Понятие этики

Понятие этика этимологически происходит от древнегреческого слова etos, которое изначально (в частности, еще в «Илиаде» Гомера) означало местопребывание, совместное жилище. Впоследствии приобрело новое значение: обычай, темперамент, характер. История слова этос зафиксировала то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей рождаются в совместном жизни. Выдающийся мыслитель античности Аристотель, беря за основу значение слова этос как характера (темперамента), формулирует прилагательное ethicos — этический, определив особенность человеческой добродетели, а именно добродетели характера (мужество, мудрость, умеренность, справедливость и др.), которые отличаются от добродетелей разума. Для определения науки, изучающей этические честности. Аристотель сформировал новое существительное ethice — этика, что встречается в названиях произведений («Большая этика», «Никомахова этика», «Евдемова этика»). Так, в IV ст. к н. е. этическая наука получает название, которое носит до сих пор.

История становления понятия «этика» повторяется еще раз на римской почве. Приблизительным латинским аналогом слова «etos» есть слово «mos» (moris), что также означает нрав и характер человека, покрой одежды и моду, обычай и порядок. Древнеримский философ Цицерон, ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристотеля, образовал прилагательное «moralis» (что относится к характеру, обычаям), а от него позднее возникает понятие «moralitas» — мораль. Итак, по этимологическим содержанием греческое «ethice» и латинское moralitas» совпадают. Эти понятия родились не в стихии народного сознания, а созданные философами для определения определенного явления.

В процессе историко-культурного развития понятия этика и мораль наполняются разным содержанием. В общественном сознании мораль стали понимать как реальные явления (нравы общества, установившиеся нормы поведения, оценочные представления о Добре, Зле, Справедливости и тому подобное). Этику же начали рассматривать как науку, изучающую мораль, реальное явление, предметную сферу. Хотя в повседневном словоупотреблении понятия мораль, нравственность различия в значении не всегда соблюдаются. Русским аналогом термина мораль есть понятие нравственность (нравственность). Первоисточником стало слово нрав (характер, т. е. совокупность душевных качеств, отличающихся от ума; страсти, воли и др.), от которого образовано прилагательное нравственный, который и стал основой слова нравственность. Впервые понятие нравственность (нравственность) встречается в словаре русского языка конца XVIII века. Понятия мораль и нравственность часто отождествляются, и есть достаточно оснований. В современной литературе за ними закрепляется, следуя немецкого философа Георга Гегеля, понимание морали как формы общественного сознания, совокупность осознаваемых людьми принципов, норм, правил поведения, а нравственности — как воплощение таких принципов, правил и норм в реальном поведении человека и отношениях между ней и другими людьми. Итак, история (память) сроков позволяет сделать вывод, что этика — это наука о морали (нравственности).

Что же такое мораль как социальное явление, и какую предметную сферу морали изучает этика? Мораль — реальное явление, предметная сфера. Правда, в живом языке понятие этика, мораль и до сих пор употребляются как взаимозаменяемые. Достаточно обычные для повседневности словосочетание, как этика студента, молодежная этика, этические нормы подразумевают определенные моральные процессы и качества. С другой стороны, если речь идет о моральной теории, моральной философии, то имеются в виду этические учения.

Известный философ Иммануил Кант говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». В современности, как никогда ранее, для демократического государства очень остро стоят этические проблемы. Развивать молодую демократическую державу имеют люди душевно чистые, высоко нравственные, охваченные общечеловеческими ценностями. Человек как природная — существо тленный и ограничена. Понятие и границы ее жизни отмеренные очень бледно. Но, боясь темноты небытия, человек ни при каких условиях не хочет мириться с тьмой и стремится вырваться из тисков времени и пространства, тянется к бессмертию. Стремление бессмертие, желание подняться выше себя, выйти за естественные пределы нигде не находят такого полного удовлетворения, как в моральном пространстве. Древние философы считали человека чем-то средним между животными и богами. Воспользовавшись таким сравнением, можно сказать: нравственность и есть то, что выводит человека из животного состояния и поднимает до божественных высот.

Мораль — одна из форм духовной жизни, один из древнейших, универсальных способов социальной регуляции, имеет общечеловеческий смысл и конкретно-историческое содержание. Моральное измерение дает представление о степени человечности общества и личности. Искусство и религия, философия и право всегда обращались к проблемам Добра и Зла, Справедливости, Гуманности, смысла жизни и счастья человека и обобщали опыт духовных поисков. Особенно остро проблема места и роли нравственных ценностей в общественной жизни возникла в XX веке. в период постсоветских трансформаций, в частности, в Украине. Выдающиеся достижения научно-технического прогресса обернулись катастрофическими последствиями для человека (проблема войны в ядерный век, глобальный экологический кризис, проблемы болезней и голода, взаимодействия культур и образования стали планетарными проблемами). Решение их без опоры на нравственность человеческого существования представляется невозможным. Поскольку интеллект, не наполнен, не пронизан нравственностью (нравственными ценностями) способен разрушить не только окружающий мир, но и самого себя. Нравственное возрождение и духовное совершенствование человека — цель и средство прогрессивного развития общества и человечества.

Человек поднимается до нравственных высот тогда, когда сама жизнь (как минимум, собственно!) стремится сформировать мораль. На таком пути, если брать всю общественную биографию человека, ее историческое развитие, много завоеваний и много неудач. Однако завоевания не усиливало моральную волю человека и общества, а неудачи не ослабляли ее. Поразительный факт заключается в том, что человек тем настойчивее, яростнее, упертіше стремится к нравственным идеалам, чем дальше отстает от них реально. Как душистая роза растет на удобренной почве, так чистота нравственных помыслов уходила корнями в грязь общественных неудач, возникая как их отрицание. И как не согласиться с Софоклом, что нравственное начало в человеке есть самая большая его тайна, самое большое чудо. И если есть мораль, то незаметная, но зато ее отсутствие сказывается фатально.

Кажется, что от морали ничего не зависит. Игнорирование ее норм часто ничем не грозит: ну почему не отвернуться от друга, если такая мелочность помогает твоей карьере, почему не отказаться от отца, если того требуют политические интересы, почему не обмануть, если это может принести явную выгоду. Но стоит, однако, стать на такой путь, как становится ясным, что это путь в бездну. Вдруг оказывается, что все — и хозяйственные успехи, и социальная стабильность, и психологическое самочувствие — безотрывно от морали. То, что казалось невидимой, почти эфемерной, вещью, которая ничего не значит, вдруг оборачивается грозной разрушительной силой. Мораль мстит за пренебрежительное отношение к ее законам. И никому — ни человеку, ни обществу не дано безнаказанно попирать ее законы. Эта истина выстрадана человечеством.

История терминов подводит к обобщенного определения: этика есть наука о морали. Известно, что ни одна человеческая общность не могла существовать и развиваться без согласования разнообразных противоречивых (часто противоположных) интересов людей, соблюдение определенных взаимных обязанностей, правил поведения, постепенно становились привычными, общепринятыми, превращались в обычаи, традиции, устойчивые нормы нравственного поведения. Следовательно, общество в процессе исторического развития сформировало особый социальный инструмент, с помощью которого может регулировать и направлять поведение каждого человека, чтобы не только не разрушала, а даже укрепляла общественный организм. Инструментом (социальным институтом) общественной самоорганизации и есть мораль.

Мораль существует в двух формах: личных качеств (нравственные качества людей — милосердие, ответственность, скромность, честность и др.) и совокупность общественных норм поведения и оценочных суждений (таких, например, как «не укради», «не убий» и другие и «справедливо, порядочно, доброжелательно» и др). Моральные качества характеризуют личность с позиций ее способности общаться с себе подобными и сосуществовать с ними, выступают как черты характера и проявляются во взаимодействии с другими людьми. Моральные нормы и оценочные представления выражают интересы тех или иных социальных групп, общества и становятся основой поведения людей. Это знаменатель многообразия индивидуальных действий, один из способов сведения индивидуального к социальному, задают тип поведения, который необходим конкретно-историческому обществу или его большинства.

Следовательно, моральные качества (свойства личности), с одной стороны, и моральные нормы и оценочные представления, с другой, реализуются в отношениях, взаимодействия между индивидами и выражают общественные связи между ними. В первом случае эта связь выступает в субъективно-личностной форме, а во втором — как объективированный, надіндивідуальний связь. Это позволяет говорить о мораль как социальные отношения. Моральная жизнь человека распадается на два уровня, две сферы — сущего и должного. Сфера сущего выражается в реально существующих обычаях, действительных ценностных значениях реальных форм общественных связей между людьми. Сфера должного предусматривает нормативные установки морального сознания. Поэтому мораль не сводится лишь к морального сознания, а есть и ценностный смысл, который заключается в существующих общественных отношениях, в практическом взаимодействии людей.

Обобщая поведение людей (практику), мораль вырабатывает определенные требования, повеления (императивы) «как должно быть», которые поддерживаются общественным мнением или собственной совестью человека (убеждениями). Поэтому мораль, прежде всего, выступает как система требований, норм и правил поведения человека, которые исторически сложились и соблюдение которых носит добровольный характер.

Мораль является таким императивным способом, по которым определяется отношение человека к действительности, который регулирует человеческое поведение с позиций принципиального противопоставления Добра и Зла. Стремление и способность морали оценивать поступки человека, действия социальных субъектов с позиций Добра, Зла, Справедливости подчеркивает ее оценочный характер. Мораль — особая форма взаимодействия человека с действительностью, с конкретными людьми, социальными спільностями представителями мира природы и ценностей культуры.

Итак, мораль сосредоточена на человеке и проявляет себя в ней как общественное начало, объединяющее людей, которые вовлечены в различные виды деятельности и взаимодействия. Высший смысл назначения морали выражается в обеспечении целостности и гармоничности межчеловеческого взаимодействия, преемственности исторического развития общества. Мораль не сводится ни к религии, ни к праву, ни к каких-либо других форм духовно-практической жизни, а имеет свою специфику и играет важную роль в жизни человека и общества. Итак, мораль является сложной сферой жизни человека и общества, выражающая степень их человечности, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.

Этика — наука об особой сфере человеческой жизнедеятельности, специфический институт — мораль. Целью этики является рациональное обоснование морали и выявления ее природы, сущности, места и ее назначение в развитии человека и общества. В этике осмысливаются, обобщаются, систематизируются исторические формы нравственности, анализируются этические доктрины, теории, которые стремятся объяснить природу,

закономерности развития, функции морали, а также осуществляется анализ механизмов моральной ориентации и регуляции, выраженных в системе ценностей, норм, принципов, понятий морального сознания. Правда, сразу следует оговориться, что наравне с классической позицией на этику как науку о морали, существует мнение среди мыслителей, занимающихся нравственными проблемами, и, что этика не является наукой. Выдающийся мыслитель-гуманист Альберт Швейцер это объясняет тем, что «наука как описание объективных фактов, обоснование существующих между ними взаимосвязей и обобщение всей совокупности накопленного материала возможна лишь тогда, когда речь идет о ряде однородных фактов, повторяющихся или об один факт среди явлений, когда налицо материя, в которую надлежит внести порядок. Науки о человеческом желании и деянии нет и не может быть. Здесь может идти речь лишь о субъективных и единые своеобразные факты, взаимосвязь которых скрыт в загадочном человеческом Я».

Если с объектом изучения этики более или менее ясно, то сложнее с ее предметом. В процессе исторического развития цивилизации человечества предмет этики менялся. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, изменялся сам объект изучения — мораль (то, что моральное в одних условиях, становилось аморальным, самое ненормальное в других, изменившихся условиях). Во-вторых, менялся предмет этики и вследствие развития самого этического знания, открытия новых сторон, регулятивных механизмов морали, что свидетельствовало о различные степени и уровни ее познания. Оба эти процессы в их взаимной зависимости нашли отражение в истории мировой этической мысли. Характерным здесь является то, что мораль, выступая объектом изучения этики как науки, не создает этические нормы, правила, а лишь устанавливает, что в обществе или в историческую эпоху считать или считали добром или злом. Мораль не определяет, что есть добро, а что — зло. Этим занимается этика, определяя мораль, то есть, что хорошо, что плохо с нормативной точки зрения. Итак, предметом этики выступают моральные нормы. Поэтому, этика — наука, объектом изучения которой является мораль.

Предложения интернет-магазинов