Патристика в философии

Философия Средневековья важный этап в становлении универсального самоопределения мышления, что не сводится ни к религии, ни к науке, ни к античному, ейдетичного ума, ни к новочасового ума, что постоянно стремится познавать мир. В XVII ст. понятие средних веков введено в научный оборот, когда в 1671 году Ди Санде назвал тесііа aeta3 период в латинской литературе от эпохи римских императоров Антонинов (II века. н. е.) до возрождения наук (XV век). Другой ученый, Христофор Келлер в книге «Общая история в древний, средний и новый периоды» доказывал древнюю историю до императора Константина, средневековую же — от Константина (то есть от принятия Римской империей христианства) до захвата в 1453 году турками Константинополя. Для цивилизации человечества это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков и находок в области философии.

Становление средневековой философии соединенное с патристикой (от слова «патер» — «отец», имеется в виду «отец Церкви»), Тогда, от формирования христианской церкви примерно к VII — VIII вв., «отцы Церкви» творили основы христианской догматики. Основные проблемы патристики, успешно исследовали Квинт Септімій Флоренс Тертуллиан, Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский, Августин Блаженный и другие — это, во-первых, проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); во-вторых, взаимодействие веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); в-третьих, понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение цели: «град Божий»; в-четвертых, взаимодействие свободы человека через возможность спасения или гибели его души; в-пятых, проб лема происхождения Зла в мире и выяснения, почему его терпит Бог, и ряд других. Философия на этапе Средневековья сливалась или, вернее, поглиналася теологией. Тезис о необ’єднуваність философии и религиозной веры активно проповедовал и Квинт Тертуллиан. Заслуги перед церковью заключались преимущественно в пропаганде христианства, в защите церкви от римских властей и от еретических поползновений. Квинт Тертуллиан является одним из первых христианских мыслителей, который писал на латыни (частично на греческом) языке. Основной труд — «Апологетикум» («Защита») написана где-то в 197 году. Утверждалось, что между Верой и Разумом нет никаких точек соприкосновения. Принцип Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно» (Credo, qura asurdum est) — полностью выражает содержание учения, где истинность Веры является совсем другой, чем истинность Разума, чем истинность материального мира. Философии протиставлялась религия, языческой науке — христианская вера против Разума — божественное откровение. Научные исследования становятся излишними, когда известно Евангелие — единственный авторитетный источник познания Бога, а тем самым и любого знания.

Ориген считал христианство завершением эллинистической философии, которая является наилучшим введением в христианское учение, требовал от теологов, чтобы изучали трактаты древних философов и обнаруживали в них правильные с точки зрения христианства моменты. В основном трактате «О началах» документируется христология как, во-первых, учение о Боге Ветхого и Нового Заветов вместе; во-вторых, это «попытка установить точную грань и определить правило» о рассмотрены вопросы и понятия, поскольку «верующие в Христа різноголосять» о них; в-третьих, понятие о плоти Христа: телесную природу. Христология Оригена есть вместе и богословия, и экономия, учение о воплощении, и философия. Бог есть не тело, а Дух, осмысленный как «сила, освященная», скрытая от непосвященных своеобразным покрывалом, «грубым

пониманием». По мнению Оригена, Бог — простая природа, что не допускает какой-либо сложности, и «всецільний ум» (разум и источник разума). Такое мнение основывается и нематериальность Бога, совершенство и вечность которого, по убеждению Оригена, с необходимостью требуют такого представления. Вторая решающая свойство Бога, тоже впервые приписана Орігеном, проявляется в бесконечности. В Библии нет такого представления, но, по сути, вытекает из положений негативной теологии, что требует отрицания Бога всех возможных предикатов. Бесконечность божественного существа, по мнению Оригена, следует и из ее нематериальности: то, что бестелесное не может иметь никаких границ. Еще больший отступ Оригена от ортодоксально-христианского учения совмещенный с мыслью: творения мира Богом нужно понимать не как единовременный акт. Ед вечность Бога допускает и одвічність процесса созидания. Бог каждый раз создает мир, ограниченный в пространстве, но, поскольку любой мир имеет не только начало, но и конец — тоже ограничен божественной волей и во времени, — вслед за ним Бог создает новый мир, и этот процесс не может иметь конца. Одвічність божественного творчества проявилась не только в создании все новых и новых вещественных миров, но и в созидании ним — еще до создания мира — бессмертных и бестелесных духов.

В христианской историософии осуществляется содержательная завершенность модели истории, базирующейся на Священном Писании, священном предании и символе Веры. Модель истории в христианской историософии имеет неотъемлемые компоненты: акт творения Богом всего сущего, включая и человека. С тех пор начинается собственно история человечества, что осуществляется и развертывается за Промыслом Божьим; грехопадение человека, что определяет вступление человечества на тернистый путь невзгод и лишений, на путь выбора между Добром и Злом; искупление грехов человеческих Сыном Творца — Иисусом Христом, жертвенность которого показывает всему человечеству путь к спасению, к подлинной цели человеческой истории; но тяжелый для человека путь служения Господу не каждый может одолеть, тяга к мирским утехам сбивает с пути многих и поэтому предполагает конец грешного мира, наступает Страшный суд, после которого наступает тысячелетнее Царство Божье. В эпоху Средневековья возникла и первая универсальная хронология мировой истории, что принадлежит Евсевию Кесарійському, который разделил историю всех народов на два основных периода — «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова», указав на кульминационный момент всех событий.

Важный вклад в развитие философии Средневековья сделал известный христианский богослов, учитель церкви Августин (Блаженный) Аврелий. По мнению Августина, Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение Богом. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Мир один. Признание многих последовательных миров — пустая игра воображения. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя имеет свое место в составе целого. Душа, по мнению Августина, — нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Душа бессмертна. Мировоззрение Августина глубоко теоцентричний: в центре духовных желаний — Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Августин рассматривает Бога как позаречовий Абсолют, взаимодействует с миром и человеком как своим творением, противопоставляет свои воззрения всем разновидностям пантеизма, т. е. единства Бога и мира. Августин всемерно подчеркивает абсолютное Всемогущество Бога, христианский Бог полностью овладел судьбой, подчинив ее всемогущий воле: судьба становится промыслом, предопределением. Утверждая принцип бестелесности Бога, Августин формирует принцип бесконечности божественного начала. Рассуждения Августина о творения мира Богом привели его к проблеме вечности и времени, что мир ограничен в пространстве, а бытие ограничено во времени. Время и пространство существуют только в мире и с миром. Начало творения мира есть вместе с тем и начало времени, а время есть мера движения и изменения.

По мнению Августина, вся мировая история человечества есть история борьбы двух враждебных и непримиримых царств. Эти царства — царство света и царство тьмы, или царство Бога и царство дьявола. Царство дьявола Августин связывает с государством. Царство Бога — церковь и есть тот «град Божий». История подобна стреле, которая летит, имеет начало, имеет смысл и имеет конец, завершение. Смысл истории — в победе христианства во всемирном масштабе, в христианизации всего человечества. ее начало — создание першолюдей. В основу периодизации истории человечества Августин положил Библию.

Предложения интернет-магазинов