Познание в философии

Слово «познание» происходит от слова «знание», которое имеет схожее звучание во всех индоевропейских языках и происходит из санскрита («янает» — знание).

Познание — процесс отражения человеком действительности, получения, переработки и использования информации.

Это явление изучает один из главных разделов философии — гносеология.

В структуре познания выделяют субъект, объект и знание (результат). Субъект познания — тот, кто познает. Это может быть отдельный человек, группа ученых (научная школа), народ или же все человечество. Субъект познания усваивает информацию, обязательно имеет сознание (индивидуальную или коллективную) и может целенаправленно действовать, то есть, является субъектом деятельности и субъектом общения и обязательно (непосредственно и опосредованно) взаимодействует с другими людьми.

Объект познания — то, что является целью познания, на что направлено познание. Это никогда не может быть вся действительность, а только некоторые выделенные области, фрагменты. Вышеупомянутые сферы могут быть только такими, с которыми человечество взаимодействует в процессе своего существования.

Познание — взаимодействие субъекта и объекта познания с целью получения знания — представление объект находится в идеальной форме в сознании человека.

Из такой структуры познания выходит возможность анализа взаимоотношений субъекта и объекта, субъекта и знания и объекта знания.

Рассматривая отношение субъекта и объекта, следует особо подчеркнуть активность субъекта, деятельностный характер познания, вследствие чего оно не является отражением (как в зеркале), а, скорее, моделированием, то есть, созданием идеальных моделей объекта, которые кое в чем с ним совпадают, но никогда не совпадают полностью. Вся действительность бесконечна и неисчерпаема, поэтому она не может быть актуально (в данный момент) объектом познания. Но и фрагмент, в принципе, также неисчерпаемо сложен и также не весь может быть актуальным объектом познания; в нем выделяется определенный срез, определяется уровнем развития общественной практики, технологии и науки. То есть, потенциальным объектом познание есть не только вся бесконечная и неисчерпаемая действительность, но и любая ее область, что также не исчерпывающая. .

Актуально непосредственным объектом (предметом познания) может быть только «частичный объект, определенный аспект, «срез» объекта. Что именно выделяется, зависит от субъекта и ограничений, ему присущих. Вследствие этого субъект познания и его предмет, составляет единую систему, неразрывно связаны.

Предмет познания при этом отображается в системе образов. Образ — состояние сознания, связан с предметом, возникает в процессе взаимодействия с ним.

В истории философии по-разному рассматривался связь образа и предмета. Беркли и Юм отождествляли образы (ощущения) с предметом и объектом (ученые не выделяли последние как отдельные понятия). Платон и Гегель рассматривали образы как объективно зависимы от существующих идеальных сущностей (идей). С реалистических позиций образы предстают определенного мере отвечающими предмету (выделенной стороне объекта). Существуют два средства такого отображения — чувственное и рациональное познание.

Взаимоотношение субъекта и знания характеризуется степенью овладения знанием (глубиной и полнотой). Оно накопленное человечеством и хранится в разных текстах, лекциях, в памяти компьютеров. С этой точки зрения выделяют следующие виды знания.

♦Знания-узнавания — неполное, неточное, когда человек очень мало знает об объекте, но кое-что все-таки знает.

♦Знание-воспроизведение — запоминание и точное повторение каких-либо формул, стихов, молитв. Такое знание было главной целью в средневековой школе.

♦ Знание-понимание — усвоение не механическое, а в виде целостной системы, что имеет логическую связь с знанием, усвоенным человеком ранее. В этом случае У человека возникает уверенность в смысле, и она может объяснить то, что понимает, другим.

♦Знание-применение — субъект не только понимает, но и обладает знанием, то есть, умеет его применять. Такое знание — цель подготовки большинства специалистов с высшим образованием. Так, врач должен не просто знать то, что написано в учебниках, но и уметь его применять для диагностики и лечения пациентов (а еще лучше — для профилактики заболеваний).

Тот, кто понимает, владеет теорией, а тот, кто умеет применять, то может и должен решать задачи, возникающие в практической деятельности, но он не обязан решать научные проблемы — задачи, решение которых еще не известно человечеству.

Высшая форма знания — творческое знания, когда субъект может описать объект, объяснить, почему он такой, умеет решать задачи и решает проблемы. Решения научных проблем — это цель научно-исследовательской деятельности. Однако стоит сказать, что любая человек, который в полном объеме овладела своей профессией и относится к ней творчески, которая решает новые задачи, возникшие перед ней (решения которых не знает заранее), также занимается творческой деятельностью, и знания своей профессии в таких случаях тоже творческое. Однако такое творчество не будет научной, поскольку решение этих задач уже известное науке.

Взаимоотношение знания и его предмета является центральным и формулируются как вопрос об истинности познания, о степени его соответствия предмету.

Предложения интернет-магазинов