Неокантианство

Неокантианство возникло в 60-х годах XIX ст., представлено в основном двумя философскими школами — марбурзькою: Герман Коген, Пауль Наторп, Эрнст Кассирер и фрайбурзькою (баденской): Вильгельм Віндельбанд, Генрих Риккерт. Учение неокантіанства распространилось во Франции (Шарль Ренувьє, Отто Амлен), в Италии (Керри Кантоне) и России (Александр Введенский, Георгий Челпанов). В основе неокантианства лежит воспроизведение и развитие идеалистических и метафизических элементов философии Иммануила Канта, игнорирование ее материалистических и диалектических элементов. Суть вещей, явлений и процессов (за Кантом «вещь в себе» или отбрасывается, или истолковывается субъективно-идеалистически как «предельное понятие») познанию, которое рассматривается как априорное конструирование чувств. Представители марбурзької школы особое внимание уделяли идеалистической интерпретации научных понятий и философских категорий, толковали их как логические конструкции.

Философы баденской школы основное внимание сосредоточили на обосновании противопоставление естественных и общественных наук, на основе учения о практический и теоретический разум, стремились доказать невозможность научного познания социальных явлений, доступных будто лишь аксіологічно-нормативном и теологическом рассмотрения сквозь причину вечной «проблемы ценностей». Тесная связь с идеями неокантіанства есть у представителей современного критического рационализма (Уильям Бартли, Имре Лакатос, Джон Уоткинс, Генри Альберт и др.). Философы претендуют на формирование принципов рационального объяснения знания, человеческих действий, социальных идей и институтов и др., на основе их критики и совершенствования. Основные принципы критического рационализма: фаллібілізм — определение гипотетичности любого научного знания; методологический рационализма — возможности определить на основании критического рассмотрения те или другие гипотезы, более доказательные сравнению с другими; утверждение возможности описания с помощью научного знания объективной реальности. Представители критического реализма, подчеркивая целостность научного знания, взаимозависимость уровней, рассматривают научные знания как непрерывный критический диалог между различными типами научных теорий, между наукой и не наукой. Принципы ведущих представителей критического реализма на позиции научного релятивизма, который абсолютизирует относительность, условность человеческого познания, ведет к отказу от определения объективной истины и ее критериев.

Основные достижения Иммануила Канта неокантіанцями рассматривались как наглядное воспроизведение (пространство и время) и рассуждения (категории) — суть основная функция объекта познания. Главной ошибкой в познании, что приводит к ошибкам, является признание объективности «вещи в себе». «Вещь в себе» представители неокантіанства различных направлений критиковали, полагая, что «вещь в себе» есть лишь задачи познания, конечная, но не достигнута цель, лишенная содержания. Как реакция на марксизм неокантіанство отрицает возможность существования и познания законов общества, окружающего мира.

Предложения интернет-магазинов