Особенности закона о свободе совести

Отделение церкви от государства не означает того, что законы, воплощен общегосударственную волю и волю других политических субъектов, вообще не регулируют отношения между церковными организациями и государственными органами. Такая постановка вопроса не отвечала бы социальной природе религиозно-церковного комплекса. Религия является составной частью общества. Религиозные отношения выступают содержательным элементом неполитических отношений гражданского общества, поэтому государство обязано защищать и надежно регулировать такие отношения. Но общество состоит из религиозных и нерелигиозных групп населения, поэтому государство через законодательство также регулирует отношения между этими категориями граждан.

На первое место выступает предоставление со стороны государства возможности исповедовать любую религию при условии, что отправление определенного религиозного культа не нарушает законов, не посягает на права других граждан и не вредит здоровью людей. Законодательное регулирование религиозных отношений существует практически во всех странах. Так, в ст. 14 Конституции Бельгии подчеркивается, что свобода вероисповедания и отправления культа гарантируется при условии прекращения правонарушений, осуществляется при реализации свобод. Конституция Японии признает свободу вероисповедания только в пределах, совместимых с общественным спокойствием и порядком, а также с обязанностями подчиненных (ст. 28). В Конституции Швейцарии говорится, что осуществление гражданских и политических прав не может быть ограничено предписаниями или условиями церковного или религиозного характера. Религиозные убеждения не освобождают от исполнения гражданских обязанностей: «Свободное отправление религиозных обрядов обеспечено, не нарушаются требования общественного порядка и добрых нравов» (ст. 49 — 50). Католическая церковь на соборе в Ватикане приняла декларацию о религиозной свободе, где указывается, что религиозные организации и верующие обязаны выполнять требования светской власти, не нарушать общественный порядок и гражданское общество имеет право защищаться против злоупотреблений, которые могут иметь место под лозунгами религиозной свободы.

В Украине законодательно закрепляются условия осуществления свободы совести. Во-первых, политико — правовые — в ограничении возможностей церкви вмешиваться в государственные дела; церковь отделяется от государства; осуществляется определенная секуляризация государственно-правовых отношений и народного образования; юридическое обеспечивается право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести гуманистическую пропаганду; во-вторых, идеологические в доступности массам образования, науки, культуры; в обеспечении права личности на всестороннее развитие. В Конституции в главе «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» рассматривает характер взаимодействия личности и общества, гражданина и государства. В Украине свобода совести является конституционным принципом, нормой государственного права: каждому гражданину предоставлено право и обеспечена возможность свободно определять отношение к религии, то есть исповедовать любую религию или быть вільномислячим. Свобода совести охраняется гражданским, уголовным, административным и семейным правом; вопрос, что касается обеспечения свободы совести, помещены в законах о труде, народном образовании, других законодательных актах.

Понятие, выражающее религии и свободомыслие социально-политическую жизнь, свободу совести имеет различные формы проявления. Во-первых, идейно-концептуальная свобода совести — это суждение, сформулированное идеологами того или иного класса, антиклерикального движения, отдельных вольнодумцев или организации атеистов, а также теологов и служителей церкви. Во-вторых, программно-политическая свобода совести — это составной элемент программ политических партий, их лозунг в борьбе за власть. В-третьих, конституционно-правовой принцип свободы совести — положения и нормы, зафиксированные в Конституции. Эти формы понятие свобода совести, его элементы, структура конкретных условий наполняются различным, иногда даже противоположным содержанием.

В обществе осуществлено секуляризацию государственно-правовых отношений; регулятивно-санкціонуюча роль религии и церкви полностью устранен в области образования, трудовых отношений, социального обеспечения. Эти и много других сфер социальной жизни полностью находятся в ведении государства и правотворческих общественных организаций. Государство устанавливает объем прав и обязанностей любых организаций, в том числе религиозных, определяя их функции. Религиозные организации не исключены из сферы действия государственных законов. Религия признается личным делом в том случае и в той мере, если не наносит ущерба интересам государства и общества. Обеспечивая свободу совести, государство разрешает деятельность религиозных организаций при условии, что соблюдают действующего законодательства, отправления культов не приводит к нарушению общественного порядка и не сопровождается посягательством на права верующих.

Реализация права верующих на отправление религиозных культов обеспечивается специальными законами и контролем за неукоснительным соблюдением их со стороны государства и его органов, в частности Государственного комитета Украины по вопросам религий, уполномоченных при местных советах народных депутатов. Действует Закон «О свободе совести и религиозные организации».

Предложения интернет-магазинов