Проблема знания, языка

Одной из ведущих течений современной мировой философии, бесспорно, есть положительная философия, которая своим источником имеет классический позитивизм XIX века, представлена неопозитивизмом и постпозитивизмом. Неопозитивизм (третий позитивизм) возник в 20-х годах XX века. и развивался как течение, претендовала на анализ философско-методологических проблем, выдвинутых в процессе научно-технической революции. Неопозитивизм как направление включает в себя различные логико — философские школы.
Венской кружок сформировался в 1922 году. Представители: Мориц Шлик, Отто Нейрат, Рудольф Карнап, Ханс Рейнхенбах, Альфред Айер и др. Несмотря на некоторые расхождения во взглядах, представителей Венского кружка объединяет общая цель — свести философию к логическому анализу языка науки, а также подвергнуть философское и научное знание критическому анализу с позиций принципа верификации, сформулированного Морицем Шліком, который исходил из того, что все научное знание является обобщением и уплотнением чувственно-данного и делал вывод, что все подлинно научное знание должно быть редуцированным к чувственно-данного. На основе этих идей австрийский философ Рудольф Карнап сформировал модель научного знания, по которой в основе знания лежат абсолютно достоверные протокольные (такие, образующих эмпирический базис науки) знания, которые выражают чувственные переживания субъекта. Все остальные знания должны быть верифицированы, т. е. сведены к протокольным. Те знания, для которых процедура верификации оказывается невозможной, не имеют смысла и должны быть устранены из науки. Функция философии состоит в том, чтобы с помощью логического анализа очистить язык науки от лишенных смысла псевдознань. Методологические проблемы, выдвигаемые и решаемые представителями Венского кружка, способствовали формированию адекватных представлений о развитии философии науки.

Львовско-Варшавская школа — одна из школ аналитической философии, представлена Константином Гайдукевичем, Яном Лукасевичем, Альфредом Тарським, Тадеушем Котарбиньским и др. Для школы характерно резко отрицательное отношение к иррационализма, стремление к сближению философских и научных исследований, предоставление философским рассуждениям логично точного статуса. Ян Лукасевич считал, что целью логических исследований является разработка точных методов анализа философских рассуждений, выдвинул идею логического плюрализма, суть которого заключается в том, что различные логические системы способны эксплицировать различные онтологические теории Ян Лукасевич, Кость Айдукевич и другие представители Львовско-Варшавской школы — сторонники рационализма, специфической чертой которого стал логико-семантический анализ языка науки и философии, что способствовало устранению не точностей и двусмысленностей, которыми питаются ірраціоналі логистические философские концепции.

Философия лингвистического анализа отражена в учениях Джорджа Эдварда Мура, Людвига Витгенштейна, Джілберта Райла, Питера Стросона, Джона Остина и др. Это течение отказывается от жестких логических требований, считая, что объектом анализа должен выступать естественный язык. Традиционные философские проблемы, по их мнению, могут представляться в виде дилемм, которые решаются через лингвистический анализ, а в уточнении значения слов заключается суть философского течения. По мнению Людвига Витгенштейна, философия не может вмешиваться в фактическое употребление языка, а может лишь описывать ее. Несмотря на противоречивость взглядов представителей философии лингвистического анализа, основная задача философии лингвистики заключалось в разработке систематической теории значений языковых выражений, которая является одновременно теорией понимания. Течение лингвистического анализа оказал значительное влияние на современную логику и лингвистику, способствовала их развитию, совершенствованию.

Предложения интернет-магазинов