Методология

Внимание к методу (от гр. «методос» — путь, дорога) — способа получения знаний — является проявлением самосознания, то есть достаточно высокого уровня развития науки и философии. В трудах английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626 гг) и французского философа и математика Рене Декарта (1596-1650 гг.) возникают две концепции научного метода: эмпирически-индуктивного (Ф. Бекон) и рационалистически-дедуктивная (Г. Декарт). При этом оба они убеждены в возможности власти над природой через ее познание, но только при применении соответствующих методов.

Фрэнсис Бэкон считает, что главный метод, которым пользовались античные и средневековые философы, — умозаключения (силлогизмы) — не подходит для научного исследования природы. Предыдущие философы мыслили преимущественно дедуктивным методом, двигаясь от очевидных положений (аксиом) к отдельным выводам. Дедукцией, как считал Фрэнсис Бэкон, не обнаружишь ничего нового. Нужно двигаться в обратном направлении (индуктивным путем), исследовать реальные отдельные вещи, а после этого уже делать выводы. Такой путь, в известной мере, приемлемый в таких науках, опирающихся на наблюдение (например, астрономии, ботанике). Но если использовать только такой метод, то наука становится описательной, лишается возможности проникнуть вглубь вещей.

Рассуждая о трудностях познания, Бэкон писал, что правильному познанию мешают четыре идолы (или призраки):

♦ Идолы рода. их основы — в самой природе человека, потому что она все познает через ощущения, которые не являются мерилом вещей. Они присущи всем людям в одинаковой степени (все мы видим луну величиной с арбуз).

♦ Идолы пещеры. Это собственные ошибки каждого человека. Ярким примером является пещера, описанная Платоном, в которой человек все видит искаженным (например, у разных людей разные вкусы).

♦ Идолы рынка. Это ошибки через влияние других людей: склонность к некритического отношения к общественному мнению, неправильное словоупотребление и споры по этому поводу.

♦ Идолы театра. Это ошибки через влияние различных догм философии и других теорий, которые в театре представляют вымышленные, несуществующие миры.

Фрэнсис Бэкон:

— Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продали себя.

— Любой насильственный запад богат на новое зло.

— Жалок тот, кто ничего не желает и всего опасается; однако это обычная судьба монархов.

— Ничто не страшно, кроме самого страха.

— Не может быть двух более счастливых свойств, чем быть немножко глупым и не слишком честным.

— Управлять природой можно лишь подчиняясь ей.

— Надежда — хороший завтрак, но плохой ужин.

Противоположную, дедуктивную методологию развивает Рене Декарт. Крайний рационалист, он верит в неограниченные возможности человеческого разума, в том числе рационального мышления относительно собственных способов мышления. Основу своего метода мышления Декарт видит в самом мышлении: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Рене Декарт:

— Философия похожа на дерево, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике.

— Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять. Уединение нужно искать в больших городах.

— Стремись всегда быстрее побеждать самого себя, чем судьбу, изменять свои желания, чем порядок в мире.

— …Свобода… делает тебя не господином вещей, а господином тебя самого.

— Ревность является видом страха при желании сохранить за собой обладание каким-нибудь благом.

Метод, за Декартом, должен превратить познание из стихийного процесса в организованный, из интуитивного — в разумный, освободить познание от случайностей и зависимости от таких качеств субъекта, как наблюдательность и острота ума. При таком подходе главным методом познания становится математика, и мысль движется дедуктивно-общие положения устанавливаются не опытным путем, а с применением математики. Этот путь оказался эффективным в создании аналитической геометрии, высшей математике, и в XX ст. он стал важным путем развития науки.

Однако, в целом, для развития науки необходимы и индукция, и дедукция, и подчеркивал сам Френсис Бекон, когда утверждал, что исследователь не должен быть похожим на паука (как то схоласт), на муравья (как эмпирик), а должен быть похожим на пчелу, которая собирает только самое ценное и перерабатывает его. Именно так приобретаются настоящие знания, которые философ считал могучей силой.

Предложения интернет-магазинов