Понятие дизайна

В условиях современной цивилизации важное значение приобретает дизайн — самая развитая и осознанная отрасль человеческой деятельности по законам красоты вне искусства. Дизайн в узком, специальном значении термина — это проектная художественно-творческая деятельность, направленная на разработку элементов предметно-пространственной среды человеческой жизнедеятельности, которые изготовлены индустриально, с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами. Итак, дизайн — это формирование гармоничной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объекты дизайна — промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и прочее); элементы и системы городской, производственной и жилой среды; визуальная информация; функционально-потребительские комплексы и тому подобное. Соответственно различают отдельные виды дизайна: дизайн промышленных изделий, дизайн среды, графический дизайн, дизайн социально-культурной сферы и др. В середине каждого вида возможна также специализация дизайна.

Осуществление идеи создания целостного объекта требует глубокого знания основных законов и тенденций развития экономики, производства, потребления, а также понимание духовных потребностей общества. Поэтому дизайн базируется на научных основах моделирования объекта, сочетает научные принципы с художественными в проектном образе и находит применение в других областях общественной деятельности — это так называемый социальный дизайн.

Возникновение дизайна связано с развитием промышленности в конце XIX в., когда узкая специализация производства привела к разрушению универсальности творческих сил человека и, как следствие, к потере эстетической ценности предметов, которые производились промышленным способом. В 1851 году в Лондоне состоялась промышленная выставка, впечатление от которой выразил один из ее посетителей: «Несмотря на развитие науки и техники, успехи цивилизации в художественном деле уступают достижениями прошлых веков. Такое же позорное признание напрашивается от сопоставления современных изделий с изделиями наших предков. При всем техническом прогрессе наши изделия уступают им по форме и даже по их практической приспособленностью и целесообразностью»

Развитие в начале XX века. в Украине идей дизайна связано с деятельностью известных представителей эстетики Николая Страхова, Эмиля Страховая, Василия Енгельмейера, Павла Столярова и др. В 1920 году созданы первые организации, которые специально занимались разработкой дизайнерских проблем. В 1962 году создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Этот центр дизайнерской теории и творчества имел филиалы во многих городах, в частности в Киеве, Харькове, Львове, Одессе. В середине 60-х годов XX века. определяется понятие дизайна. Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние особенности изделий, но главным образом — структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия в единое целое с точки зрения потребителя и производителя. Тогда же выделены специфические особенности дизайна как вида эстетической деятельности. Цель дизайна (художественного конструирования) заключается в формировании гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Художественное конструирование как метод дизайна предусматривает выдвижение новой художественно-проектной идеи и разработку новой функциональной структуры. Предметы, которые являются результатом деятельности дизайнера, должны отвечать следующим требованиям: в совершенстве выполнять свое практическое предназначение; быть удобным и безопасным в процессе эксплуатации, то есть удовлетворять требования эргономики; быть эстетически выразительными, т. е. иметь информационно-виражальну форму и быть целостными композиционно. Для достижения композиционной целостности дизайнер использует возможности ритма, цвета, масштаба, соотношения света и тени, пустоты и объема в сочетании с особенностями звукового оформления, освещения и тому подобное. Социальное назначение дизайна состоит в том, чтобы создавать предметы промышленного производства, которые способны «удовлетворять утилитарные и эстетические потребности человека», то есть стать достойными посредниками между производителями и потребителями.

В теории дизайна с 80-х годов XX века. доминирует идея проектной культуры. Содержание термина «проектная культура» постигает комплекс средств и форм институционально организованной проектной деятельности, которая функционально связана с системами управления, планирования и является особого рода производством проектной документации, в языке которой предполагается желаемый результат действий и образ будущего объекта — вещи, предметной среды, системы деятельности и тому подобное.

Итак, эстетическая деятельность в совокупности всех ее видов и форм пронизывает все сферы, отрасли человеческой деятельности, естетизує ее, приближает к осуществлению идеалов красоты, преподносит саму человеческую субъективность.

Предложения интернет-магазинов