Понятие ценности

И в научном, и в обыденном употреблении часто прибегают к понятию ценности. Человеческая деятельность любого рода охватывает: замысел, реализацию и результат. Замысел же состоит из цели, ценности и плана. Цель отвечает на вопрос: что надо сделать? Реализация одних и тех же целей и планов может иметь полностью различные жизненные смыслы, ценностные значения. Так формируется понятие ценность. Ценности — специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, что воплощаются в явлениях общественной жизни или природы). Природу, происхождение, развитие и роль ценностей в жизни человека и общества изучает аксиология — учение о ценностях. Аксиология входит принципиально важной частью в структуру ряда философских социологических концепций неокантіанськи-веберівської, феноменологически-інтеракціоністської и позитивистской ориентации. В социологии проблема ценностей ввел Макс Вебер. Анализируя действия индивидов, Макс Вебер исходил из неокантіантської предпосылки, по которой каждый человеческий акт становится осмысленным лишь во взаимодействии с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цель.

Современное человечество стало мыслить мировоззренчески и философски, чаще всего не отдавая себе отчета. Это не от хорошей жизни. Во всяком случае, не от спокойной жизни. Ядерные и экологические апокалипсисы, национальные возрождения и национализм, разнообразный, пестрый плюрализм образов жизни, целей, стилей, красота тела на конкурсах и олимпиадах и смерть наркоманов и алкоголиков, самоотверженность трибунов и бессмысленность террористов, миллиарды бит информации, что попадает в уши и глаза через телеэкраны, кружит головы, но и расшевеливает мозг, — это угроза распада требует сосредоточенности. Стареющее XX столетия перестало смеяться над романтическими вопросами о смысле жизни, столь полезными мыслителям прошлого. Вопрос ценности жизни вновь и вновь приобретают значимость. Если ценности не вещественные, а духовные, могут показаться несущественными и как бы несуществующими. Но все ценности духовные, даже материальные, потому что само понятие ценности является человеческая, социальная категория: с ее помощью измеряются все предметы и явления, общественные и природные. Человек есть мера всех вещей, справедливо утверждал древнегреческий философ — софист Протагор, но инструментом измерения выступают мерилом ценности. Понятие ценность — идеал, цель, направленность. Мир ценностей — мир должного.

Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления. Однако ценности присущие предмету или явлению не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что объект вовлечен в сферу общественного бытия человека и становится носителем определенных социальных отношений. В отношении к субъекту — человеку ценности служат объектами его интересов, а для его сознания осуществляют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, определения разнообразного практического отношения человека к окружающим предметам и явлениям. Так, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает уже как экономическая ценность, стоимость. Если же стакан есть предмет искусства, то наделяется еще и эстетической ценностью, красотой. Все свойства стакана определяют ее различные функции в системе человеческой жизнедеятельности и выступают как предметные знаки, символы определенных общественных отношений, в которые вступает человек. Исходя из необходимости иметь жилье или реализации принципа — мой дом — моя крепость, можно построить дом, а из престижных соображений можно построить еще дачу, коттедж и тому подобное. Точно так же полностью разные ценности, жизненный смысл могут стоять за целью получить диплом о высшем образовании и др. Поднимаясь на мировоззренческий ступень своего бытия, человек как бы отвлекается от самого себя и пытается вобрать в себя мир. И этот мир действительно духовно входит в нее, обогащая человеческую личность. Поэтому мировоззрение, несмотря на его, казалось бы, абстрактность, всегда сфокусировано на реальном человеке. Подходя к мировоззрению с меркой ценности, наверное, лучше выбирать место, занимаемое мировоззрением, не с приоритетами, а с иерархией ценностей. Иерархия вещь, существующая не менее реальнее, чем приоритеты. Более того, эти две категории очень похожи друг к другу: и там и тут говорится о некоторую очередность. Наконец, приоритеты и иерархия нередко просто совпадают в обыденном сознании. Для голодного высшая ценность — хлеб. Именно здесь якобы говорится об углублении цели, ее иерархию. Но это не так. Ведь тут-то речь идет о ценности, отличающиеся от цели и других состояний сознания, управляющих деятельностью функционально, по своей роли в управлении действиями.

Приоритеты конечно существуют и там, захватывают сознание, где всякие недостатка как раз и создают очередность, не позволяя реализовать сразу и одновременно всю цепочку приоритетов. Иерархия более фундаментальна и не зависит от сиюминутных конъюнктур, а подобная египетских пирамид, которым сорок веков. И вершину иерархии всегда занимают мировоззренческие ценности. Мировоззренческие ценности и возникали тогда, когда первобытный человек, как правило, преклонного возраста, получила свободное время, разгрузившись от приоритетов. Для философа Иммануила Канта высшими ценностями и вечно странными вещами стали «звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Этика Альберта Швейцера основывалась на «почтительности перед жизнью». Спасительным свойством человечества, буквально его счастьем, всегда становилась то обстоятельство, что окончательно своими делала ценности своих лучших, а не худших представителей. Видимо, здесь кроется коллективный инстинкт самосохранения: человечество не прожило бы долго, если бы на вершине иерархии его ценностей оказался культ силы. Наряду с предметными ценностями, которые выступают объектами направленных на них интересов, к ценностям относятся также некоторые явления общественного сознания, выражающие интересы в форме понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы. Такие формы сознания описывают какие-то действительные или мнимые явления реальности, выносят им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения, то есть выступают нормативными по своему характеру.

В жизни часто человек попадает в такие ситуации, когда нужно выбирать из множества альтернативных потребностей, интересов, возможных переживаний и средств, путей их реализации, чему отдать предпочтение, от чего отказаться, как установить очередность преимуществ и поступков. В соответствии с определенной внутренней шкалы, системы эталонов и возникает необходимость сравнения различных мотивов возможных действий человека, людей, выбора ими чего-то. И тут типичные для субъекта потребности, интересы и переживания выполняют роль ориентира в выборе альтернативных потребностей, интересов и возможных переживаний, средств, путей их реализации. Так возникают ценности. Ценность — философское понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение определенных явлений действительности для общества, индивидов. Ценности выполняют роль изначального, входящей основы выбора потребностей, интересов, переживания, цели, средств их реализации, результатов деятельности и тех условий, в которых осуществляется выбор. На вопрос: во имя чего осуществляется та или иная деятельность, ответом является ценность, то есть основание выбора субъектом — человеком цели, средств, результатов и условий деятельности. Сам процесс и процедура выбора на базе ценностей называется оценкой.

Добром для субъекта выступает и сам результат выбора. Направленность деятельности субъекта (человека) на определенную ценность называется ценностной ориентацией.

Понятие ценности употребляется, во-первых, для определения состояния сознания, на основе которого осуществляется оценка, во-вторых, значимых явлений, которые выбираются в результате оценки. Можно сказать, истина и добро (или престижность и комфорт) выступают в той или иной человека основными, ведущими, но можно сказать, что в таком-то доме есть более материальных, нежели духовных ценностей. Суть ценностей определяет индивидуальное и общественное сознание и деятельность. Можно говорить о ценностях личности, семьи, политической партии, нации, культуры, человечества и проч. Но нельзя судить об обществе по его собственным представлением о себе, как нельзя делать то же самое в отношении отдельного человека. Можно серьезно ошибиться и в человеке, принимая на веру исключительно ее мнение о себе самой, и в обществе, полагаясь на его психологию, что меняется, и далеко не вечные доктрины. Но и человек, и общество действуют не по объективным критериям, а по субъективным возбуждениями. Объективными оказываются лишь результаты действий, которые почти всегда отличаются от возбуждения, и тогда человек либо общество меняет жизненные установки и действует, уже исходя из новых возбуждений. Мысль, будучи сама свободной, всегда движет и человеком, и человечеством. Такова суть ценности.

Ценности в структуре общества.

Одним из факторов развертывания политической истории, социально значимыми ориентирами деятельности субъектов выступают ценности в жизни общества. Ценности являются чем-то высшим, чем обычная заинтересованность человека. Через существование ценностей и именно через культурные ценности человек удовлетворяет свои потребности и отличается от животных. Культура является предметным полем формирования ценностей, ценности составляют фундамент культуры. Через систему ценностей и идей, служащих для регулирования поведения индивидов, человека, и определяется культура. Культура выступает своеобразным итогом всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смысла, значимых для конкретного общественного организма. С позиций ценностного подхода культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностной цели, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Культура-цемент здания общественной жизни, а ценности средоточием духовной жизни общества. Социальные общности людей, исповедующих одни и те же ценности, объединяются и политически, и экономически с целью продвижения истории в определенном направлении. Ценности укрепляют общественное единство, целостность общества, препятствуя разрушительному воздействию извне. Роль особых идейных скреплений в обществе осуществляют социальные ценности, которые выступают социально-политическими идеалами, идеями, ценностными установками, ориентациями, понадціннісними идеями в виде национальных идей.

Выбором определенных видов поведения и опыта людей в обществе постепенно формируются, складываются общественные ценности, изначально возникая как совокупность привычек, способов быта людей, специфических форм поведения, переходящие из поколения в поколение как признаки собственно человеческого способа жизни, отличные от животных инстинктов. Впоследствии способы быта закрепляются, схематизуються в нормативных образованиях: в традициях, обрядах, обычаях, ритуалах, кодирующих эталоны общественно одобренной поведения людей. Но после, через социальные институты: учреждения образования, воспитания, массовой информации, религии, политики, права и т. п — ценностные образцы транслируются, хранятся, передаются в обществе. А в итоге ценности способствуют формированию психологии человека, ментальности, образа жизни членов общества в нужном, характерном для определенного его типа направлении.

Способ бытия человека, уровень выделения человека из природы характеризуется именно существованием культурных ценностей. Общественный образ жизни человека, существование общественных потребностей обусловили и ценностный тип мировосприятия. Родившись еще в первобытном обществе, потребности человека охватывали основные сферы быта — труд, ритуальные танцы, обучение, обычаи захоронения, дарения, гостеприимство, запрет кровозмішування, шутки, религиозные и магические представления и т. п составляли основу первых ценностных комплексов. Социальные потребности в жизни человека требовали должного, нужного, но еще явно не существующего соотношения вещей. Поэтому-то ценности формировали особый мир духовного бытия, что возвышало человека над реальным. С развитием общества и совершенствованием его структуры, углублением духовности человека осложнялось и ценностное восприятие мира, охватывая и рождая новые и новые потребности во всех сферах жизнедеятельности человека и общества.

Конечно же, общественные ценности, хотя и вырастали из реальных социальных потребностей, постепенно приобретали таких черт, что люди их идеализировали. Ценностное сознание создает собственный мир, мир эмоциональных переживаний, ценностных образов. В ценностной форме человек выражает не объективно, а субъективно внешнюю действительность, наделяя ее человеческим содержанием. Поэтому-то ценность лишь то, что осознается, переживается как ценность. Мир ценностей — это мир практической деятельности. Эмоциональное отношение к явлениям внешнего бытия, их оценка осуществляются практически. Ценностное сознание не интересуется, чем же является предмет сам по себе, для нее важно лишь то, какое значение имеет предмет для людей, в чем же его ценность. В объективном мире не существуют сами по себе красивое и безобразное, возвышенное и ложное, трагическое и комическое, добро и зло. Мир ценностей человек строит в процессе предметно-практической деятельности. А любой акт деятельности охватывает идеальный момент, в период которого состоят замысел, действия, его идеальная цель, а также жизненный смысл деятельности, прежде всего, — ради чего совершаются все действия.

Ценности вырастали из объективных потребностей человека. Потребности формировались уже осознанно, а потом трансформировались в интерес. В отличие от потребностей, которые направляют человека на объект их удовлетворения, интерес ориентирован на те условия, которые обеспечивают возможность удовлетворения потребностей. Интерес формируется объективно как отражение места индивида в системе общественных отношений, а субъективно отражается в цели. Цель — идеальный импульс, который побуждает к активной деятельности, в которой отражается идеальный образ удовлетворения потребностей, что побуждает человека к деятельности. Играют важную роль в ценностном отношении к действительности эмоции и страсти. Внутреннее освоение жизненных ситуаций происходит в процессе эмоциональных переживаний. Именно эмоциональное отношение способствует возникновению чувства значимости явлений, субъективной оценки их.

Входя в состав сложных духовных образований, ценности трансформируются, конкретизируются через цепочку состояний сознания, доводят их до реализации в процессе деятельности. Основные формы, впитывают ценности: идеал, выбор, цель, стремление и др.

Идеал — ценностная характеристика определенного явления в виде должного, выполняет роль стратегического ориентира на пути достижения цели. Идеал не отождествляется с целью, планом или нормой, потому что идеал является ценностью. Идеалы выражаются обычно в эмоционально-насыщенных образах или представлениях, в которых синтезируются высшие достижения культуры. Содержание идеала связан со стремлением человека к единству, гармонии, преодоления конфликтов и противоречий. В отличие от норм, идеалы не столько результат прошлого опыта, выражение необходимости, сколько предсказания будущего, его желанная модель. Превратности и противоречия истории служат человеку уроками — не только формируют человека, но и дают возможность осознать себя, свою человеческую суть и те ценности, которые ей соответствуют. Поэтому идеал — наиболее значимый для социального прогресса вид моральных ценностей. Так, идеал человека или общества означает их описание с позиций принятой системы ценностей (например, человек должен гармонично сочетать в себе ценностные ориентации на полезную деятельность и внутреннюю духовность, общество — ориентироваться не на власть над личностью и природой, а на сотворчество с ними). Отразить идеал в конкретной системе показателей — типовая технологическая утопия: гармоничная человек должен знать то и то, уметь то и то и тому подобное.

Каждая эпоха выдвигает свои идеалы, в которых будто преодолеваются свойственные ей противоречия. Христианский идеал человека, которая страдает, которая жертвует собой, умирает от рук тех, чьи грехи хочет искупить — этот идеал порожден противоречивостью, раздвоенностью «земной основы» общества. Борьба, конкуренция, антагонизм питают зависть, злобу, ненависть, предательство. Но такие же противоречия обостряют, вызывают у людей жалость, милосердие, чувство вины и угрызения совести. Идеал же естественного человека, который живет в гармонии с природой, счастливой и беззаботной, не отягощенной условностями культуры, также становится отражением тех противоречий, которые присущи цивилизации. Начиная с эпохи Возрождения, на ум человека все больше влияет идеал, что развивается всесторонне и гармонично. Каждая эпоха по-своему понимает такой идеал. Для современности всестороннее и гармоническое развитие личности означает, прежде всего, единство личного и общественного, активное участие каждого человека во всех основных сферах общественной жизни.

Жизнь разнообразна, динамична и вероятное, а поэтому идеал в форме инструкции — чушь. Другое дело, что, получив информацию о конкретных условиях движения к идеалу, люди должны поставить цель, развернуть ее в план и тем самым конкретизировать идеал в норму. Гармония лица состоит из единства духовного и телесного, разума и долга и тому подобное. Идеал — посох человечества, ориентир, цель, приведена умом в виде образа, картины будущего. Идеалы — источники энтузиазма и движители прогресса.

Положение и роль социальных общностей в системе производства и общества разнообразны, разнообразны и их интересы, а также представления о должном, желаемое, идеальное. В самом процессе общественной жизни существуют различные, часто противоречивые тенденции, составляющие объективную основу для возникновения новых, прогрессивных идеалов. Ценностные ориентации есть в любой сфере человеческой деятельности. Суть человека, универсальное и определяющее ядро мировоззрения, отношение к месту человека в мире отражают именно ценностные ориентации. Содержание ценностных ориентаций (базовых или ключевых) в различные эпохи, в разных социальных общностей и лиц отличаются вплоть до противоположности. Но ценностные ориентации — атрибуты человека и его отношение к миру. Возьмем истину. Истина совершенно по-разному объясняется материалистами или субъективными идеалистами. Индивидуальные планы — направленность личности, совпадая с перспективами социального развития, обнаруживают ценность человека как активного борца, как творца новых общественных отношений. Активность человека формируется и проявляется в различных сферах социальной жизни. Возрастает значение разнообразных форм общения, в результате которых развивается потребность относиться к другому человеку как к ценности. Как замечательно сказал Иоганн Гете: «Гуманность вкладывает душу даже в наслаждение, дух — в потребность, грацию — в силу, сердце — в величие».

Гуманистическое воспитание имеет целью воспитание убежденной, целостной личности, способной не только к самостоятельным решениям, но и к творческой деятельности. Убеждения нельзя купить в книжном магазине, их надо выстрадать собственной жизнью, приобрести собственным трудом. Формируется индивидуальность только собственными усилиями. Формирование индивидуальности происходит в течение всей жизни человека и наиболее ярко проявляется в нравственной позиции. Человек как индивидуальность самобытная в моральных оценках в определении идей и цели жизни, в проявлении духовных потребностей. В практике социального общения, в системе воспитания формируется ценность личности как самостоятельной, самобытной, активной и неповторимой. Лев Толстой говорил, что человек подобен дроби: числительное означает ее мнение о себе, а знаменатель мнение людей о ней, и только если знаменатель больше числительного — дробь правильный. Самооценка — это всегда сравнение, всегда сопоставление своих действий и мыслей с определенным эталоном, идеалом.

Предложения интернет-магазинов