Суть эстетического

Наверное, каждый человек не раз в жизни встречалась со словом: эстетическое, издавна вошло в обиход и кажется привычным и понятным. Известные понятия: эстетическая поведение, эстетика труда, эстетизация окружающей среды, эстетическое измерение общественных отношений и тому подобное. Для выяснения всех оттенков смысла, который внесен в понятие эстетическое, следует заглянуть в глубину истории, постичь источники человеческой цивилизации.
В начале своей истории первобытный человек медленно завоевывала мир. Природную среду, что ее окружало, воспринималось со стороны, какое значение имела определенная вещь для человеческой жизнедеятельности. Так формировалось ценностное отношение, что демонстрировало значение предмета для человека. И только намного позже человек научился отделять свое субъективное отношение от объективной сущности предмета и исследовать то, каким является предмет сам собой, то есть то, что, наконец, отразилось в познавательной потребности человечества. Если попробовать сравнить эти два типа человеческого отношения к бытию по некоторым критериям, то придем к выводам: по времени возникновения познавательная потребность сформировалась гораздо позже, чем ценностное отношение (надо было пройти какому-то длительному периоду, чтобы осознать различия между объектом и субъектом деятельности, то есть у человека должна сформироваться способность к абстрагированию и само абстрагированию). Со стороны же наличия влияния личности следует отметить, что ценностное отношение имеет максимум субъективности, когда познавательно человек стремится к тому, чтобы как можно меньше влиять на качества предмета. Логично вытекает и то, что познавательно оказываются свойства самого объекта, а в ценностном — перекрещиваются свойства объекта и субъекта.

Итак, во-первых, эстетическое — это ценностное отношение к окружающему миру. Но эстетическая оценка двойная: с одной стороны, — это признание ценности определенных качеств присущих объекту. С другой, — это оценка значимости соответствующих свойств (качеств) субъектом. В таком случае имеющиеся качества переводятся в субъективность и обеспечивают статус личной оценки. Во-вторых, любой тип ценностного отношения функционирует в обыденной жизни общественного человека, что предопределяет социально-психологических характер ценностного отношения, а впрочем и эстетического. В обыденной жизни ценностное отношение проявляется в форме чувства, переживания, желания, воли. Эстетическое отношение существует как эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетическая оценка, эстетический вкус и тому подобное. В-третьих, иногда ценностное отношение человека дифференцируется, в результате чего выделяются ценности, образуют представления людей о полезном и приданое, которые могут удовлетворить жизненные потребности человека, то есть утилитарные ценности; особую группу составляют ценности, которые обозначают осознание поступков в межличностных отношениях с точки зрения добра, благородства, справедливости, то есть моральные ценности. Таким же образом выделяются религиозные, политические, правовые ценности. В процессе дифференциации ценностного отношения происходит их локализация в различных областях человеческой деятельности. Но эстетические ценности на самом деле не имеют такой локализации. Люди способны эстетически оценить любое явление в живой и неживой природе, человеке (ее внешний вид, внутренний мир, поступки, результаты труда в разных видах деятельности: в технике, науке, искусстве и тому подобное), предметом эстетического осмысления могут стать и общественные отношения, и личная жизнь.

Человек действует как субъект эстетической оценки в процессе труда и досуга, занятий спортом и выяснения каких-то бытовых дел. Именно в этих, на первый взгляд, никогда не сходящихся измерениях человеческого бытия, проявляется специфика эстетического отношения (отношение), которое имеет всестороннее проявление. Сравним: моральная ценность поступка одновременно имеет эстетический смысл, ибо добрый поступок, то есть всегда красивый поступок. Полезная вещь, чтобы быть удобной и приносить удовольствие, должна быть и красивой отношении эстетической оценки любого явления действительности в истории эстетики говорило множество (чаще противоположных) суждений. Но эстетическая оценка означает то, что доступно непосредственно чувственному восприятию и переживанию. Но что же воспринимается чувствами? Слухом — веселая или грустная мелодия, пение птиц, плач ребенка; зрением — цвет неба, лицо любимого человека, разговор с матерью, величие гор или морского пространства; обонянием — запах цветов, благоухание вкусного блюда или запах дыма или химической отравы и тому подобное. Каждый раз чувствами человека воспринимаются форма предмета, явление, поступок и т. п. не только как самостоятельная ценность, но и как проявление организованности, упорядочения, структурной оформленности содержания. Форма в таком случае воспринимается как мера, степень, указатель оформленности, упорядочение содержания.

В истории эстетики существовали различные взгляды на суть и природу эстетического. Длительный период эстетическое отождествлялось с прекрасным, а в особую категорию выделилось только в XVIII веке. Тогда эстетическое понимали как единство объективных особенностей предмета и субъективных качеств того, кто его воспринимает. Итак, эстетическое выявляет тип отношения человека к действительности, который по своим характеристикам является ценностным, оценочным, личным, индивидуальным, чувственным.

В процессе реализации такого отношения личностью оцениваются формы бытия, которые воспринимает через чувства. Субъектом эстетической оценки могут быть личность, социальная общность (семья, коллектив и т. п), общество и человечество. Причем в мировую сокровищницу эстетических ценностей попадают только те, которые удовлетворяют общечеловеческие потребности духовного освоения действительности.

Эстетическая взаимодействие (отношение) с действительностью, учитывая его особенности, человек осуществляется, утверждается как целостная, всесторонняя, гармоничная личность. Эстетическое развитие человека оказывает степень ее освобождения от природной необходимости. Этот тезис не значит, что эстетическое развитие заменяет человеку сон, еду, одежду, отдых и прочее, то есть так называемые витальные (жизненно необходимые) потребности. Но эстетически развитая личность удовлетворяет потребности в пище иначе, чем эстетически неразвита. Для эстетически развитого человека, даже изголодавшейся, важно не только наличие самой еды, но и привлекательность ее внешнего вида, место, где может утолить голод, манера еды и тому подобное. Эстетическое развитие общества демонстрирует историческую меру гармонии природного и социального, ту степень духовного бытия общества, где чувственная потребность может быть удовлетворена без имеющегося физического обладания предметом, например, ощущение радости от общения с другом, наслаждение от прочитанной книги, восторг от увиденной картины. В таком смысле Иммануил Кант называл эстетическую деятельность бесполезной, то есть такой, которая не несет непосредственной утилитарной пользы.

Эстетическое — это понятие, которое характеризует чувственный сторону всемирно-исторической практики человечества, что устраняет противоречия между свободой и необходимостью человеческого труда. Деятельность, к которой человек имеет интерес, становится для нее не только способом заработка средств существования, но и мерой самореализации, самоутверждения, где человек оказывается как свободная и уникальная, неповторимая личность. В социальной практике эстетическое имеет разностороннее проявление. Осмысление основных типов эстетического отношения к действительности отразилось в основных эстетических категориях: прекрасное, безобразное, возвышенное, низкое, трагическое, комическое, что связано с теоретическим воспроизведением процесса возникновения человеческих чувств: радости, восхищения, гнева, отвращения, страдания, боли, смеха и тому подобное.

Предложения интернет-магазинов