Проблемы и средства познания в философии

Философия есть наука об общих закономерностях, которым подчинены бытие, то есть природа и общество и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания, определяется экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии является проблема взаимодействия мышления и бытия, сознания и материи. Любая философская система представляет конкретно развернутое решение проблемы, даже если основной вопрос » в ней прямо и не формулируется. Если понятие философия впервые встречается у Пифагора, то Платон впервые определил философию как особую науку. Философия объединяет всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что является полностью естественным для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В процессе развития общественно-производственной практики и накопления знаний идет оттачивание отдельных отраслей знаний во философии и выделение ЕЕ в самостоятельную науку. Философия возникает из необходимости формирования совместного, общего взгляда на мир, исследования общих совместных источников и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. И вопрос о взаимодействии мышления и бытия выдвигается на передний край, потому что то или иное решение лежит в основе философии, в основе метода и логики познания.

Философская проблема — это затруднение, в которое попадает человек, что наблюдает и осмысливает жизнь, проблема не чисто умственная или теоретическая, а жизненная, или, как еще говорят: экзистенциальная. Проблема волнует человека, то есть захватывает человека целиком, его чувства, волю. А это означает, что человек включен в жизненные ситуации, которые наблюдает. Можно сказать, что человек наблюдает саму себя. Получается, что философия — сосредоточенное созерцание человеком его собственной жизни. Возникают вопросы по поводу трех отношений: Я и Бог, Я и другой человек (общество), Я и природа. Итак, Человек, Бог, Природа, общество — это главные проблемы философии.

Философы разных эпох неизменно обращались к человеку, его природы, содержания действия его жизни, смерти и бессмертия. Проблема Человека занимает центральное место в философии. Века философы анализировали природу и возможности человеческого разума, особенности ее чувств, сочетания биологического и социального в человеке, а также различные проявления ее духовного мира: язык, познание, мышление, искусство и др. Эти проблемы воплотились, отразились в ряде философских сочинений: Аристотеля «О душе», Рене Декарта «Страсти души», Людвига Фейербаха «Против дуализма тела и души, плоти и духа», Владимира Соловьева «Чтения о боголюдство», Альбера Камю «мятежная Человек». Не обошли ее и украинские философы: Григорий Сковорода, Памфіл Юркевич, Иван Франко и др. С момента возникновения философии ученых интересует природа: как возникли Земля, Луна, Марс и другие планеты, какие причины лежат в основе их развития, можно существующее разнообразие вещей свести к исходным первоисточникам и др. Внимание философов было сосредоточено не на случайностях, а на общих принципах существования и развития природы. Еще в Древней Греции философ Аристотель в сочинении «Метафизика» подчеркивал: философия исследует в природе «причины и начала, наука о которых есть мудрость». Другими словами, но, по сути, тот же неугасимый интерес философии к тайнам природы пишет английский философ Томас Гоббс. Предметом философии либо материей, о которой трактует философия, является всякое тело, возникновение которого можем постичь научными понятиями и которое мы можем в любом отношении сравнивать с другими телами. Не ослабевает интерес у представителей разных философских направлений к вопросам общественной жизни людей: моральных, правовых (справедливости и свободы, власти и собственности), экономических проблем, проблем рационального государственного устройства.

Современная философская мысль осмысливает пути дальнейшего познания мира и человека, реализации актуальных для человечества проблем: сохранение земной цивилизации, улучшение биосферы, устранение межнациональных конфликтов и тому подобное. Используя средства массовой информации, прессы, философы анализируют логику событий, предлагают методы и пути реализации насущных проблем. Главные проблемы: Человек, Природа, общество, — хотя и существовали в философии всегда, имели в разные периоды истории разную значимость. Философия Средневековья геоцентрическая, ее основная идея — бытие Бога. С XVII века. акценты смещаются: в центре — природа, доминирующим типом мировоззрения становится натурализм, а популярным понятием — естественное. Круг интересов современной философии (при всем разнообразии) составляет прежде всего антропологические проблемы, философия занимается людинознавством. Тема гуманизма, или проблема человека — вот главная ее забота. Философствования перемещается в сферу этики. Это интересное чередование тематических приоритетов явно прослеживается в изменении методологических основ правоведения, в изменении идеалов, на которые ориентируются реальные правовые системы. Для Средневековья идеалом считалось Божественное право, а с XVI века. — право естественное. В современных условиях — идея прав человека.

Что можно сказать о человеке в общем смысле, имея в виду две другие категории: Бог и Природа? Здесь важно отметить одну принципиальную трудность. Определив понятия: Человек, Природа, общество, Бог, называем их главными для философа. Понятие — предельно общие. Это мышление. А мыслям должен что-то отвечать реально. Понятно. Как же тогда быть с реальностью? Что же стоит за понятием Бог? Есть же основания говорить здесь о реальность? Но можно поставить другой вопрос: а в чем, собственно, с таким понятием проблема? Почему реальности, стоящие за понятиями Человек и Природа, несомненные? Ответ предлагается такой: вопрос о реальности — это не вопрос логики или эксперимента, это — вопрос культуры. Есть очевидности, в которых убеждаемся не в одиночку, есть знания, которые даются не в результате личных усилий. Если постигаем с помощью собственного ума, то только потому, что опираемся на пережитое, на началах познания, то есть в смысле «до или перед восприятием, постижением» как условия возможности рассуждения. Такие восприятия выдвигает сама культура. Так вот, культура, создала Бога как самую очевидную ясность, отодвинута в прошлое, канула в Лету. А соответствующее понятие осталось. Умственно ним оперируем, а экзистенциально, то есть на уровне безотчетного для сознания проживание, когда человек как целое наполнена верой в Бога, уже мертв. Поэтому-то и возникает проблема реальности.

Материалистическая культура полностью обходится без понятия Бог. Здесь триада предельно редуцирована, то есть упрощена, сведена к Природе. Только Природа по-настоящему реальна, все остальное — ее продукты. Это означает, что материя, развиваясь, породила человека, а человек придумал Бога. Итак, отталкиваясь от Бога, получаем в завершение процесса создания человека. Отталкиваясь от Природы, получаем Бога. Опять-таки на завершение, но в завершение процесса развития — как выдумку человека. Если отталкиваться от Человека и никуда не двигаться, то божественная и природная суть ее основные свойства — два неразрывных начала. Человек находится между Богом и Природой. Здесь под естественным понимается не только ограничено в пространстве материальное тело человека, но и животное — ее поведение, вообще ее причастность к предметному миру или, образно говоря, хлебом жизни. Это жизнь побуждает человека осваивать Природу, создавать разные орудия, приобретать необходимые знания. Божественное в Человеке — это духовное. Христианское учение символизирует божественное и естественное различными противоположностями, в частности, небесное — земное, верх — низ. Как природное существо, Человек является сущим от земли, или рожденным от плоти. Но чтобы стать настоящим Человеком, ей надо родиться, приобрести духовности.

Следовательно, предметом понимания философии является Человек, Природа, общество в всех ипостасях и во взаимодействии всех объектов. В процессе исторического развития предмет философии ее исследования стал Человек, его отношение к природного и общественного мира. А поскольку в сознании человека, природы и общества философия, как справедливо заметил Александр Герцен, «держится во всеобщности», то предмет философии можно определить: философия изучает общее (под общим понимают закономерную связь вещей и процессов в составе целого, в таком случае Мира) в системе Человек — Мир. Каждая из сторон подсистемы — Мир и Человек — делится на уровни, взаимодействия между сторонами — на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, предметно-преобразовательный. Предмет философии охватывает всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее полное бытие человека в обществе и окружающей среде.

Предложения интернет-магазинов