Структура сознания в философии

Этимология слова самосознание указывает на то, что выражает направленность сознания на саму себя. Взгляд самосознания обращен к внутреннему миру человека, что вовсе не означает игнорирования внешнего мира. Во-первых, осознание собственных индивидуально-личностных качеств предполагает сравнение себя с другими людьми, соотнесение своих мыслей, чувства, переживаний, поступков с нормами, ценностями и идеалами, которые существуют в обществе. Во-вторых, обращаясь к глубинам собственного внутреннего мира, человек не остается погруженной в них, а возвращается к миру внешнему, но уже обогащенной представлением о собственном Я и использует это представление как своеобразную духовную призму, сквозь которую воспринимаются все воздействия окружающей действительности, а сама воспринимается более осознанно, осмысленно, лично.

Самосознание один из важнейших структурных уровней сознания, для которого присуще отделения и отражение субъектом самого себя как носителя определенной активной позиции по отношению к себе и миру. Иначе, самосознание — своеобразный центр сознания, в котором концентрируются и интегрируются представления человека о собственном Я и формируется отношение к нему и окружающему миру. Самосознание человека — это осознание собственного тела, своих мыслей, чувств, своего социального положения, отношения к природы, общества, других людей, самого себя. Самосознание — очень сложное образование. Выделяют такие основные ее уровне: самочувствие, осознание собственной социокультурной принадлежности и осознание собственного Я.

Самочувствие — это осознание собственного тела, его включенности и вместе с этим уединенности из окружающего мира людей и вещей. Это важный уровень самосознания, начинает формироваться еще в раннем детстве и, развиваясь в течение жизни человека, становится необходимым средством ориентации в мире и управления жизнью своему телу. Часто его воспринимают как элементарный и малозначимый. Но это не так. Если задуматься, хорошо знаем собственное тело и умеем им управлять, то выяснится, что не очень. Трудности в осознании собственного тела связаны с тем, что его вид постоянно меняется в процессе жизни, и человеку психологически сложно привыкать к переменам, отказываться от уже устойчивых, стабильных представлений о собственной внешности. Некоторые части тела скрыты от нее анатомически, и она не воспринимает их непосредственно. Осознанию некоторых частиц тела препятствуют морально-психологические запреты, которые имеют культурно-историческое происхождение. Если в античности существовал культ человеческого тела и его красоты, то христианская мораль считает тело низшим, греховным уровнем человеческой природы. Хотя человек непрерывно получает от органов своего тела многообразные ощущения, его с раннего детства приучают не обращать на них внимание, не говорить о них. В XIX ст. в медицине укоренился взгляд, что человек осознает и чувствует какой-то орган своего тела, только если больной.

В современной культуре постепенно преодолеваются эти негативные стереотипы. Известный афоризм «В здоровом теле — здоровый дух» начинает приобретать форму призыва заботиться о собственное тело, плотское состояние не тогда, когда появились первые признаки болезни возникли какие-то телесные диспропорции, а постоянно. Физическая культура начинает пониматься не как умение быстро бегать и далеко прыгать, а как способность, умение, потребность заботиться о своем теле, телесный вид. Здоровый образ жизни постепенно утверждается как важная общечеловеческая ценность. Телесная сфера имеет большое значение не только как основа физического здоровья и физической красоты. По мнению многочисленных психологов, богатство самоощущение и степень осознания собственного тела положительно связаны с богатством эмоциональных переживаний личности и наличием у нее художественных интересов. Эстетическое удовольствие практически всегда имеет в себе нечто телесное. Итак, самочувствие — первый уровень сознания — имеет очень важное значение для нормальной жизнедеятельности человека. Его недостаточная развитость может рождать разные комплексы неполноценности или приводить к различным чувственных надуживань, то есть способствовать возникновению физических, психических, социально-психологических, духовных недугов.

Несмотря на всю значимость, тело и внешность, при нормальных условиях, не занимают центрального места в самосознании человека и не исчерпывают ее. Еще один важный компонент, уровень самосознания — осознание собственной социокультурной принадлежности. Человек может определить собственное Я только в сравнении с каким-то другим, через Ты, Он, Мы, Они. Даже осознание своего тела складывается у человека постепенно, по сравнению с другими. Ребенок сначала начинает узнавать других людей и только где-то с двух лет саму себя. Постепенно у него складываются представления о своей принадлежности к определенной семьи, нации, социального слоя или общности. Индивидуальной самосознания предшествует родовая или общности. Родовое самосознание возникла исторически раньше, чем индивидуальная. Первобытный человек осознал свою принадлежность к роду или племени раньше и это имело для нее большее значение, чем ее индивидуальные отличия от соплеменников. В ответ на вопрос: Кто я? люди, как правило, начинают с определения своей принадлежности к определенных социальных общностей (указывают пол, возраст, род занятий и тому подобное), и лишь потом начинают называть какие-то индивидуальные свойства, способности. Склонность описывать себя в социальных понятиях усиливается в процессе вызревания личности. Осознание своей социокультурной, групповой принадлежности — важное условие формирования такого неотъемлемого компонента самосознания, как самооценка. Уже на первом уровне самосознания после распознавания, узнаваемость своей внешности происходит ее оценивание. Но чтобы рост, вес, строение тела определенно повлияли на самосознание личности, должны быть соотнесены с определенными стандартами, стереотипами, которые приняты в определенной социальной общности, в культуре и оценивают одни качества как положительные, а другие как отрицательные. Ведь человек оценивает свои качества не сама собой, а с учетом норм, определенных культурой, обществом, социальной общностью, семьей.

Осознание социокультурной принадлежности (семейной, национальной, родовой) — важнейшее условие формирования и развития личности, так как обеспечивает усвоение норм, традиций, ценностей, идеалов, как таких, что имеют глубокие жизненные корни, наполненные реальным содержанием, значением. Идеал для ребенка персонифицированный, связанный с образом какого-то конкретного человека (как правило, близких, отца или матери). «Ребенок, — отмечал Иван Сеченов, — сливая

себя с любимым образом, начинает любить все его свойства, а потом, как говорят, любит только последние». С возрастом персонификация усложняется. Расширяется круг выбора идеалов: родителей и других непосредственно знакомых доросли дополняют и даже отодвигают на второй план кинематографические и литературные герои, общественно-политические деятели и другие общественные персонажи. Осознание собственной социокультурной принадлежности способствует и формированию чувства защищенности, укорененности, уверенности в себе и будущем, чувство жизненной перспективы, ощущение того, что как доля целого, делаешь какое-то общее дело. Формирование и функционирование самосознания не свободно от противоречий, напряжением жених, часто тягостных раздумий и сомнений. Каждое из Мы по-разному влияет на поведение личности. Проблема выбора между Мы, что могут и конфликтовать между собой, порождает проблему личного самоопределения, приводит к формированию еще одного уровня самосознания — осознания своего Я. Образ Я наиболее субъективный и интимный элемент самосознания. Именно образ Я позволяет личности действовать свободно и ответственно. Образ Я — сложное психологическое явление. Это не столько знания человека о себе, сколько определенное отношение к себе, социальная установка, в которой представление о себе, свои качества и потенции органически связано с эмоциями, выкристаллизовывается в мотивы поведения, цель деятельности, представление о содержании, смысле жизни.

Во-первых, степень сложности и дифференцированности образа Я. Маленький ребенок еще не умеет отличать мотивы поведения, от поступков, существенного качества от несущественных, поэтому ее образ Я кажется простым, нерозчленованим, аморфным. С ростом, образ Я дифференцируется, возникает сложная иерархия самооценок. Вследствие многомерности деятельности, видим, конструируем себя под разными углами зрения. Различают реальное Я (каким вижу себя сейчас), динамическое Я (каким желаю стать), фантастическое Я (каким бы желал стать в мечтах), идеальное Я (каким я должен быть, исходя из собственных принципов, идеалов), потенциальное Я (каким могу стать, включая как позитивные, так и негативные возможности), идеализированное Я (каким мне приятно себя видеть), наконец, ряд мнимых Я, то есть образов, масок, которые человек использует для того, чтобы скрыть какие-то негативные черты реального лица.

Во-вторых, степень значимости образа Я, место, которое занимает среди других наставлений. Один человек много рассуждает о себе, анализирует свои поступки, стремится направлено повлиять на себя, в другой саморефлексия не развита, действует, руководствуясь преимущественно непосредственными стремлениями или логикой ситуации. Разными бывают и объекты саморефлексии: один больше внимания уделяет внешности, другой — умственным способностям, третий — моральным качествам и тому подобное.

В-третьих, степень внутренней последовательности, целостности образа Я. Поскольку человек видит себя под разными углами зрения, его самосознание всегда противоречиво. Идеальное Я никогда не совпадает с реальным, противоречие между ними — движущая сила самовоспитания. Но противоречия между образами могут быть и деструктивными, если вызывают внутреннюю напряженность, колебания, сомнения. Степень устойчивости образа во времени. У одних людей самооценка имеет определенное постоянство, в других — подвергается значительным колебаниям. Изменение образа во времени — естественная особенность процесса саморазвития личности. Но избыточная изменчивость образа может указывать на его незрелость, неуверенность человека в собственных силах. Ровно как и избыточная постоянство образа может свидетельствовать о самоудовлетворения, догматизм, остановку в развитии. Степень самоуважения: как человек относится к себе — принимает себя несмотря на собственные недостатки, или «отрицает» себя несмотря на честность.

Итак, самосознание формируется и развивается постепенно от осознания собственного тела и внешности, социокультурной принадлежности — к формированию целостного представления о своем Я в разных его измерениях. Но самосознание не сводится к сумме образов в разных проекциях. Человек, когда задает вопрос: какая я?, имеет в виду не просто вот своих индивидуальных свойств и общественного положения, а также спрашивает: какой я могу и должна стать, какие у меня возможности и перспективы, что сделаю или могу еще сделать в жизни? Самосознание включает не только такой важнейший компонент, как самопознание, но и ряд других — самооценку, самоопределение, самоконтроль.

Самооценка — взаимодействие образа с определенным эталоном, в результате чего возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой. Самооценка может осуществляться двумя основными средствами. Первый заключается в том, чтобы сравнить уровень своих притягань с достигнутым результатом деятельности, поступка. Второе средство — сопоставленный представления других о себе.

Самопознание и самооценка, основанные на сравнении себя с окружающими людьми и определенным лично значимым эталоном, выступают элементом самоопределения. Следовательно, формирование и развитие самосознания — необходимое условие осознания жизни не как ряда случайных, разорванных событий, а как цельного процесса, имеющего определенную направленность, преемственность и содержание, что является важнейшей ориентированной потребностью личности.

Несмотря на всю жизненную значимость, самосознание еще не исчерпывает всего содержания сознания человека. При характеристике сущности сознания и самосознания, подчеркивалась их рефлексивность и саморефлексивність, то есть осознанность процессов, которые в них происходят. Но не все процессы сознания и даже самосознания осознаются человеком. Многочисленные действия человека обеспечиваются автоматически, неосознанным функционированием сознания и самосознания. В зрелом возрасте человек обычно не осознает, не обдумывает привычные действия, и только при освоении новых навыков деятельности и жизнедеятельности берет их под контроль сознания. Самосознание человека также может функционировать автоматически. В критической ситуации, когда у человека нет времени на обдумывание своих действий, она принимает определенное решение иногда бессознательно, но основываясь на уже выработанных представлениях о собственном Я, о том, что для нее допустимо или не допустимо ни при каких обстоятельствах. Именно в таких случаях находит проявление истинное Я, которое может и не совпадать с тем образом, который является осознанным. Итак, в сознании обнаруживается еще один уровень, для которого свойственна неосознанность процессов, которые в нем происходят. Для обозначения такого уровня сознания используют понятие подсознание и бессознательное. Иногда их используют как синонимы. Разнокачественность, разнородность можно обнаружить и обратившись к истории становления концепции бессознательного.

Впервые концепция бессознательного была сформулирована Готфридом Лейбницем, который объяснял как низшую форму душевной деятельности человека, что лежит за пределами сознательных представлений, которые возвышаются, как островки над океаном темных восприятий (перцепцій). Иммануил Кант связывал бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании. Своеобразный культ бессознательного как глубинного источника творчества, свойственный для представителей романтизма. В начале XIX века. началось собственно психологическое исследование бессознательного. Динамическую характеристику бессознательного ввел Иоганн Фридрих Герберт. По концепции, несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, до того более слабые витискуються из сознания, но продолжают на нее влиять и не теряют динамических свойств. Исследования в области психопатологии позволили зафиксировать психическую деятельность, что не осознается человеком. Эта линия получила развитие концепции бессознательного Зигмунда Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и безсвідомими переживаниями травматичности. Фрейдівську концепцию радикально переосмыслил Карл Юнг и ввел понятие коллективного бессознательного, стремился доказать, что бессознательное охватывает не только субъективное и индивидуальное, которое вытеснено за пределы сознания, но и, прежде всего, и коллективное, безличное психическое содержание, укоренившийся в древности и воплощен в инвариантных для всех эпох и народов образах-символах, которые обозначил понятием «архетип». Архетипы, по мнению Карла Юнга, принципиально противостоят сознанию, их нельзя дискурсивно и адекватно выразить.

Концепция бессознательного развивается многочисленными направлениями современной философии и психологии, отражается в практике различных современных художественных течений. Обращение к истории становления и развития концепции бессознательного позволяет отделить два содержательных аспекта. Во-первых, бессознательное в широком смысле это совокупность психических процессов, операций, состояний, которые не представлены в сознании субъекта. Во-вторых, в узком смысле бессознательное объясняется как особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания и непосредственно неприступные. Для различения, фиксации различных содержательных аспектов неосознанной сферы психической жизни человека можно использовать два понятия: подсознание и бессознательное.

Подсознание — это активные психические процессы, которые не выступают центром умственной деятельности сознания, но влияют на сознательные процессы. Между сознанием и подсознанием нет неподоланої пределы. Содержание подсознания может переходить в сознание и самосознание и наоборот. Сфера подсознания охватывает: во-первых, неосознанный психический контроль за деятельностью тела, некоторые желания, влечения, побуждения; во-вторых, знания, чувства, переживания, которые были вытеснены из сознания с целью самосохранения (от избыточной информации, болезненных, неприятных переживаний и т. п), а также сны, патологические душевные состояния; в-третьих, неосознанные процессы мышления, которые связаны с вызреванием творческого замысла, а также созреванием высших стремлений человеческого духа и души (творчества, веры, любви, дружбы и др.).

Бессознательное — иррациональные элементы психической реальности, то, что остается в глубинах психики и находит проявление в сознании не непосредственно, а через подсознание. Содержание бессознательного еще до конца не выяснен. По сути, многочисленные элементы подсознания имеют своеобразный безсвідомий «остаток». Если начальный и заключительный этапы творческого, интуитивного процесса в конечном случае осознаются человеком, то сам механизм их остается на данном уровне развития человека неосознанным, безсвідомим. Своеобразный иррациональный «остаток» всегда сохраняется и в таких чувствах: вера, надежда, любовь, что не поддаются сознательному регулированию. В глубинах бессознательного скрытый механизм действия многочисленных парапсихологических явлений (ясновидения, телепатии и тому подобное). Заслуживает внимания и концепция коллективного бессознательного Карла Юнга, хотя содержание явления даже самим исследователем понимался по-разному. Человек еще многого не знает о содержании, возможности, механизмы функционирования сознания, самосознания, и особенно бессознательного, о чем свидетельствует практика психоанализа и медитации.

Итак, сознание существует как порожденный деятельностью мозга общественно развитого человека невідчуваний и необратимый поток побуждений, впечатлений, чувства, мыслей, а также более устойчивых идей, убеждений, ценностей, стереотипов и др. Существование сознания — поток, который нельзя остановить, полностью охватить, осознать, воспроизвести во всей полноте. Сознание не хаотичная, имеет определенную упорядоченность, взаимосвязь, единство, устойчивость, всеобщность структур. Сознание формируется и развивается только в процессе социализации и самоактуализации личности, вхождение его в мир культуры посредством деятельности и общения, рефлексии и саморефлексии, самооценки и самоопределения. Сознание не только отражает мир, но и создает его, то есть создает, преобразует, совершенствует свой собственный мир, и жизненный мир человека: мир ее идей, понятий, научных знаний; мир человеческих ценностей, эмоций, смысла; мир образов, представлений, воображения, культурных символов и знаков; мир предметно-практической и духовно-практической деятельности.

Предложения интернет-магазинов