Трагическое и комическое

В жизни встречаемся не только с явлениями, вызывающими радость, но и с тем, от чего многие страдают, не только чувствуем гнев, пренебрежение, но и грустим. Наиболее общечеловеческий повод для печали — это перспектива собственной смерти или смерти близких. Человек, вероятно, никогда не способна смириться с неизбежностью оставления земной жизни. Известный российский поэт Евгений Евтушенко писал:

«Уходят люди… Их не возвратить,

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

Вот этой невозвратности кричать…»

А талантливая поэтесса Анна Ахматова подчеркивала, что каждый человек пытается понять эти жизненные, экзистенциальные противоречия между желанием жить вечно и неизбежностью смерти. Отражением и осознанием противоречия и стало трагическое в извечном понимании. Но как разрешить это противоречие? Имеет ли человек шанс преодолеть смерть? За все века человечество находило на такие вопросы разные ответы, віднаходило новые средства смилостивиться над естественной сутью человеческого существа. Но каждый раз акцент делался на качестве жизни, ее смысле, ценности, возможности жить в сердцах, думах живых. Культура хранит все, что прошло, она — позагенетична память человечества. Осмысляя гибель неповторимой индивидуальности как гибель целого мира, трагедия вместе с тем утверждает силу, бесконечность Вселенной, несмотря на оставление его конечной существом. Да и в собственно конечном существе трагедия находит вечные черты, роднящие личность с человечеством и Мирозданием, конечное — с бесконечным.

В трагедии, как считал Георг Гегель, гибель не только уничтожением, а значит и сохранение в преображенном виде того, что в данной форме должно погибнуть. Георг Гегель противопоставляет существу, подавлена инстинктом самосохранения человека, свободного от «рабского сознания» и способного жертвовать жизнью ради высшей цели. Трагический герой — носитель чего-то, что выходит за пределы индивидуального бытия (власти, принципа, любой сверхъестественной силы), что свободно и сознательно выбирает свой путь. Поэтому трагическое — это категория эстетики, которая отражает диалектику свободы и необходимости, воплощая наиболее острые жизненные противоречия (коллизии), прежде всего, между исторической необходимостью и практической невозможностью ее осуществления. В центре трагического — конфликт между тем, что человек может (необходимость), и тем, чего жаждет, к чему стремится (свобода). Трагический герой — это личность, которая сознательно и свободно избирает путь, понимая, что неизбежно за такой выбор ждет страдания или даже смерть. В своей истории человечество по-разному понимало те силы, которым противостоит человеческая воля.

«Ржавеет золото и тлеет сталь, крошится мрамор к смерти все готово, самое крепкое на земле печаль и долговечное царственное слово».

В античную эпоху трагический конфликт понимался как столкновение неизбежного рока и свободного выбора личности. В искусстве был создан особый тип трагического героя (царь Эдип, Прометей и тому подобное). Трагическое совпадало с героическим, определенное судьбой является неизбежным, но величие личности и проявляется в том, что, осознавая неотвратимость поражения она действует свободно, воспринимая и чувствуя все, что случилось по воле богов, как собственное волеизъявление, демонстрируя готовность нести личную ответственность за свою жизнь;

— в эпоху Средневековья источником трагического считали божью волю, за которой человек или свободно идет следом, или, делая собственный выбор, противостоит ей. Наиболее полно конфликт и тип трагического героя воплотился в образе Христа. В Средние века трагическое означает мученическое. Логика трагического такая: утешься, ибо бывают страдания худшие, а муки тяжелее у людей, которые менее заслуживают на это. Такова воля Бога. Под спудом трагедии жила обещание потусторонней справедливости. Утешение земное (не ты один страдаешь) усиливается утешением небесной (на том свете не будешь страдать, потому что тебе воздастся по заслугам);

— начиная с XVII века., трагический конфликт набирает силы и значения столкновение в сознании человека собственных ценностей и ценностей общества. Необходимость познается как созданные обществом социальные условия. Рождается новый тип трагического героя (Гамлет, Дон Кихот, Фауст) создатель личной жизни, его соавтор вместе с жизненными обстоятельствами. Главный пафос трагического — преодоление границ человеческой несвободы и утверждения высших идеалов. Поэтому трагическое — это утверждение прекрасного.

В искусстве еще в античную эпоху Аристотелем сформулирована цель трагического — катарсис: чувства, изображенные в трагедии, очищают чувства зрителя, читателя, слушателя и тому подобное. Как алмаз можно отшлифовать только алмазом, ибо это самое твердое вещество на Земле, так чувства можно шлифовать только чувством, потому что это самая тонкая, самая нежная вещь во Вселенной. В этом проявляется связь между возвышенным и трагическим: возвышенное порождает в ответ высокие чувства. Трагическое раскрывает гибель или тяжкие страдания личности, непоправимость ее потерь; бессмертные общественные ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества; высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека; активность трагического характера по отношению условий; философски осмысленное состояние мира; исторически нерешенные противоречия: трагическое, воплощенное в искусстве, что влияет на людей в плане очищения и возвышения их чувств.

Комическое связано с тем, что история осуществляется не только через трагедию, но и комедию. Философ Георг Гегель говорил об иронии истории, а Карлу Марксу принадлежит известное высказывание, что все в истории повторяется дважды: как трагедия и как фарс. Суть комического, как и трагического, заключается в противоречии. Но качество противоречия, что оценивается как комичное, — другого рода: комизм — результат контраста, разлада, противостояния безобразного прекрасному, низкого — приподнятом, внутренней пустоты — внешнему виду, что претендует на значимость. В комических противоречиях присутствуют два противоположных начала, первое из которых считается положительным и привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным свойством. Комическое, как и любое эстетическое явление, является социальным, находится не в объекте смеха, а в субъекте, то есть в том, кто воспринимает противоречия как комическое. Комическое необыкновенно связано с общей культурой общества и человека. Низкая культура всегда агрессивна. Такой человек в состоянии терпеть расходящиеся взгляды, мнения, предпочтения других. Наоборот, человек, обладающий высокой культурой, способна анализировать поведение, отношения не только других людей, но и самого себя, что является свидетельством присутствия у нее чувства юмора, развитого живого ума, яркого воображения, фантазии. Общество, которое способно относиться с юмором к своим недостаткам, чувствует в себе силу к их преодолению и совершенствованию, то есть расширяет границы собственной свободы.

Источником комического может стать не только подмена смысла и содержания, но и нарушение меры, создание иллюзии.

Николай Гоголь писал, что смех сопровождает развенчание ничтожного, которое претендует на многозначность, утверждает реальную достоинство человека. Комическое, связанное со свободой человека и общества, с освобождением их от различных пороков, то есть является утверждением прекрасного, но через отрицание всего, что мешает совершенствованию жизни. Главными средствами создания комического эффекта является гротеск (контраст реального и химерического) и гипербола (преувеличение). Юмор — особая форма комического, отличающаяся незлобивим отношением к хиб жизненных явлений, поведения людей и способна вызвать лишь приязненную улыбку. Юмор основывается на использовании средств остроумия и игры слов. Сатира — форма комического, суть которой заключается в том, что путем использования особых средств и приемов достигается критика недостатков, пороков, противоречий социальной действительности. Ирония — форма комического, что является скрытой насмешкой, взрывная сила которой замаскирована серьезной форме, выявляет конфликт ничтожного содержания с внешне приличной, респектабельной форме. Сарказм — форма комического, что вызывает язвительный смех, который имеет разрушительную оценку различных негативных явлений личной и общественной жизни. Сарказм близок к иронии.

Итак, эстетическое — специфическое чувственное духовное отношение человека к действительности, в процессе которого во взаимодействии со своими идеальными представлениями о совершенное, прекрасное и гармоничное, субъект оценивает форму различных проявлений бытия. В зависимости от типа эстетических оценок, вызванные такими явлениями, выделяются основные формы эстетического, его модусы, которые в истории эстетики получили статус основных эстетических категорий: прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое и тому подобное. Человечество выработало также ряд понятий, которые отражают механизм формирования и развития эстетического отношения (отношение) на уровне общества, человека: эстетическое сознание, эстетическая деятельность и др.

Эстетические принципы, на которые опирается тот или иной художник в своей творческой деятельности, не безразличны человеку, потому что свои произведения художники всегда создают для человека направляют развитие искусства. Эстетика предоставляет знания художникам, способствует сознательному отношению к художественному творчеству. Не только художнику нужна эстетика, а необходима эстетика и обществу, воспринимающий искусство, — читателю, зрителю, слушателю; эстетика несет знания людям, позволяет познакомиться с основными свойствами и законами развития эстетических явлений, с различными эстетическими концепциями и тому подобное. В этом проявляется познавательная функция искусства.

Эстетика воспитывает личность, ее вкус, развивает его эстетическое сознание, помогает по-настоящему воспринимать искусство. Способствуя формированию определенных эстетических взглядов, идеалов, представлений, наука эстетика ориентирует в мире эстетических ценностей, вызывает ценностные представления, которыми люди могут пользоваться в практической деятельности, играет воспитательную роль в жизни общества. Обобщая результаты исследования эстетических явлений, которые дает, например, искусствоведение, эстетика влияет на его развитие, раскрывает главные принципы познания эстетических объектов, определяет пути их исследования. Итак, эстетика выполняет и методологическую функцию.

Знание эстетики нужно не только художнику, который пишет картину, но и шевцю, который шьет костюм, и столяру, что изготавливает шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, так как познания и преобразования мира осуществляют по законам красоты. Эстетика заслуживает внимание человека, ведь дает знания, как вести себя в мире (этикет), как одеваться со вкусом, как красиво и удобно организовать свое рабочее место (дизайн); способствует развитию духовного мира личности и помогает использовать на практике эстетическое знание. Наука эстетика дает человеку знания, формирует творческие качества, потребность воспринимать красоту и получать от нее наслаждение, желание общаться с искусством и понимать его.

Категории и понятия эстетики тесно связаны, между собой, между ними существует логическая связь и соподчиненность. Эстетика выявляет и изучает эстетические законы. Эстетические законы — это эстетические отношения между эстетическими явлениями, в которых раскрываются связи, тенденции, противоречия, существующие между эстетическими явлениями. Эстетические законы — это законы эстетической деятельности, законы искусства как формы общественного сознания, законы художественного творчества, законы художественного процесса, законы художественного восприятия, законы эстетического воспитания и др..

Эстетика играет значительную роль в общественной жизни. Это раскрывается через функции, которые выполняет эстетика в обществе. Важнейшими функциями эстетики, познавательная, формирующая (воспитательная), методологическая, мировоззренческая и др.

Эстетика нужна художнику, является мировоззренческой основой для творческой деятельности художественной интеллигенции. Художник может интуитивно использовать законы эстетики, не осознав их теоретически, а познакомившись с ними в процессе художественного творения, из опыта предшественников и современников. Но такое осознание иногда не дает возможности глубоко и безошибочно решить творческие задачи. Каждый мастер имеет свою собственную художественную концепцию мира, свое восприятие мира. И желая или, наоборот, не желая передает свое отношение к миру в произведениях (например, сравним восприятие мира героев Михаила Шолохова в повести «Судьба человека» и Франка Кафки в романе «Америка»), Мировоззрение не только пронизывает и направляет талант и мастерство, но и сам формируется под их влиянием в процессе творчества. Наибольшее влияние на творчество та сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, сознательно или бессознательно реализуется в художественных образах. Творчество и осознание его законов, как правило, являются сопроводительными. Софокл, Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир, Жан-Батист Мольер, Иоганн Вольфганг Гете, Лев Толстой, Иван Франко — не только выдающиеся мастера искусства, но и выдающиеся исследователи его тайн.

Итак, эстетика — наука о чувственно — эмоциональное восприятие действительности, о деятельности, в основе которой лежит представление о красоте и ее результаты, в частности искусство. Эстетика — философская наука, которая тесно связана с гуманитарными науками, имеет связь с экономическими и техническими науками, выступает теоретической основой для художественных наук: истории и теории искусства, технической эстетики, эстетики быта и поведения. Эстетика — это целостная система знания, которая имеет свои категории, понятия и законы, играет значительную роль в жизни человека и общества.

Предложения интернет-магазинов