Схоластика

Схоластика — это специфическая средневековая христианская философия, господствовавшая в школьном обучении. Основная задача схоластики состояла в обосновании, защите и систематизации незыблемых богословских истин. ее история условно распадается на три периода. VIII — XII вв. охватывают подготовку и ранний период схоластики. Для XIII — XV вв. характерные сначала расцвет, а потом упадок схоластической философии.

Через всю историю философии Средневековье красной нитью проходит спор номиналистов с реалистами. Внешний повод к спору: популярный в средние века комментатор (III ст.) Порфирий поставил в своем «Isagoge» вопрос: во-первых — существуют роды и виды (genera et species) самостоятельно или существуют только в мыслях, во-вторых — если существуют, то это тела или бестелесные вещи, в-третьих — они имеют отдельное бытие или существуют в чувственных предметах и наряду с ними? Общее (род и вид) сказывалось тогда сроком universale. В основном вопрос заключался в том, есть универсалы чем-то реальным (realia), то есть, как тогда выражались, вещами, которые существуют вне разума человека, или они — лишь слова. Последний срок в XII веке. обычно заменялся словом «пошеп» («имя»). Отсюда название двух враждующих течения: реалисты («universalia sunt res») и номиналисты («universalia sunt nomina»). Реализм и номинализм можно тоже разделить на ряд типов и оттенков. Крайний реализм — общее реально до вещей», или по пунктам Порфирия: — реальные универсалии, существующие вне человеческим разумом; имеют духовную природу; трансцендентны чувственному миру и предшествуют отдельным вещам. Умеренный реализм — во-первых — универсалы реальные; во-вторых — универсалы совпадают, по сути дела, с «формами» и, как таковые, в-третьих — имманентные вещам чувственного мира. Номинализм в противоположность реализма утверждал, что «универсалы суть имена (названия) после вещей». Реальны только отдельные, единичные индивидуальные вещи. Универсалы не существуют «ни на небе, ни на земле, ни в божественном сознании, ни в чувственном мире, лишены объективной значимости за пределами человеческой мысли и языка. Когда так, то отпадают и два других вопрос Порфирия. Концептуализм — наиболее умеренный вид номинализма, что допускал существование общего, но только в человеческих понятиях, которые фиксируют подобные черты в вещах. Проблема номинализма — реализма имеет три аспекта: онтологический — охватывает вопросы о самостоятельном существовании идей, духовной сущности, телесных вещей и тому подобное; гносеологический — занимается проблемой природы, созидания и значимости понятий; логический — решает вопрос о взаимодействии общего и отдельного.

В Средневековье творцом схоластики считали Ансельма Кентерберийского, которого называли «вторым Августіном», ибо от Августина взял многое, прежде всего принципы взаимодействия Веры и Разума, а также понятие Бога. Среди трудов — «Монолог», «Прибавление к рассуждению», трактаты о главных вопросах теологии, реальность и характер Бога. Ансельм Кентерберийский, так же как Еріугена, тесно сочетал философскую истину — Разум и Истину откровения — Веру. Мышление должно быть подчинено вере, которая является предпосылкой, и без Веры нет подлинного познания. В словах «верю, чтобы понимать» (credo, ut intelligam) Ансельм Кентерберийский четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть восходящей и целью рационального мышления, но Вера должна быть исключена из операций мышления, не может служить аргументом. Разум свободен и самостоятелен — но в границах догматов. Девиз Ансельма Кентерберийского: «Вера ищет Разум». Впервые сформулировал задачи теологии и философии. Ансельм Кентерберийский в понимании мира стоял ближе к Платону: реальны только понятия (единичные и общие). Истина есть не только в мышлении, а самостоятельна, реально существует. Суждения истинны, потому что входят в истину вообще, поэтому, например, и справедливые действия на основе понятия справедливости вообще. Отношение Ансельма Кентерберийского до универсалий — общих понятий, имеют собственное, независимое от единичных вещей существование, показывает, что они связаны с истиной. Доказательства бытия Бога состоят из двух посылок: первая вытекает из того, что Бог является сущим и имеет такое свойство, что нельзя мыслить некоторое сущее выше порядка, чем Бог. Следовательно, Бог существует в мышлении людей. Вторая посылка состоит в выяснении, если то, что такое большое, что нельзя мыслить ничего еще большего, не может существовать лишь в мышлении человека и что если бы это было так, то было бы невозможно мыслить определенную вещь еще большей и такой, которая существовала бы независимо от мышления человека, реально. Отсюда Бог существует не только в мышлении людей.

Иоанн Росцеллін — основной представитель номинализма в эпоху ранней схоластики, учил, что за отдельными вещами не существует ничего, нет цвета вне конкретного цветом, нет мудрости вне мудрой душой. Общее не имеет никакой собственной реальности, реально могут существовать только единичные вещи. Общие понятия (идеи или универсалы) являются лишь звуками, голосом, речью. Иоанн Росцеллін предложил тритеїстичну доктрину: если существуют три божественные личности, то существует не один, а три самостоятельных боги, — и тем самым пошатнул и августіанську концепцию единства церкви, ибо указал, что единство церкви как однородного тела христова является пустым звуком, что в действительности существует разнородность отдельных индивидов. В 1092 году Церковный собор в Суассоні объявил учение Иоанна Росцелліна еретическим.

Ученик Иоанна Росцелліна — Пьер Абеляр пытался примирить реализм и номинализм, формулируя учение, что называется концептуалізмом. Общее, считалось, не существует реально вне вещей. Общее существует в самих вещах и выделяется Умом человека, когда рассматриваются, изучаются вещи. Ум («концепт») порождает всеобщее, и для Разума человека общее полностью реальное. Вместе с тем, поскольку Разум человека полностью реальный, то и общее в Уме реально. Что же касается учения о Троице, то Пьер Абеляр предлагал решить противоречие: Три Лица Троицы — это три атрибуты, неотъемлемые качества Бога, а именно: могущество, мудрость и доброта. Вместе образуют совершенную Существо. Получалось, что Пьер Абеляр фактически говорит об одной личности Бога и сводит Троицу к существованию качеств одного человека. Выступив против крайнего номинализма Росцеліна и крайнего реализма Гільома в характерном для средневековой философии сперечанні о природе универсалий, Пьер Абеляр формулирует личный подход к проблеме универсалий, универсалы не имеют самостоятельной действительности, а существуют лишь отдельные вещи. Однако универсалы могут получать определенную реальность в сфере ума в качестве понятий в результате деятельности разума. В вопросе о взаимодействии веры и разума Пьер Абеляр придерживался умеренной позиции, пытался решить проблему, как сделать веру понятной с помощью доводов разума, поскольку понимать, что нельзя верить в то, что непонятное. Взгляды Пьера Абеляра решительно отвергнуто, осуждено католической церковью как еретические.

Важное влияние на философию Средневековья имели схоластики доминиканского ордена, самые выдающиеся из которых — Альберт Великий и Фома Аквинский, приспособили учение Аристотеля к католицизму. Одним из первых Альберт Великий (Альберт фон Больштедт Magnus), понял, что проникновение античного мышления в область культуры Западной Европы нельзя остановить и что, наоборот, следует использовать философскую мудрость античности для обоснования и укрепления христианства. В своем творчестве Альберт Великий часто обращается к трактатам Аристотеля, комментирует их, в частности высоко оценивает логику. В ее духе вновь вводит в схоластику XIII века. реалистическое решение проблемы универсалий, причем в ее компромиссной форме, отводит философии самостійнішу роль, чем старшие схоласты. Широта философских, естественнонаучных и богословских интересов Альберта Великого стала основанием, чтобы его называли doctor universalia, а начиная с XIV века. считали достойным звания Великий. В основных вопросах оба философы — Альберт Великий и Фома Аквинский — придерживались одинакового мнения.

Почетное место среди религиозных философов христианства занимает ангельский доктор Фома Аквинский. В «Сумме теологии» (т. е. совокупности теологических учений) рассматривается католическая догматика, что становится основным достоянием всей схоластической теории. Исходным принципом учения является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его Разума, но дается через божественное откровение. Фома Аквинский разграничивает сферы философии и теологии: предметом философии являются истины Разума, а теологии — истины откровения. Из-за того что конечным объектом их обоих, как и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиальных противоречий между откровением и справедливо действующим Разумом, между теологией и философией. Однако не все истины откровения доступны рациональному доказательству. Философия является служанкой богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина, по мнению Аквината, не может быть уязвима со стороны философии, в чисто жизненном, практически-нравственной Любви к Богу важнее познания Бога.

Индивидуальность человека — это личностное единство души и тела. Именно душа имеет животворную силу человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща, субстанция, имеет свою полноту лишь в единстве с телом. Но телесность имеет существенную значимость. Именно через нее душа только и может образовывать то, что есть Человек. Душа всегда носит уникально-личностный характер. По мнению Фомы Аквинского, телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Основной принцип познания — реальное существование всеобщего. В споре о универсалы Фома Аквинский отстаивал позиции умеренного реализма, т. е. всеобщее существует утроенно: до вещей (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), в вещах, получив конкретное осуществление, и » после вещей — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения. Вещь существует одновременно во всем своем бытии и внутри людей как образ. Вначале возникают чувственные образы, а из них интеллект абстрагировано постигает образы. Фоме Аквінському принадлежит формулировка в эпоху Средневековья проблемы свободы воли и самодеятельного человеческого начала в истории, границы между миром животных и миром чистых духов, между животным, с одной стороны, и сравнительно с ангелом человеческая личность является чем-то несравненно более низким и несовершенным. В иерархии телесных созданий человек находится на самом высоком месте как совершенное животное.

Одним из наиболее интересных, оригинальных мыслителей Средневековья является чрезвычайный доктор Роджер Бэкон. Исходные принципы философии заключаются в том, чтобы прежде всего преодолеть преграды в сознании людей. Существуют самые большие препятствия к осознанию истины, которые мешают всем и каждому и не позволяют достичь подлинной мудрости: пример жалкого и невартого авторитета, постоянство привычки, мнение неопытной толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью, зазнайством, самолюбованием.

Для Иоанна Дунса Скота основной вопрос — отношение богословия к философии, веры к знанию; считал, что предмет богословия — Бог, а предмет философии — бытие. Как чисто теоретическое знание философия постигает внешний мир, опираясь на Разум и опыт, используя научное знание. Однако подавляющее большинство положений учения о вере, что есть в Святом Писании, не поддается рациональному обоснованию и не имеет такой потребности. Если философия — теоретическое знание, то теология — преимущественно практическое знание того, как наиболее успешно направлять человеческую волю для реализации тех положений, которые предлагаются учением о душе.

Выдающейся фигурой позднего Средневековья является английский философ Уильям Оккам — решительным номіналіст. Универсалы не могут существовать вне сознания; в таком случае были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих суттєвостей. Большую роль сыграла развитая им критика схоластического реализма, которая получила название «бритвы Оккама», или «принципа экономии мышления». Зачастую критика выражается в словах: «Без необходимости не следует утверждать многое» («Pluritas non est ponenda sine necessitate»), или «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего» («Frusta fit per plura quod potest fieri per pauciora»). По традиции оккамізму осуществлен еще короче формулировка «бритвы Оккама»: «Сущности не должно быть множена сверх необходимости» («Entianon sunt multi plicandasine necessitate»). Уильям Оккам утверждал, что предмет всякого познания — только единичное, индивидуальное. Выдвигается понятие интенции, стремление человеческой души познать предмет. Создание универсалий невозможно вне интенциями, потому что «універсалія — это интенция души, которая по природе определяется во многих (вещах)». Здесь сформулированы, по сути, концептуальное решение проблемы общего, не существующего вне человеческим разумом, а только в человеческом мышлении.

Предложения интернет-магазинов