Свободомыслие Древнего мира

История цивилизации свидетельствует, что религия не всегда доминировала в процессе развития духовной культуры человечества. Практически на всех этапах развития возникали различные формы критического анализа религиозной доктрины и отдельных ее положений. Переоценка традиционно распространенных религиозных идей, индифферентность представлений, критика религии с позиций здравого смысла, общественной практики, науки находили отражение в философии, естествознании, фольклоре, ересях, светской литературе. Все это стало загальнокультурною базой для формирования свободомыслия в духовной культуре.
Впервые понятие свободомыслие использовал английский философ XVIII века. Анри Коллинз для борьбы с религиозной нетерпимостью, догматизмом и авторитаризмом религии. В мировой общественной и природознавчій мнении обосновывалось право разума рассуждать обо всем свободно, в том числе и о религии. В древности среди многих выдающихся деятелей зародилось и концептуально оформилось убеждение в том, что свободомыслие есть лучший способ поиска истины.

С историческим развитием свободомыслия меняется и содержание, проявляется в мягкой форме религиозного індиферентизму или антирелигиозного скептицизма, внутріконфесійного инакомыслие или богоборчества, философских течений пантеизма, деизма или теории двоякой истины, социально-политической реакции антиклерикализма или религиозного нигилизма, радикальных вариантов атеизма. Со своей стороны, религия, ее отдельные деятели радикально реагировали на развитие вольнодумных идей. Однако, обострение противостояния религии и свободомыслия не решало их сосуществования в системе духовной культуры. И только с возникновением демократических общественных институтов и формированием конституционно-правового принципа свободы совести удалось толерантно урегулировать сосуществование религиозных и свободомыслящих идей, относя их к сфере внутренних убеждений каждого человека и его права исповедовать любую религию или свободно мыслить.

Первые проявления критического отношения к религии, элементы свободомыслия находим среди памятников Древнего Востока. Древнейшими являются «Беседа господина с рабом» (Двуречья, конец III — начало II тыс. к н. е.) и «Песня арфіста» (Египет эпохи Древнего царства). В них ставятся под сомнение идеи личного бессмертия и существования потустороннего мира, критикуется аскетизм. Более сложным памятником древнеегипетского свободомыслия является «Беседа разочарованного со своим духом». Это философские размышления. Человек, разочаровавшись в жизни, хочет наложить на себя руки, но дух отговаривает ее, пытается убедить отдаться благам жизни и в споре выражает более трезвый взгляд, чем человек.

Развитие свободомыслия в Индии, а затем в Китае ставит критику религии на философскую основу. Сочинения древнеиндийских философов — материалистов к современности, к сожалению, не дошли, а упоминаются лишь в поздних источниках, где материалистические взгляды объясняются с целью опровержения. Известная школа локаята, или чарвака, еще с давности выступала против религиозно-идеалистического понимания природы и человека. Чарваки утверждали, что все вещи в природе состоят из четырех элементов: воздуха, огня, воды и земли. Из их комбинаций создаются не только физические объекты, но и все живые организмы, которые после смерти возвращаются к тех же элементов. Важный этап в развитии свободомыслия в Китае связан с именем Ван-Чуна (i ст. к н. е.). Основное произведение «Критические рассуждения» отрицал принципиальное различие между органической и неорганічною частями мира, между человеком и животным.

Сомнение религии в странах Древнего Востока был ограниченный, поверхностный характер, касался лишь отдельных сторон религиозного понимания мира. Мировоззренческая непоследовательность, фрагментарность, отсутствие стройного учения о религии не умаляет значения антирелигиозного скептицизма далекой древности — без него не было бы материализма Демокрита, Эпикура, Лукреция, которые обобщили опыт полемики античной культуры с религией, даже если эта полемика оказывалась в скепсисе в отношении лишь некоторых положений религии.

Широко развивается свободомыслие в античной Греции. Именно здесь в VI в. к н. е. в результате победы рабовладельческой демократии и превращения раба на основную производительную силу сложились благоприятные условия для бурного развития науки, философии, литературы и других видов искусства. Свободные граждане Афин, Коринфа, Милета, Эфеса и других крупных греческих городов, не занятые тяжелым физическим трудом, имели возможность заниматься умственным трудом. Уже в VI в. к н. е. представители так называемой милетской школы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (585 — 525 pp. к н. е.) рассматривали мир как само собой понятную единство разнообразных явлений природы и видели ее в существовании определенной материальной первопричины всего существующего. Взгляды милетской школы нашли дальнейшее развитие в учении диалектики Гераклита, который, утверждая идеи вечности и несотворимості мира, отмечал: «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет живым огнем, закономерно вспыхивает и закономерно угасает». Одновременно с Гераклітом в древней Греции жил поэт и философ Ксенофан, который высказал мнение, что люди создают себе богов по своему подобию. «Если бы быки и львы имели руки, чтобы, подобно людям, создавать произведения искусства, то они также стали бы изображать богов и придавать им такие формы тела, которые имеют сами».

С появлением Демокрита (460 — 370 pp. к н. е.) и его школы начинается новый этап развития свободомыслия.

Демокрит — первый энциклопедический ум древнего мира. В отличие от мыслителей милетской школы, которые искали первооснову мира в каком-то конкретном начале (воде, воздухе, огне), учение Демокрита сформировало материалистическое мировоззрение. Исходя из признания вечности и незнищимості материального мира как аксиома, не требует доказательства, Демокрит приходит к выводу о существовании первичных кирпичиков — атомов. Бесконечное количество подвижных атомов и пустота, где происходит это движение, является естественной объективной реальностью. Атомы неделимые, без’якісні, но отличаются друг от друга по форме, размеру и весу. Все вещи, в том числе и душа, созданные из комбинаций атомов, распад которых означает смерть. Полемизируя с религиозным учением о целесообразности в природе, Демокрит противопоставляет идею причинности и закономерности. Демокрит высказывает также мысль о происхождении живого из неживого, о разнообразии миров. Первый в истории развития философских учений Демокрит пришел к выводу, что религия возникла из незнания природы, что именно страх создал богов. Атомистическая теория Демокрита, которая не оставляла места для действия сверхъестественных сил, оказала большое влияние на дальнейшее развитие свободомыслия вплоть до его радикального, варианта — атеизма.

Среди выдающихся вольнодумцев прошлого находим и Эпикура, который остро критиковал античную религию и считал обязанностью философов освободить человечество от страхов и предрассудков, что является результатом веры в сверхъестественное. Эпикур выступал против религиозного удвоения мира, учил, что во Вселенной существуют только пустота и атомы, из комбинаций которых образуется реальный мир. В таком процессе не требуется участие богов. Эпикур также выступал против идеалистического утверждения существования бессмертной души. В своих высказываниях Эпикур не отрицал существования богов, чтобы не быть обвиненным в пренебрежении к ним, но так характеризовал богов и их роль в жизни человечества, что невольно

напрашивался вывод об отрицании религии. Эпикур подчеркивал, что люди должны признать, что бог желает устранить зло из этого мира и не может, или может и не хочет, или, наконец, и может, и хочет. Если он хочет и не может, то он не всемогущ, но это бессилие, которое противоположно природе бога. Если он может и не хочет, то это свидетельство злой воли что не менее противно природе бога. Если он хочет и может что является единственным из предположений, которое может быть применено к богу то почему же в таком случае на земле существует зло?»

Идеи Эпикура развивал и распространял выдающийся римский философ Тит Лукреций Кар, автор знаменитой поэмы «О природе вещей», единой большого труда древнего мира, что полностью сохранилась. Поэма Лукреция Кара энциклопедия научных материалистических знаний Древнего мира. В поэме с материалистических позиций дается целостная картина мира, высказываются догадки об эволюции реальности, действительности, о природе человеческого сознания. Намного опережает своих предшественников Лукреций Кар в раскрытии причин возникновения религии. Рассматривая религию как социальное явление, философ видит причины ее возникновения в бескультурье людей, в страхе перед грозными и непонятными явлениями природы.

Один из представителей Древнего мира римский писатель — сатирик Лукиан из Самосати в своих сатирических произведениях клеймил все тогдашние религиозные учения и одним из первых критиковал христианство.

Итак, идеи свободомыслия лежат в глубокой древности развития человеческой культуры и философии.