Нормы морали

Норма — это образец, правило, принцип деятельности, признан социальной организацией и заданные для исполнения ее членам. Для этики важно, как эти нормы возникли. Существуют две противоположные позиции. Материалисты объясняют происхождение нравственных норм из потребностей общественной жизни (регулирование отношений между индивидом и коллективом); теологи считают, что источник моральных норм сверхъестественное — Бог. В подтверждение мыслей религиозные мыслители ссылаются на Святое Писание, особенно Евангелие, указывают, что Священное Писание пронизано особым отношением к нравственного Добра и Зла. Это видно и в изображении лиц, и в описании событий. Известно, что Иисус Христос сам достойный подражания образец нравственного совершенства. Священное Писание подчеркивает моральную сторону дела, и поэтому обязывает людей подумать о том, свидетельствует ли это о сверхъестественное происхождение моральных норм. Видимо, вероятно, свидетельствует. Ведь именно источник, как утверждают теологи, согласованное с мнением и волей Бога. А вот все моральные истины могут стать правилами поведения — это уже другой вопрос.

Следовательно, позиция религиозных мыслителей по поводу источника моральных норм вызывает сомнение. Является ли отказ от позиции теологов доказательством истинности позиции материалистов? Необходимо подумать. Если нормы формировались из потребностей общественной жизни, то все морально, что служит обществу. Можно ли согласиться с таким тезисом? Спорный вопрос. В истории общества такой подход уже существовал. Люди насильно переделывали в винтики и другие детали пирамиды власти, должны были подчиняться тому, что определялось как общественные интересы. Такая практика неизбежно разрушала моральное сознание: в обществе, где шла безжалостная охота на людей независимых, свободомыслящих, высокие моральные качества становились не только лишними, но и опасными.

Реальное развитие общества — сложное сочетание, всегда неожиданная равнодействующая человеческой личной и групповой судьбы, действий, цели, но совсем не является результатом единого, направленного (кем и куда направленного?) строительства. Следовательно, считать, что нормы сформировались только из потребностей общественной жизни, не совсем верно. Видимо, источником моральных норм всегда является человеческая деятельность и ум, возможно, именно тех независимых и свободомыслящих людей. Разум способен познать истину. Разум может определить, хорошие или плохие человеческие поступки и человеческое отношение к ним. Истина о добре опирается на понимание природы человека и его цели, ибо благо то, что соответствует этой природе и цели самого бытия. Ни одна из моральных норм не может противоречить разуму и человеческой природе. В большинстве случаев, когда выражаем мысли, что является моральными нормами обязанность, добродетель, обсуждаем одну из проблем этики. Чтобы наполнить содержание этики, надо найти то общее, что присуще моральным нормам. Что является общим и присущим только моральным нормам? На этот вопрос известные философы — этики давали самые разнообразные ответы и ни одна из них не является полностью удовлетворительной. Но ближе к истине, считает кое-кто из философов, подошел английский философ — этик Джон Мур. Общим для всех этических норм и этикой называл науку, которая занимается решением вопросов: Что такое Добро? Что такое Зло? И такой подход может иметь много значений. Если люди говорят: «Сейчас поступаю хорошо» или «Вчера у меня был хороший обед», то каждое из таких предложений некоторая своеобразный ответ на вопрос. Точно также каждая мысль, выражающая одобрение или осуждение в адрес людей или вещей, которые существовали, существуют или будут существовать, дает некоторую ответ на вопрос: «Что такое Добро?». Но не в таком смысле ставит вопрос научная этика. Ни эта, ни множество подобных ответов не могут войти к этической системы, потому что этика наука, которая имеет причины и принципы, достаточные для решения вопроса о правильности каждого отдельного ответа.

Итак, Что такое Добро? Дать ответ на этот вопрос очень сложно. Описать суть понятия возможно только тогда, когда понятие является чем-то сложным. Можно дать определение, например, лошади, потому что лошадь имеет много различных свойств и качеств, которые можно перечислить. Понятие же добро — такое же простое, как и понятие » желтое, синее, и тому подобное. Но пока не дадим определения, этические соображения могут оказаться ошибочными. Поэтому используем другой метод, определим понятие через описательность. Общим для всех этических норм, характеризующих понятие добро, есть прилагательное хороший. Итак, добро-это те отношения, поступки, к которым применимо прилагательное хороший. И этика стремится установить свойства, присущие всем хорошим предметам.

Добро и Зло — это категории этики, в предельно обобщенной форме означают моральное и аморальное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности. Такой подход к определению ведущих категорий этики может подтолкнуть к мысли, что в науке этике мало научного. Поэтому возникает проблема научности этики. Научность этики связана с глубоким познанием деятельности человека, с целью и смыслом жизни. Надо помнить, что отдельные пауки со своими позитивістськими установками вносят в эту сферу мало из того, что объясняет такую связь. Вопрос о смысле человеческой жизни связано с проблемой человеческого бытия и бытия вообще, а потому истинная философия бытия — опора этики. Научной же имеем право назвать только ту этику, которая связана с такой философией.

Часто стремятся понятие научной этики связать с гипотезой эволюции человека. Эволюционизм подчеркивает, что этические принципы изменчивы, что взгляды на добро и зло меняются. Такая изменчивость самих основ поведения должна бы вести к полной относительности в этике: что является добром, а завтра станет злом и наоборот. Однако человек воспринимает добро и зло не как относительные, а как абсолютные неизменные ценности. Обстоятельства меняются, люди по-разному осуществляют плохое и хорошо, но суть этих ценностей меняется не больше, чем сам человек. В человеке обнаруживаем второстепенные, случайные изменения, а принципиально, по своей природе, человек остается той же. Именно эта неизменность самой ее сути и позволяет называть людьми тех, кто очень отличается от других существ и считать их способными к нравственной жизни. Гипотеза эволюции этики, а не человека вообще, важна лишь для позитивистской науки о морали. Для этики гипотеза эволюции имеет второстепенное значение, однако меняются условия жизнедеятельности человека, ее возможности и отношения, меняется и мораль, а следовательно, и этика.

Религиозная этика всей системой взглядов влияет на человека, на цель его бытия, на смысл существования, формирует поведение человека. Если говорить про сами основы поведения, очень многие из ее моральных заповедей совпадают с научными принципами, которые человек должен был бы положить в основу своих действий даже без религиозных источников. Такая, заповедь о любви к врагам — тяжелый для науки и военного дела принцип поведения. Однако человек, который руководствуется разумом (а не идеологии), признает его нравственное величие. Кроме того, большинство моральных принципов, с которыми встречаемся в Библии, становятся полностью понятными, поскольку провозглашают милосердие, сострадание, помощь. И здесь надо отметить, что уже две тысячи лет теологи пытаются добавить научности открытой этической истине. Так, Фома Аквинский ввел идеи Аристотеля в рамках христианской этики.

В просветительской деятельности церковь по обязанности служения занимается нравственными вопросами, поднимает свой голос, когда возникают этические проблемы. Например, Папа Иоанн Павел II в своих трудах много говорил о этические проблемы. Так, неоднократно выражал свое отношение к моральным проблемам, которые прогресс биологии и медицины породили в супружеской и семейной сферах жизни. Рассматривая религиозную этику, не должны забывать ее особенность, что некоторые этические нормы дополнены в религиозных писаниях сверхъестественными истинами. Эти истины принимаются на веру, и разум может быть с ними не согласен (например, истина о освещающую душу благодать, и истиной о единении с Богом в вечной жизни и тому подобное). Необходимо подчеркнуть, что постоянно возникают новые проблемы в смысле этики, в ее предмете происходят изменения. Особенно это характерно для западной этической мысли. Интерес проявляется к нормативной этики, прикладных отраслей этики. Начали активно развиваться такие ее виды, как медицинская этика, экологическая, педагогическая и др. В современности этика вышла за пределы одной только науки, например, медицины и получила комплексный характер. Проблемы эвтаназии, самоубийства, аборта, отношение к безнадежно больных людей, инвалидов, которые постепенно умирают, к физически и умственно отсталых, стариков и одиноких — все требует с позиций этики, морали, внимания, их заставляет напомнить о трагедии и несчастья жизни, о ранах и обязанности, болезни и страдания, а значит, и задуматься над самой главной философской проблемой — проблемой жизни и смерти.

Предложения интернет-магазинов