Структура нравственной культуры

Структурно нравственная культура личности выступает как диалектическое единство культуры нравственного сознания и культуры нравственного поведения, что в свою очередь являются составляющими общей культуры человека. Моральное сознание — это специфическая разновидность общественной и индивидуального сознания, направленный на освоения ценностных свойств общественных отношений и поступков людей с позиции их соответствия принятым в обществе моральным нормам и установкам. Одна из важнейших особенностей морального сознания в том, что социально-необходимое находит в ней форму личного выражения, благодаря чему выступает в индивидуальном и общественной жизни как своеобразная программа действия, моральный императив. Культура морального сознания личности включает культуру этического мышления и культуру нравственных чувств. Культурный потенциал нравственного сознания реализуется, прежде всего, в культуре этического мышления. Критерием культуры этического мышления является оптимальность принятия моральных решений и разрешения моральных конфликтов. Проявления культуры этического мышления разнообразны. Это умение пользоваться приобретенным этическим знанием, что выражается в умении отличать Добро от Зла, применять в конкретной ситуации необходимую, соответствующую моральную норму подобное. Но нравственная культура не сводится только к знанию в сфере морали. Моральное сознание должно опираться не только на аргументы разума, а на силу чувств. Именно чувства человека, обработаны, отшлифованы нравственностью, является мощным фактором перехода нравственных знаний в нравственные поступки. Культура нравственных чувств — одна из важнейших характеристик морального сознания личности. Степень нравственной воспитанности человека совпадает с тем, насколько в нем развита способность к моральному резонансу, сопереживанию, сострадание, милосердие, насколько морально чистые чувства. Все это не менее важно, чем культура этического мышления. Формирование культуры нравственных чувств очень важный резерв совершенствования нравственной культуры личности и межличностных отношений. Такие морально-психологические качества личности, как способность к взаимопониманию, отзывчивость, чувство сопричастности, солидарности, обеспечивают здоровый морально-психологический климат в коллективе, сплоченность его членов, нормальное міжособисте общения. Эмоциональная сторона деятельности, нравственные чувства раскрывают суть субъективной готовности личности воспринимать и реализовать нравственные требования. Культура моральных чувств является одним из основных указателей духовно-нравственного мира личности. Итак, в поведении человека определяющую роль играет культура нравственного сознания, то есть ее внутренняя культура, основанная на мировоззрении и усвоенных моральных ценностях. В поведении человека воплощаются результаты воспитания.

Практически-духовная природа морали означает, что ее требования неотъемлемы от общественных задач, наполнены конкретным практическим содержанием. Поэтому нравственная культура личности, кроме культуры нравственного сознания, включает и культуру нравственного поведения (поступков), то есть внешнюю культуру. Это знание и воплощение в поступках, поведении лица правил этикета. Этикет (француз. — этикетка, ярлык, церемониал). Словом «этикет» определялся установлен порядок и форма поведения при дворе монарха, то есть придворный протокол. Каждая эпоха, каждое общество отличается своими правилами поведения, системой норм приличия. Современный этикет — это совокупность правил повседневной порядочного поведения, касающийся внешнего проявления отношения к человеку, в основе которого лежат представления о нравственном и прекрасном. Современный этикет основывается на моральных принципах гуманизма и демократизма, что способствует взаимопониманию, взаимодействию, комфортному общению между людьми.

Доброжелательность, почтительность, уважение к мнению другого, забота о ближнем, помощь ему подобное является выражением и внутренней культуры личности и внешней, что отражается в соблюдении этикетных требований. Вежливость, скромность, простота, тактичность, точность — это важнейшие требования культуры поведения, соблюдения внешних правил порядочности.

В цивилизованном обществе сложились общие правила этикета:

— уметь быть внимательным к человеку в любых ситуациях; вежливо обращаться с просьбой об любую услугу и благодарить за ее оказание; сочувствовать человеку в его неудачах, разделять с ней радость успеха; быть терпимыми к другим мнениям, вкусам, терпеливо выслушивать того, кто говорит, не перебивать его и проявлять интерес к его мнению;

— предлагать человеку свои услуги и помощь в возможных формах; не допускать унижения человеческого достоинства того, кто вам не нравится;

— беречь рабочее и свободное время свое и других людей, не тратить его бессмысленными разговорами, не заставлять человека ожидать тебя; разговаривать на языке, понятном большинству или всем присутствующим;

— стараться не замечать физических недостатков человека, не расспрашивать о них; не смеяться беспричинно в присутствии человека, не давать ей повода думать, будто вы смеетесь с нее; не допускать никаких угроз человеку, тем более физических действий;

— не навязывать собеседнику гема разговоры о себе, стремиться больше спрашивать и слушать, чем говорить самому; не подчеркивать своего благородства и жертвенности в оказанной услуге, какой бы важной и значительной не была;

— заботиться о своем внешнем виде, опрятность и чистоту, помнить, что невнимание к себе, небрежность, неряшливость — это неуважение к другим людям; не привлекать к себе внимания экстравагантностью внешнего вида.

Правила отражают общую форму уважения к человеку вообще.

Настоящая культура, внутренняя и внешняя, проявляется во всем: в отношении к труду, к служебным обязанностям, в овладении устной речью, в повседневном общении с семьей, с коллегами, в манере поведения в гостях, общественных местах. Состоя из многих компонентов, моральное поведение проявляется, прежде всего, в двух из них: в умении выбирать, внешнюю форму, адекватную внутренней нравственной культуре; в умении оптимизировать способ деятельности, выбирать и применять эффективные средства нравственного решения.

Итак, нравственная культура личности — это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности, которая проявляется: во-первых, в культуре моральных чувств, что является выражением способности личности к состраданию, сопереживание, милосердие, то есть чувствовать чужие боль и радость как свои собственные; во-вторых, культуре этического мышления как рациональной составляющей морального сознания, выражающаяся в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновать цели и средства деятельности. Такой ценностно-ориентирующий и программирующий уровень нравственной культуры зависит от мировоззрения личности, этических знаний, убеждений и обеспечивает внутреннее восприятие нравственной цели и средств; в-третьих, культуре поведения, посредством которой реализуются поставлена и принята моральная цель. Культура поведения характеризует способность человека к моральному выбору и практической реализации целей, замыслов, решений согласно господствующих моральных ценностей. Наконец, нравственная культура личности проявляется во всей системе ее взглядов и убеждений, повседневном поведении, конкретных поступках, совершаемых им в различных видах деятельности, реализуется в любом виде личной культуры (политической, правовой, эстетической, профессиональной и тому подобное), в той мере, в которой соответствующий вид человеческой деятельности имеет нравственный аспект, моральный аспект.

Предложения интернет-магазинов