Назначение философии

Начнем с вопроса, который может возникнуть у человека, который только начинает знакомиться с философией: зачем тратить время и усилия, чтобы учить философию, которая имеет своим предметом такие далекие от повседневно-практической жизни вещи? Не лучше ли сосредоточиться на изучении тех учебных предметов, которые обеспечат знаниями и навыками, необходимыми для получения хорошей работы и достижения желаемой карьеры? Ведь мы нуждаемся и работы, и карьеры, чтобы нормально жить, чтобы удовлетворять наши базовые потребности. А какие потребности удовлетворяет философия?

Когда люди говорят о условия нормальной жизни, они имеют в виду прежде всего удовлетворение базовых потребностей в еде, жилище, безопасности, общении, учет и обеспечение которых поддерживает существование человека как живого существа. В их удовлетворении, действительно большое значение имеет квалифицированная и хорошо оплачиваемая работа, к которой готовят специальные дисциплины, за что их стоит глубоко изучать. Однако, как отмечают психологи, кроме базовых потребностей, человек имеет и ряд других — потребности в самоздійсненні, самоутверждении, творчестве, в реализации своего потенциала. В западной психологии эти потребности называют актуалізуючими. В чем же заключается значимость последних?

Оценивая значимость курсов и дисциплин в понятиях их ценности для подготовки к будущей работе и удовлетворение базовых потребностей, мы слишком узко смотрим на то, что должен и может стремиться человек. Такая точка зрения совершенно не замечает наличия «высших» потребностей или просто игнорирует их. Для их осмысления нужна философская точка зрения. Однако хотя философия и анализирует «высшие» потребности, это не означает, что их изучение с необходимостью приводит к самореализации, творчества. Философия лишь помогает в этом, предлагая человеку идеал самоактуализации, или то, что американские философы Н. Веласкес и В. Берри вслед за психотерапевтом К. Роджерсом называют идеалом полнофункциональной личности. Попробуем переосмыслить некоторые из их взглядов, чтобы наполнить этот идеал определенным содержанием и осмыслить его, а в то же время понять и то, как философия может способствовать его осуществлению.

Рассмотрим основные характеристики полнофункциональной личности как таковой, что способна к самоосуществления, самоактуализации. Первая его признак — способность к самостоятельному мышлению. Она может формировать свои собственные отношения и убеждения. Она самостоятельная и независимая, поскольку не поступает в зависимости от того, что в ней запрограммировано, подобно носителя мифологического мировоззрения, или что от нее ожидают другие. Такой человек не обязательно нигилист — мятежник, она только самостоятельно формирует свои собственные мнения. Она думает, оценивает и решает для себя. Что может лучше обрисовать дух философии и ее значимость для достижения такой интеллектуальной и поведенческой независимости? Вопрос чисто риторический, поскольку, как видим, философия возникает как средство освобождения от жестких мировоззренческих и поведенческо-личностных зависимостей.

Другая важная характеристика — это глубокое самосознание, емкость которой, как мы помним, тесно связана с развитием философского взгляда на мир, на себя. Полнофункциональная лицо исповедует мало иллюзий относительно себя и редко удается до поверхностных оправданий своих убеждений, пристрастий, действий. Однако именно философия призывает к постоянному испытания, рефлексивной переоценки базовых интеллектуальных оснований жизни. Ведь только философская рефлексия способна привести к осознанию ранее не осознанных убеждений и предпочтений, сравнить их с другими возможными предпочтениями и убеждениями, выявить их ограниченности, осуществить выход за эти пределы и сформировать более адекватные основания существования.

Следующая черта полнофункциональной личности — это гибкость. Кардинальные изменения, нехватка постоянства в мире человеческого бытия способны сломать только человека с жесткими, вроде мифологических, убеждениями. Однако они не в состоянии расшатать и нарушить личность, способная к самоактуализации. Полнофункциональная, философски воспитанный человек способен к постоянному саморефлексованого контроля, к самоперебудови, она самосознательная и саморефлексуюча, может истолковывать, учитывать и оценивать влияние изменений внешнего мира, адекватно реагируя на них закономерными и гибкими изменениями собственного внутреннего естества. Постоянно испытывая, философски — критически пересматривая базовые интеллектуальные основания жизни, учитывая внешние воздействия на них, человек становится более гибкой и устойчивой, способной постоянно возобновляться и выстаивать перед лицом сомнений, беспорядка, неопределенности и хаоса. Ведь философия с начала своего существования как раз и приводит мир в его перспективе, рассматривает каждую вещь в зависимости от целого, рисует общую картину действительности, в которой есть место для таких предметов, как надежда, вера, любовь, то есть тех вещей, которые только и способны удержать человека над пропастью небытия.

Важная характеристика полнофункциональной личности с философским мировоззрением заключается в ее способности к творчеству. Такое лицо не обязательно должно быть писателем, художником или музыкантом, поскольку творчество может проявляться многими способами и на множестве уровней. Такие люди проявляют творчество, что бы они не делали. Ведь именно философия, как отмечалось в предисловии этого учебника, представляет определенную идеальную плоскость человеческого трансцендування — аналога бесконечности человека, способного охватить бесконечность, выйти за собственные пределы, превратить внутренние предпосылки видение мира и, увидев благодаря этому новые пути выхода из проблемной ситуации, создать предметные, знаряда,еве условия решения проблемы. Философия не только испытывает и превращает наши внутренние принципы, но и определяет точку опоры нашей рефлексии, которая предоставляет возможность соотнести единичную проблему с полнотой всех связей Универсума и тем самым открыть перспективы ее решения.

В конце концов, именно они — философская рефлексия и герменевтичне истолкования — с залогом нашего понимания мира, из глубин его бытия, которые даются нам через наши переживания. Чаще всего, отмечает Н. К. Мамардашвили, наше переживание сопровождается устранены — сторонним взглядом на мир: он как будто выталкивает нас в момент переживания из самого себя. В этом состоянии человеку много чего может открыться. Но для того, чтобы это произошло, нужно не только остановиться, а оказаться под светом или в горизонте вопроса: почему это тебя так поразило? Например, почему я такой раздраженный? Или наоборот: почему я так радуюсь? Застыть в радости или страдании. В этом состоянии — радости или страдания — и скрыт наш шанс: что-то понять. Однако это только пол пути. На второй его половине нужна философия с ее рефлексией и понятиями. Без помощи рефлексии и понятий дальше идти некуда. Например, мы можем ударить того, кто нас обидел, или же самовлюбленно нести свою обиду и обвинять во всем окружающий мир, лишившись через это возможность заглянуть в себя и спросить: а почему, собственно, я злюсь? Ведь в этой злобе есть кое-что и от меня. Направленная на внешние предметы, в действительности она чтото говорит или пытается сказать и о нас самих, о том, что происходит и в нас, и вне нас. Поэтому именно герменевтично-рефлексивное осмысление нашего переживания требует философских понятийных средств для отображения как отделенности нас от мира, так и взаимного отождествления и слияния, благодаря которым нам открывается бытие.

Следующая черта полнофункциональной личности, которую помогает сформировать усвоения философии, — это ясно концептуализирована, хорошо продуманная система ценностных представлений в области морали, искусства, политики и тому подобное. Поскольку с момента своего возникновения философия интересуется ценностями в различных сферах, она предоставляет возможность людям сформулировать собственные ценностные ориентиры, осознать смысл их собственной жизни.

Как отмечает современный американский философ и психотерапевт В. Франкл, наличие у человека системы ценностных ориентиров, которые определяют высшие потребности и стремления, смысл жизни в целом, являются крайне важными. их потеря или отсутствие, даже при условии прекрасной карьеры, хорошей работы, материального достатка и физического здоровья, нередко (В. Франкла есть такая статистика) приводит к психическим неврозам, к самоубийству. В традиционных обществах, отмечает. Франкл, сама традиция диктовала человеку, чего ей желать. С распадом традиции человек оказывается один на один с личной проблемой добровольного поиска смысла жизни, высших желаний и стремлений. И бывает очень плохо, когда она их не находит. Душевное здоровье человека оказывается зависимым от того напряжения, которое возникает в психике человека, которая осознает разрыв между тем, кем она является, и тем, кем бы она могла стать. В. Франкл считает, что именно философия и является основой метода логотерапии, или лечение смыслом, метода, которым американский философ пользуется на протяжении многих десятилетий.

Немало философов, придерживаясь аналогичной точки зрения относительно назначения философии, выражают ее несколько по-другому. Так, Аристотель излагает свою позицию по поводу самореализации человека, разделяя телесные блага (как — то здоровье), внешние блага (богатство), духовные блага (например, добродетель). В своем трактате «Никомахова этика» он пишет, что счастье — цель и конечная направленность любого человеческого существа — не может состоять из любых действий тела или чувств. Другими словами, счастье не заключается в удовлетворении базовых потребностей. Скорее, счастье включает в себя удовлетворение потребностей высшего уровня, которое, по Аристотелю, связано с действиями самого благородного и лучшего, что есть в нас, — ума, причем не практического, который тоже направлен на базовые потребности, а разума спекулятивного или теоретического. Активность последнего, по Аристотелю, и есть счастье как существование в человеке интеллектуальных добродетелей, главной из которых является философская мудрость, что обеспечивает человека высшими истинами и ценностями. Последние наполняют человеческую жизнь глубоким смыслом, верой, надеждой, любовью.

О большой роли философии в поисках смысла жизни человеком, которая оказалась в критической ситуации, есть много честных и откровенных показаний. Одно из них принадлежит Северину Боецію, который, дожидаясь казни, перед лицом неизбежной жестокой смерти именно благодаря философии нашел мужество и силы создать лучшую свою книгу «Утешение философией».

Завершая наши размышления относительно значения философии в жизни отдельного человека, отметим еще и такое. Занятия философией систематизируют личный опыт, формируют упорядоченную систему знаний, ценностей, ориентиров. Человек настолько свободен, насколько осведомлена о значимости внешних воздействий на ее жизнь, насколько она может субординувати эти влияния, ориентироваться в их спектре. Философия, в конце концов, привлекает человека к истории мысли, знакомит с различными точками зрения, что, в свою очередь, способствует развитию открытости, толерантности, человечности.

Кроме личностной, философия имеет еще и общественную значимость. Она выполняет в обществе ряд важных функций. Главные функции философии достаточно хорошо изложены в учебниках. Среди этих функций выделяют мировоззренческую, методологическую, поздняя пальну, ценностно-ориентационную и др. При этом надо иметь в виду, что любая функция имеет место и смысл только тогда, когда философия: во-первых, выступает элементом более широкой социально-культурной системы; во-вторых, вызванная к жизни этой системой, детерминирована ею; в-третьих, способствует целостности и одновременно развития последней. Философия коренится в социально — культурной системе, аккумулирует и передает следующим поколениям мировоззренческий опыт. Она создает обобщенные образы человека (антропология), бытия (онтология), деятельности (праксиология), познания (гносеология), ценностей (аксиология). Философия выполняет и критическую функцию. Анализируя предельные основания человеческого бытия в социокультурном среде, проявляя ограниченности этих оснований, она формирует образы бытия должного, т. е. выдвигает новые идеалы, строит «возможные миры». С этим связана ее прогностическая функция.

Предложения интернет-магазинов