Понятие смысл истории

Понятие смысл истории связано с изучением объективного, имманентного содержания исторического прогресса, — направленности его реализации, гуманизации общественных отношений, с историческим познанием и историческим сознанием. Понятие смысл истории — синтетическая категория, охватывающая бытие самого исторического процесса и познания исторического прогресса, историческое сознание, историческую память. Смысл истории допускает единство субъективного и объективного в историческом процессе, прошлого и современного. Но смысл истории допускает рассмотрение их с позиции направленности развития человеческого общества, осмысление логики развития и раскрытия сути направленной, целесообразной деятельности человека. Понятие смысл истории характеризует деятельность людей, преисполненных сознанием, допускает чувство социальной ответственности каждого члена общества, необходимость сознании места и роли в социальных условиях, общность переживания за будущее человечества.

История не только дает познания и знания о том, как жили, чувствовали, думали предки, но и подсказывает, как жить людям, кем являются или кем могут стать в истории. Историк, для которого прошлое существует как устранена от него, находящаяся вне его данность — подобно тому, как природа существует для натуралиста, — ставит задачу сформулировать, определить знания о прошлом, стремясь по возможности избежать какой-либо модернизации, выяснения по аналогии с современным. Интерес к прошлому носит сугубо теоретический характер. Для философа прошлое существует лишь в отношении себя, то есть, до человека, живущего в современности, для которой прошлое является только предпосылка, исходное условие собственной жизни, не исчерпывая всего ее содержания. Философский интерес к прошлому имеет практичность и ставит задачу найти важный для современности практический смысл. В философии речь идет не об историческом знании, а о историческое самосознание человека — условие ее собственного исторического бытия.

Знать историю и быть в истории — разные вещи. В чем действительно историческое бытие человека? Прошлое история позволяет понять, ответить на вопрос: как раньше жили люди? Но ответ не дает никакой гарантии правильности избрания жизненного пути в современности. Складывается впечатление, что люди ничему не учатся в истории. Но вопрос заставляет людей смотреть на прошлое глазами не только историка, но и философа, видеть в прошлом не замкнутый и изолированный от людей мир, но и условия собственной жизни. Философия имеет дело с сознанием, но с сознанием профессионального историка, для которого история существует не как факт, данный в опыте изучения исторических источников, а как ценность, что имеет непосредственность связи с бытием в истории и лежит за пределами любого возможного опытного знания. Никакое знание исторических фактов, доступных историку, не может раскрыть людям смысл бытия человека, а ценность людей, человека для истории, поскольку смысл лежит в сфере не только сущего, но и должного, и не может быть осягнутий умом, что привык оперировать одними лишь фактами.

Вопрос о том, кем люди являются в истории и чем история для современности, то есть в чем человеческая ценность истории, и есть то главный вопрос, на который пытается ответить философ или любой человек, который мыслит философски. Если люди, человек в истории никто, то и история для людей ничто — пустота, лишенная смысла и значения, Но так, конечно, не бывает. Человек живет в истории и в любом случае есть в ней кто-то, из чего следует, что история имеет для человека определенную ценность. Ценность, конечно, различна у людей разных эпох. Но там, где ценность впервые осознается человеком, возникнет философия с ее стремлением рационально представить ценность в виде какой-нибудь более-менее систематизированной идеи истории. Если для историка идея истории существует просто как данность сознания, о происхождении которой не всегда может составить ясное представление, то для философа сознательное формулирование такой идеи — главная цель деятельности. Философ, конечно, не придумывает идею истории, как и любую другую, собственным умом, а находит ее в историческом сознании эпохи, эксплицирует из всего мыслительного материала своей эпохи. Идея прогресса и идея конца истории не выдуманные философами, а возникают как стихийно господствующее умонастроение эпохи и лишь потом получают идейное оформление в философских текстах. В философии самое интересное и стоящее не то, за что спасает философ — движение вперед к светлому будущему или назад к Золотому веку, а как строит систему доказательств, как формируется им идея движения вперед. Ведь никакими ссылками на факты, известные исторической науке, нельзя доказать правомерность движения ни в ту, ни в другую сторону, как и нельзя удостовериться в самом наличии движения.

Предложения интернет-магазинов