Позитивизм

Первый (классический) позитивизм

Первый позитивизм, представителями которого в XIX ст. были О. Конт, Дж. С. Милль и Г. Спенсер, возникает как реакция на засилье натурфилософии. Натурфилософия, возникнув в древние времена как учение о природу, стремилась создать целостную картину мира, не обращаясь к данным других наук, в отрыве от эксперимента и естествознания. Если в античные времена это было необходимо, в период Возрождения допустим, то с развитием естествознания спекулятивные, умозрительные построения натурфилософов прошлого и Нового времени (Ф. Шеллинга, А. Окена) стали тормозом научного развития. Такое явление объясняется тем, что натурфилософия заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими, а факты, которых было недостаточно,— выдумками.

Однако реакция позитивистов на засилье натурфилософии оказалась чрезмерной — они стали выступать против философии вообще.

Французский философ Огюст Конт (1798-1857 гг) считает, что «наука сама себе философия», наука, целью которой является описание, а не объяснение, должна отвечать на вопрос «Как?», а не «Почему?». Она должна заниматься только явлениями, которые можно наблюдать, отбросив все, что не подвластно наблюдению. В развитии человеческого познания Конт выделяет три стадии:

♦ Теологическая, на которой люди ищут причины непонятных явлений среди сверхъестественных, божественных сил.

♦ Метафизическая, когда причинами природных явлений считают определенные абстрактные сущности, такие как «природа», «сила», «притяжение».

♦ Положительная, состоящий с накопления экспериментальных, практически

полезных знаний.

Второй позитивизм

Основными представителями второго позитивизма были Е. Мах и Р. Авенариус.

Австрийский физик и философ Е. Мах (1838-1916 гг.) выступил с критикой понятий абсолютных массы, силы, инерции, пространства и времени в физике Ньютона, и эта критика стала одним из теоретических источников теории относительности А. Эйнштейна. В области философии Е. Мах совместно с немецким физиком В. Оствальдом выдвинул концепцию третьего пути, который избегает крайностей материализма и идеализма. Наука, по мнению Маха и Оствальда, должна быть описательной, в ней нет места никаким объяснениям и никаким общим понятием, таким как материя, причинность, необходимость и др. Критерием истинности знания, за Е. Махом, является принцип экономии мышления — истинно то, что мыслится наиболее экономно, просто, отражает факты без всяких общих понятий и объяснений, что является «паразитами» в науке. Паразитом в науке Мах объявляет и такое понятие, как атом, поскольку в то время атомы еще не наблюдались физиками.

Последовательно применяя свою концепцию чисто описательной науки, Е. Мах приходит к выводам, что все вещи являются ни чем иным, как комплексами ощущений, и как раз ощущения являются элементами мира.

Третий позитивизм (неопозитивизм)

Неопозитивизм возникает в 20-е гг. XX ст. в Австрии, Польше, Англии. Библией неопозитивизма становится «Логико-философский трактат» А. Витгенштейна, в котором он отвергает всю традиционную философскую проблематику и считает единственной задачей философии анализ языка науки. Философия, по Вітгенштейном, должна стать «синтаксисом научной речи».

Неопозитивісти выдвинули несколько идей, которые и сформировали ядро их учения. Бы. Рассел и А. Витгенштейн сформулировали концепцию логического атомизме, согласно которой мир состоит из отдельных, не связанных друг с другом, неделимых «атомарных» фактов. «Мир»,— утверждал Л. Витгенштейн,— «является совокупностью фактов, а не совокупности вещей». Бы. Рассел пишет: «Все — это факт: переход Цезаря через Рубикон — факт, восход солнца и мой зубной боль — тоже факт». Атомарные факты фиксируются в «протокольных предложениях», из которых образуются сложные, «молекулярные» предложения. Философия и должна вырабатывать правила, по которым создаются сложные «молекулярные» предложения науки. Именно поэтому роль философии — быть синтаксисом языка науки.

Второй базовой идеей неопозитивизма является верифікаціонізм (возможность проверки). По этой концепцией, все возможные предложения делятся на осмысленные, могут быть сопоставлены с чувственными данными, и тогда можно будет сказать, истинные они или лицемерные, и не осмысленные, которые не можно сопоставить с чувственными данными, и поэтому нельзя ответить на вопрос о их истинность. Не осмысленными являются все утверждения философии, они не истинные и не ложные, не имеют смысла. Не осмысленными являются также все утверждения любой религии, все законы науки, все общие выводы.

Позже один из известных английских позитивистов К. Поппер предложил заменить верифікаціонізм фальсифікаціонізмом.

Согласно этой концепции, теоретические гипотетические построения должны быть рискованными, они должны не столько обобщать факты, сколько предсказывать некоторые ситуации таким образом, чтобы эмпирически можно было их опровергнуть. Гипотеза, которая вообще не может быть опровергнута, не имеет научной ценности. Поэтому самыми ценными в науке есть не гипотезы, что позволяют или предполагают, а гипотезы, что запрещают что-либо, поскольку множество подтверждений первых еще не даст нам гарантий их истинности, в то время как выявление единого нарушения запрета уже опровергает этот запрет.

Еще одной основной идеей неопозитивизма, которая следует из изложенного выше, является фізикалізм. По этой концепции, научными признаются только те теоретические утверждения, что можно выразить на языке физики, с помощью физических терминов, все же остальные объявляются бессмысленными. Фізикалізм — это, фактически, одна из разновидностей редукционизма (сведение всей многообразия действительности к одной из ее форм и всего разнообразия теоретических отражений действительности в науке к одной из наук).

На основе изложенных выше основных положений была создана стандартная концепция науки, в которой основополагающими являются три положения (тезисы).

♦ «Ф-тезис» — существуют «чистые» факты науки, которые совершенно не зависят от средств их выражения и осмысления.

♦ «Л-тезис» — возможен исчерпывающий анализ всех научных утверждений средствами логики.

♦ «К-тезис» — развитие научного знания идет кумулятивно как количественное накопление чистых фактов науки, выраженных в логически строгих построениях.

В результате развития естествознания и философии в период после второй мировой войны обнаружилась несостоятельность всех этих тезисов. В то же время надо отметить, что в некоторых областях, в логическом анализе структуры научного знания в исследованиях языка науки неопозитивісти имели серьезные достижения, обусловленные, главным образом, связями, которые эта философия имела с математикой, физикой,

математической логике. Определенное влияние и распространение неопозитивизма были вызваны началом научно-технической революции и увеличением численности научных кадров и инженерно-технических работников, которым иногда импонировала сходство неопозитивизма с настоящей наукой, его пренебрежительное отношение к философии и всех общественных наук как к набору неосмысленных утверждений.

Вследствие обнаруженной неспособности неопозитивизма ответить на насущные вопросы развития науки, на несостоятельность указать путь решения острейших социальных проблем эта философия в послевоенное время быстро теряет свое влияние. Поэтому закономерным является развитие четвертого позитивизма — постпозитивізму.

Четвертый позитивизм (постпозитивизм)

Четвертый позитивизм, или постпозитивизм (другие названия — постаналітична философия, философия науки, неораціоналізм) — новое направление, которое интенсивно развивается. В его основу положен научное знание, которое развивается, и негативное отношение к неопозитивизма. Выделяются два основных направления постпозитивізму: критический рационализм и историческую школу.

Предложения интернет-магазинов