Просвещение и французский материализм 18 века

Просвещение — важнейший феномен духовной жизни европейских стран XVIII века. Своим названием это совокупность антифеодальных идей, которые были формой самосознания нового общественного класса — буржуазии. Просвещение — идеология так называемого третьего сословия, который объединял крестьянство, буржуа, ремесленников и который восстал против господствующих слоев феодального общества, духовенства и дворянства. Неоднородность социальной базы Просвещения обусловила пестроту течений и идеологических учений, которые в разных странах Европы имели свои специфические особенности. Наиболее радикальной формы Просвещение приобрело во Франции, став идеологической основой революции.

Несмотря на определенные региональные различия, идеология Просвещения имеет характерологические черты. Главная из них — вера в особую роль научных знаний, распространение которых приобретает решающее значение в борьбе с феодальными порядками, решении социальных проблем.

Ведь феодальное общество, по мнению просветителей, — это царство тьмы и невежества, основанное на обмана народа. Оно будет разрушено светом науки и разума. Следовательно, развитие научных знаний и образование — главное средство в борьбе против феодального деспотизма, религиозного фанатизма и социальной несправедливости. При этом особый акцент делался именно на познании природы. Феодальный мир объявлялся противоестественным. Отождествив принципы разума с законами природы, просветители требовали перестроить общество на основе этих принципов и выдвигали требование предоставить законам природы характера юридических норм.

Пьер Бейлн (1647 — 1706) — представитель раннего Просвещения. Он выступил против религии и идеалистической метафизики. Главный его труд —»Исторический и критический словарь» (1694). В ней наиболее ярко проявился скептицизм философа.

Основоположниками французского Просвещения стали Ф. Вольтер и Ш. Монтескье.

Вольтер (Мари Фрвисуа Аруэ) (1694 — 1778) — богато одаренная личность. Философ, писатель, ученый, публицист, неутомимый борец против феодальной системы и абсолютизма, Вольтер был сторонником секуляризации церковных земель и подчинение церкви государству, равенства всех граждан перед законом. С особым упорством он боролся против религии, особенно католицизма, хотя и не был атеистом, оставаясь на позициях деїстично ограниченного материализма. Мыслитель восторженно воспринимал материалистический сенсуализм Дж. Локка, критически относился к идеализму Дж. Беркли, монадологии Г. Лейбниц противопоставлял идеи материалистического атомизме. Его философские идеи изложены в многочисленных трудах, и в частности таких, как «Английские письма», «Основы философии Ньютона», «Трактат о метафизике», «Философский словарь»и др.

Шарль Монтескье (1689 — 1755) разделял позиции деизма, философ, писатель и историк. Творчество его имело антифеодальну и антиклерикальную направленность. Он считал, что ни одна религия не может претендовать на абсолютную истину и зависит от особенностей политического уклада. Главный труд Монтескье — «О духе законов». Мыслитель пытался выяснить объективные основания законодательства и особенности государственного строя. Как представитель географической школы в социологии, он был убежден, что политическое устройство страны зависит от таких природных факторов, как климат, размер территории, плодородие земли. Поэтому законодатель, совершенствуя систему законов, должен учитывать эти обстоятельства и согласовывать юридические нормы с законами природы.

Идеи Монтескье, как и Вольтер, были чрезвычайно популярны в XVIII веке. Однако начиная с 40-х годов их место заступают представители революционного крыла французского Просвещения.

Жал Жак Руссо (1712 — 1778) как представитель социальных низов активно выступил против социальной несправедливости, провозгласив свободу и равенство неотъемлемыми правами личности. «Человек рождается свободным, а между тем он везде в оковах»,.— подчеркивал он.

В своих требованиях Руссо не ограничивался правовой сферой, а требовал равенства в социально-экономических отношениях. По его мнению, главной причиной неравенства, социального угнетения человека является частная собственность. Социально-экономический прогресс, связанный с появлением частной собственности, развитие культуры оборачиваются моральным упадком человека, потерей собственной сущности, отчуждением от природы. Руссо идеализировал естественное состояние, в котором находилась ранее человек. Критикуя современную цивилизацию, он, однако, призвал не вернуться к первоначальному состоянию, а лишь создать общество, где человек смог бы восстановить свою естественную чистоту и наконец стать свободной. Мыслитель отстаивал право народа на революцию, а его идеи народного суверенитета и демократической республики были восприняты деятелями Французской революции 1789 — 1794 pp., о чем свидетельствует Конституция 1793 г. Важнейшие труды Руссо — «Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми» и «Об общественном договоре, или Принципы политического права».

Среди просветителей XVIII века. радикализмом и последовательностью в борьбе против идеологии феодального общества, религии и схоластики отличаются французские материалисты Жюльєв Офре де Ламетри (1709 — 1751), Клод Адріав Гельвеций(1715 -1771), Дени Дидро (1713 — 1784), Поле, Аврі Гольбах (1723 — 1789). Несмотря на определенные различия их объединяли материалистические и атеистические позиции.

Идейными источниками французского материализма были, с одной стороны, материалистическая линия Декарта, начатая его физикой, а с другой — сенсуализм Дж. Локка. Важную роль в пропаганде и распространении последнего сыграл труд Кондильяка «Опыт о происхождении человеческих знаний» (1746), где гносеологическая теория английского философа получила дальнейшее развитие. Началом последовательного применения принципов материализма к познанию человека стала работа Ламетри «Естественная история души». Название его известного трактата «Человек — машина» красноречиво показала окончательную победу естественнонаучных и даже механистических принципов в подходе к проблемам человеческого бытия.

Один из последовательных материалистов XVIII века. К. Гельвеций в своем труде «Об уме» предоставил гносеологии Дж. Локка практического направления, применив его сенсуализм к явлениям общественной жизни и решения морально-этических проблем. Наконец, настоящей библией французского материализма стал труд П. Гольбаха «Система природы», где выстроена всеобъемлющую систему материалистического мировоззрения.

Начиная с 1845 г настоящим центром Просвещения стало издательство «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел», редакторами которого были Д. Дидро и д’аламбер. Вокруг энциклопедии группировались передовые ученые, философы, публицисты: Вольтер, Монтескье, Руссо, Гельвеций, Гольбах и др. В это время французское Просвещение быстро эволюционировало от деизма к материализму и атеізму. С 50-х годов лидером этого направления стал Дидро. Его материалистически-атеистическое мировоззрение отражено в таких работах, как «Письмо о слепых», «Мысли к истолкованию природы», «Философские принципы материи и движения», «Разговор Д’Аламбера с Дидро» и др.

Творчество французских материалистов, как и всех просветителей, характеризуется значительным вниманием к личности, ее потребностей, социально-политических условий его жизни. Однако человек рассматривается как чисто природное существо, неотъемлемая часть природы, подчиненная ее всеобщим законам, а свобода — как полная зависимость человека от природы, собственных материальных потребностей и интересов. Саму же природу они толковали механистически, как огромную машину, части которой соединены причинными связями и для которой люди являются лишь небольшими пружинками. Следовательно необходимость природы превращается в фатализм, а человеческая свобода — призрак. Французские материалисты довели до края антигуманістичні тенденции, присущие новоевропейском матеріалізмові, что вполне закономерно привело к его идейного кризиса.

Предложения интернет-магазинов