Социально-деятельная сущность человека

Целостный образ человека не возникает в философии исторически одномоментно. Но и логично может сформироваться только путем восхождения от абстрактного к конкретному, выявление и осмысление разнообразных и противоречивых взаимосвязей человека с миром. Однако нельзя объять все многообразие связей в системе, если не раскрыта суть самой системы. Поэтому философские рассуждения о человеке, размышления о бытие начинаются с вопроса о сути самого человека, его стремлений и устремлений, ее обеспокоенностью повседневностью.
Начиная с середины XIX века. на смену попыткам сформировать представление о некоторой абстрактно-общую суть человека пришло понимание того, что существенные характеристики человека проявляются только раскрытием специфики ее бытия. Именно это имел в виду Карл Маркс, подчеркивая, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В действительности человек есть совокупность общественных отношений». В высказывании речь идет не о сути, как она представлена во внутреннем мире человека (это и будет «абстракт, присущий отдельному индивиду»), а о сути реализованной, развернутой во внешнем мире (здесь проявляется как «совокупность общественных отношений»). Между тем тезис зачастую интерпретируют: «сущность человека есть совокупность общественных отношений», утверждая, что «человек есть совокупность общественных отношений», добавляя тем самым высказыванию Маркса иной смысл. Такая трактовка неправильная.

Совокупность общественных отношений выражает суть общества, а не человека. Отказавшись от вульгарного понимания тезиса, используя ее положительный познавательный потенциал, выясняется специфика человеческого бытия, сравнивается с жизнью животных. Оказывается особенность, состоящая в том, что животные составляют закрытую систему физиологических рефлексов и инстинктов, привязанных к среде, специфической для каждого вида, потому, что в ней есть то, что соответствует набору их видовых признаков. Поведение и способ жизнедеятельности животных генетически обусловлены. Ничто не заставит, например, волка вести себя так, как ведет себя заяц. Человек же не имеет строго определенной экологической ниши, запрограммированности способов жизнедеятельности, может не просто освоить разные виды деятельности, но и действовать, как выразился Карл Маркс, «по меркам любого вида», подражая при необходимости в деятельности различное животное. Наблюдаются глубокие различия в поведении людей, принадлежащих различным историческим эпохам, культурам, социальным спільностям и живут в одних и тех же социокультурных условиях.

Разнообразные разногласия представителей человеческого рода свидетельствуют об индивидуальной вариативности поведения, неизвестной животному миру, и об отсутствии жестко детерминированного, неизменного способа жизнедеятельности человека. Оказывается выходная существенная характеристика человека — универсальность. Формы ее проявлений — уникальность каждого отдельного индивида есть воля. Индивидуальная неповторимость человека не означает, что не имеет ничего общего со своими современниками или людьми других эпох. Человеческой природе присуща известная устойчивость (так называемая постоянство в изменении) и возможность изменения самой человеческой природы в пределах определенной устойчивости и на ее основе. Особенность человека очень точно и афористично выразил Виктор Франкл, определив человека как «единство вопреки многообразию». Воля человека также понимается полностью определенно: не абсолютна и не произвольная. Воля относительна. Человек имеет исторически обусловленные границы возможного и невозможного в своей жизнедеятельности, что задается ей общественным образом жизни. Социальность выступает той основой, на которой покоится единство человеческой природы, сути. В силу универсальности человек может существовать, приспосабливаясь к окружающей среде. Сочетая в различных формах совместной деятельности с другими людьми, превращает окружающую действительность в соответствии с потребностями, которые постоянно развиваются, создает мир материальных и духовных ценностей, культуры.

Общественная жизнь, как и общественная человек, выступает результатом и одновременно предпосылкой такой творчески преобразующей деятельности. Но общество и человек как общественное существо есть там, где есть культура, — своеобразная понадприродна нормативно-ценностная система, регулирующая индивидуальное поведение. Ведь общество — это надбіологічна форма совместной жизнедеятельности людей, почивает на функциональной разнообразия организмов (пчелиный рой — матки, трутни, рабочие пчелы) и не на органической разнородности их потребностей и стимулов, а на единстве культурных норм. Культура не только выполняет регулятивную функцию, но и выполняет роль социальной памяти, что компенсирует недостатки генетического механизма наследования информации, необходимой для социального бытия человека. Отсюда вытекают принципиальные выводы о существенных характеристиках человека. Человек предстает как существо социокультурное, активно-творческая, деятельная, что творит ценности, созидает духовное.

Деятельностная суть человека заключается в том, что именно в процессе общественного труда в фило — и онтогенезе формируются все человеческие качества и свойства, сам жизненный мир. Но рассуждая о творческом становлении человека, его добросовестность, неугомонность в творчестве, в богатстве, неутомимости, преданной плодотворной деятельности, не следует сводить все только к одной форме — труда. Безусловно, труд, как материальная, предметно-чувственная деятельность, способствует формированию и развитию физических и духовных качеств человека, обогащает мышление и речь, расширяет и углубляет социальные связи, наконец, обеспечу» физическое существование, потому что направлена на удовлетворение витальных потребностей, создания необходимых человеку средств существования. Но если иметь в виду только это, то глубинные слои человеческой природы, способы жизнедеятельности выпадут из поля зрения, а универсальность и воля человека окажутся лишь иллюзиями, не имеющими настоящих основ в жизни. Ведь труд — это неизбежно, вынуждено усилия, деятельность, вызванная необходимостью, но и посторонняя, внешняя. Будучи сознательным, планомерным процессом, труд для своего действия должен находиться постоянно в движении; осознание ее внутренней энергии и теоретически, и материально обусловлено. Постоянно существует, действует потребность теоретического обоснования и материальные потребности, осознание и удовлетворение непосредственно биологических, социальных потребностей, их соотнесение с ценностно-нормативной системой личности и общества. Наконец, именно общественная жизнь — не только материальные, но и духовные потребности и ценности. Уже исходя из такого положения, оказывается людинотворче значение не только трудовой, но и духовно практической, теоретической, собственно духовной деятельности.

Отношение человека к миру и самому себе не определено инстинктивной программе, а формируется ею. Человек обладает уникальной, не свойственной животному, способностью и потребностью к самоуглубления. В жизнедеятельности человек не столько исходит из непосредственных инстинктов, сколько ориентируется на принятую в обществе ценностно-нормативную систему. Мир же ценностей разнообразен и противоречив. Человек вынужден выяснять для себя, что же ей действительно верить, что ценить, а что ненавидеть, то есть формировать, создавать в самой себе внутренний мир, невидимый, но осознанный, создавать собственное отношение к миру, создавать свой собственный мир. Из глубин внутреннего мира человек возвращается к миру внешнему, очеловечивает его с той самістю, что раньше не владела, со своей жизненной программой действий — не для того, чтобы подчиниться власти внешнего, а желая самой властвовать. Возвращаясь к внешнему миру, человек очеловечивает его, наполняет своей духовной сути, превращает в соответствии с запросами собственного внутреннего мира — свободно и творчески. Активно превращающие, творческое отношение к миру не сводится лишь к практически преобразующего, что реализуется посредством труда и нуждается в сознании, мышлении. Оно с необходимостью есть в себе и духовно превращающие отношение, ведь без духовности невозможно осваивать, создавать и преобразовывать мир (внешний и внутренний). Человек стоит в центре круговорота. Здесь-то сложность раскрытия внутренней сути человека с его внешним миром.

Следовательно, генетически взаимосвязанные существенные характеристики человека: универсальность, уникальность, воля, соціокультурність, сознание, разумность, духовная, деятельность и творческое начало. Но ни одна из существенных характеристик (возможно, кроме универсальности) не даны человеку как некая исконная, неотъемлемая, способность завершена, подобно тому, как птице способность летать, а рыбе — плавать. Безусловно, все необходимое человеку, чтобы выжить, порождено самим способом ее бытия. Но существуют, скорее, как определенные возможности развития. Человеку пришлось и приходится постепенно формировать, производить, взращивать, культивировать их в течение жизни рода или индивида. Как лев не способен перестать быть львом, потерять свою «львиність», так и человек никогда не может не быть человеком, хотя будущее ее проблематичное и непредсказуемое — человек постоянно рискует перестать быть самой собой, единственной и неотделимой от своего Я, потерять свою человечность. Человек — воплощенная проблема или задача, что надо еще решить. Человек — незавершенное, открытое существо, которое не имеет твердых границ возможного, постоянно их раздвигает, выходит за пределы (трансцендентальное) и в таком стремлении направлена на другое — мир человека, самого себя (інтенціональне). Итак, существует ряд существенных характеристик человека. Возникает очень парадоксальный вывод: суть человека именно и заключается в том, что она не имеет никакой определенной, раз и навсегда ограниченной сущности, что была бы заранее заданным масштабом его развития, заранее данной мерой его бытия. Человек — загадка. ее ум загадка. ее деятельность — загадка. Что же тогда разгадка? В чем же смысл ее существования, деятельности, в чем же смысл ее жизни? Однако утверждение отнюдь не отрицает определенного единства многообразия человеческих разногласий, а лишь указывает на то, что человек не есть нечто окончательно установившееся, находится в постоянном движении становления и развития.

Суть человека не исчерпывает всего многообразия и сложности человеческой природы. Человек — живая система, представляет единство природного и социального, телесного и духовного, наследственного, врожденного и прижизненного приобретаемого. Только учитывая все характеристики и факторы, можно понять целостность человеческого существа, возможности и перспективы, которыми владеет в становлении, развитии индивидуальной жизни, и в ходе истории. Рассматривая человека в единстве природного и социального можно обнаружить фундаментальную антиномию человеческого существования, состоит в том, что человек есть часть природы, но не равноценна всем другим ее частям, а такая, что противостоит ей как самостоятельная сила. Отсюда следует, что человек не жестко детерминированная со стороны природы и пластичность человеческого организма не абсолютна и не безгранична.

Известно, что магнитное поле Земли имеет непостоянную полярность (Северный полюс превращается в Южный, и наоборот). Перемещение произошло в начале четвертичного периода и продолжалось не более нескольких тысячелетий. На протяжении всего переворота солнечная радиация свободно проникала в атмосферу, и только ультрафиолетовое излучение поглощалось озоном. Это привело к росту мутаций и скрытых генетических изменений. Возможно, что именно такие генетические изменения способствовали возникновению человека. Одновременно увеличилось и количество конденсационных ядер в атмосфере, что повлекло за собой усиленное выпадение дождевых и снежных осадков. Именно тогда и произошло обледенение, свидетелями которого стали первые люди. Если приспособление всех живых организмов к суровым природным условиям шло по пути специализации, то человеку, которому не свойственен высокий уровень специализации, пришлось менять образ жизни, развивая зачатки интеллекта в процессе трудовой деятельности. Природные условия и особенности природы самого человека потребовали развития сверхъестественных — социальных ее качеств и свойств, социальных форм жизни. По мере формирования социальных форм жизни, их значение в эволюции человека усиливается и влияет на развитие природы человека и природной среды. Следовательно, человек, будучи существом социальным, одновременно и, прежде всего, является существом природным, порожденной природой, как и социальная форма ее бытия. С развитием социума, особенно в современных условиях, человек становится новой планетарной силой, формирует и развивает сферу человеческого разума — ноосферу — следующий после биосферы этап развития жизни как определенной целостности. Поэтому ответственность человека за будущее цивилизации, жизнь, планету Земля чрезвычайно возрастает и требует фундаментальных изменений в самых цивилизованных основах человеческого бытия, реального утверждения принципа единства природного и социального.

Основное значение имеет и признание единства телесного и духовного в человеке, еще недавно противопоставлялись в социокультурном опыте человечества. Недооценка телесного и духовного имеет пагубные последствия, так же как и переоценка одного из них. Существенным достоянием цивилизации стало оправдание телесного в человеке. Ведь только так можно прийти к признанию естественных прав человека — права на жизнь, удовлетворения первичных витальных потребностей. Но телесное существование человека — лишь необходимая предпосылка ее подлинного бытия. Только признание за человеком одновременно и духовного статуса позволяет понять многие особенности ее природы, жить достойно, выстоять даже тогда, когда природные условия телесного существования крайне неблагоприятны. Признание взаимосвязи тела и духа указывает на то, что человек, будучи духовным по сути, одновременно привязана к своему телу и не может реализоваться как духовная личность совершенно произвольно, минуя особенности психофизической организации, тела. Констатируя наличие в человеке противоположных начал — природного и социального, телесного и духовного, — важно проследить и механизм их взаимодействия, выяснить, какое из них является определяющим в формировании целостного облика человека, что поможет раскрыть в ней наследственное, природное и приобретенное в процессе исторического развития.

Предложения интернет-магазинов