. е. присутствие.

М. Хайдеггер

Дальнейшее философское познание бытия осуществляется посредством философских категорий — основных понятий, философия вырабатывает и совершенствует на протяжении всего своего существования как для собственных целей (выполнения своих функций), так и для общенаучного использования.

Контрольные вопросы:

  1. Основные виды бытия.
  2. Структура человеческого бытия.
  3. Что такое практика?
  4. Формы и структура духовного бытия.
  5. В чем заключаются недостатки понимания материи как вещества?
  6. Основные структурные уровни (формы существования) материи.
  7. Возможные пути развития физики микромира.
  8. Главный критерий общественного прогресса.
  9. Субстанциальный и реляционная концепция пространства и времени.
  10. Основные модели Вселенной.
  11. Биологическое пространство и время.
  12. Социальное пространство и время.
  13. Психологическое пространство и время.

Предложения интернет-магазинов