Основные духовные потребности

Никакая деятельность, тем больше производство, не начнутся, если к тому же нет внутренних объективных предпосылок. Такими предпосылками, внутренними побудителями активности выступают потребности. Духовные потребности: познавательные, эстетические и моральные. Возникновение познавательных потребностей связано с необходимостью получать объективную информацию об окружающем мире, чтобы иметь возможность адекватно ориентироваться и превращать. Сначала потребности вплетены в материальнопрактичной жизни людей. Познавательные потребности начинают выделяться из мира материальных потребностей, приобретать преимущественно духовность лишь на достаточно высоком уровне развития общества. Но возможность заложена уже в специфике человеческого существования.

Человек живет в мире, который постоянно расширяется, а потому и постоянно встречается с положением неопределенности, что невыносимо для него, и стремится преодолеть. Человек имеет потребность в предвидении будущего, для чего ему необходимы знания, которые в данный момент могут и не иметь непосредственной пользы, тем самым создается определенный избыточный запас знаний. Вместе с расширением человеческого мира расширяется и совокупность знаний человека, что имеет системность. Утилитарно значимые в данный момент знания будто нанизывают другие, что такой значимостью не обладают, но без них невозможно было бы построить систему знаний. Познания постепенно превращается в самостоятельную форму деятельности и сознания, начинает развиваться по собственным законам, а познавательные потребности все более приобретают духовность.

Человеку нужны не просто полезные, правильные, точные, истинные знания, опираясь на которые она может рационально строить свою жизнь и более-менее точно предсказывать будущее, и с помощью средств науки приблизить будущность. Истина становится важной духовной ценностью. Наконец, в современном мире наука начинает идти будто перед практикой. А для общества удовлетворения познавательных потребностей — духовных, а не только материальных, утилитарных, становится важным условием расцвета. Важным, но не единственным. Поскольку общество — надбіологічна форма совместной жизни людей, то общество нуждается и в надбіологічних формах регулирования взаимоотношений между людьми. Именно как такие формы служат моральные нормы, принципы, ценности. их возникновение обусловлено естественными потребностями совместной жизни людей, а сами потребности имеют конкретную историчность. Но моральные ценности выступают в форме определенных идеалов, законов, предусматривающие совершенство мира.

С развитием человека развиваются и его потребности, постоянно устремляются в будущее, стремлением преобразовать мир, улучшить его. В своем стремлении человек нуждается в конкретных ориентирах, в определенных критериях для различения Добра и Зла. Категории Добра и Зла — важнейшие нравственные категории, всегда отражают в форме нравственных оценок и предписаний практические задачи социальных субъектов в современности и на будущее, что формируют, с одной стороны, требования сохранения уже достигнутого в ходе развития культуры, а, с другой — выражающие неудовлетворенность сущим и цели дальнейшего исторического развития. Иногда понятие Зла считают только религиозным или аллегорией логической абстракцией. Между тем «зло есть душевная склонность человека, присущая каждому; якобы некоторое живуче, в страстное тяготение к разнуздання зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению власти и к полноте захвата», побеждает там, где «духовных не возможностей нет, а душевность возможна бесчисленное». В современных условиях зло становится Злом абсолютным как угроза существованию рода человеческого. Вот почему свести духовно-нравственные пределы индивидуального и общественного бытия, препятствующих самовідданню злу, формированию у человека потребности и способности их создавать и сохранять является необходимым условием персонального и социального выживания, подлинно человеческого развития.

Современная жизнь порождает потребность установить гармонию между наукой и нравственностью, поскольку каждое научное открытие имеет положительный и отрицательный потенциал. Но гармония между Истиной и Добром будет не полной без включения в нее эстетических начал, искусства, поскольку ни наука, ни нравственность еще не исчерпывают полностью всю духовность бытия. Причина, по которой искусство обогащает людей, считал Нильс Бор, состоит в способности напоминать о гармонию, недостижимую для системного анализа. Искусству присущ целостный, синтетический взгляд на мир, что открывает загадочное, иррациональное, которое не поддается рациональному научному познанию. Поэтому искусство всесторонне, целостно развивает индивидуальность человека, его сознание и чувства, творческий потенциал. Искусство обращено к эмоциональной стороны человеческой природы, развивает чувства. А без человеческих чувстве и страстей нет деятельности, творчества, нет героических дел, нет и морального величия. Человек, моральное сознание которой состоит из одних только правил, что живет, по выражению Льва Толстого, в мире отраженного жизни, часто выглядит жалким при реальном столкновении с ней, с человеческими чувствами и страстями, равнодушной к людям, не умеет любить и ненавидеть, ее правила не касаются глубоких сфер жизни. Будучи, собственно говоря, правилами внешней благопристойности, они не способны помочь ей найти адекватный стиль поведения в тяжелой ситуации. Воспринимая эмоционально или негативно произведения искусства, человек общается с творческим, деятельностным началом человека, получает стимулы, побуждающие соблюдать или отвергать ее идеалы. В таком смысле искусство — сама человеческая форма общения и привлечения, присоединения к высотам человеческого духа, важное условие социализации индивида, является самосознанием культуры и ее кодом в процессе общения с другими культурами. Гармонизация эстетических, познавательных и нравственных потребностей — необходимое условие нормальной духовной жизни общества, развития духовности человека.

Предложения интернет-магазинов