Развитие философии в 17 — 18 вв.

В XVII ст. берет начало период относительно бурного развития философской мысли, который длится до середины XIX века. Период вошел в историю философии как период гениев и свободомыслия эпохи Просвещения и формирование немецкой классической философии. Своеобразие интеллектуального и духовного потенциала эпохи во многом обусловлена возрастающими процессами становления капиталистических общественных отношений. Формированием буржуазии, армии наемных рабочих развитие философии шло в острой борьбе с пережитками феодализма и его идеологии, а также формированием научного естествознания, изображением качественно новой картины мира, основы которой разработаны еще в эпоху Возрождения. Все это привело к структурным изменениям широты философских проблем, стиля мышления и способа постижения мира.

Для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, стоит учесть, во-первых, что тогда длился бурное развитие капитализма с присущим промышленным производством, все больше требовало практически направленных научных знаний; во-вторых, это период не только буржуазных социальных, но и научно-технических революций; в-третьих, специфичность науки — экспериментально-математическое естествознание. Наука начинает занимать ведущее место в мировоззрении людей эпохи, а в философии на передний край выходят проблемы теории познания и среди них проблема метода. Несмотря на своеобразие различных философских учений, здесь определенная преемственность в развитии философских идей. Если через всю средневековую философию проходит полемика между номіналізмом, что опирается на опыт, и реализмом, который апеллирует к разуму, то в философии XVII века. эти направления становятся как эмпиризм и рационализм. Стержнем теоретических споров между ними становится вопрос об определении источников человеческих знаний.

Сторонники эмпиризма (греч. — опыт) считали единственным источником познания чувственный опыт (далее — органов чувств человека), справедливо утверждали, что процесс познания начинается с ощущений. Однако сторонники эмпиризма недооценивали рациональную деятельность, считали, что разум ничего не добавляет к содержанию знаний, ибо нет ничего, чего бы не было в ощущениях, а разум лишь комбинирует материал, полученный из чувственного опыта. Своеобразной модификацией эмпиризма выступает сенсуализм (лат. — чувства). Сторонники сенсуализма стремились вывести все содержание познания уже не просто из опыта, а из деятельности органов чувств. С XVII — XVIII ст. эмпиризм и развивали сенсуализм Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, представители французского материализма. Последовательное продолжение сенсуализма Дж. Локка привело Джорджа Беркли и Дэвида Юма к субъективно-идеалистических выводов.

Сторонники рационализма считали источником познания Разум, логическое мышление, утверждали, что чувственный опыт не может обеспечить достоверность и общее знание. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — неограниченной причинной последовательности, которая пронизывает мир, то есть имеет форму детерминизма. Рационализм, утверждал определяющую роль Разума не только в познании, но и в деятельности людей, стал философской основой идеологии Просвещения. И позиция рационализма и эмпиризма (сенсуализма) страдала односторонностью, абсолютизацией одной из познавательных свойств человека, что в конце концов способствовало утверждению в философии метафизического, механистического способа мышления.

Предложения интернет-магазинов