Учение Сократа

Определенная демократическая ориентация основных представителей софистики вызвала очень резкий протест против тех мыслителей, которые стояли на стороне аристократии, защищали ее интересы. Такую позицию занял и один из самых известных философов античности — Сократ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Происходил из бедной афинской семьи. Жил и учился в Афинах, а потом и сам учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антісфен, Аристін, Евклид из Мегары. Активно критиковал софистов за то, что «учат мудрости за плату», утверждал, что есть такие человеческие качества, которые у человека от бога и священны. Это красота, мудрость и др. И неприлично, аморально торговать ими. Подлинные воззрения Сократа реконструировать очень трудно, сложно. Сократ никогда не считал себя мудрым (софос). По мнению Сократа, он лишь философ, который любит мудрость. Один из известных высказываний: «знаю, что ничего не знаю» — является, действительно, объяснение необходимости более глубокого познания самого себя. Своим важным устремлениям Сократ считал «воспитание людей», смысл которого видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом усвоении каких-то знаний. Строение мира, физическая природа вещей непізнанні, знать можем только себя самих. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Центром философии Сократа становится человек, его отношение к семье, обществу, законам и не в последнее — отношение к богам. В беседах и дискуссиях Сократ обращает внимание на познание сути добродетели. А основными доброчесностями считал сдержанность (как подчинять страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божьих и человеческих законов). Эти добродетели человек получает путем познания и самопознания. У Сократа встречается также первая попытка классифицировать форму правления государством. Среди основных форм государственного строя Сократ выделяет: монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию, которую характеризует как власть небольшого количества образованных и нравственных людей. В беседах, спорах и дискуссиях Сократа формировался философский метод, названный диалектикой (от греч. — вести беседу, разговаривать). Цель метода — добиться истины обнаружением противоречий в утверждениях противника путем постановки правильно подобранных вопросов. Жизнь Сократа закончилась трагически.

Предложения интернет-магазинов