Учение Эпикура

Философия Аристотеля не завершает ни древнегреческой, ни тем более античной философии, но завершает наиболее содержательным является период в истории философии, который называют классической философией Греции. Эта философия высоко ценилась еще в античный период, играла определяющую роль в эпоху Средневековья, без нее невозможно представить философию Европы, Азии, Америки, невозможно представить и современную философскую культуру. История античной философии продолжается и в післяарістотелівський период, в том числе в эпоху эллинизма. Эллинизм имеет свою довольно длительную (конец VI века. к н. е.V ст. н. е.) историю. В философии эта история предстает как усталость, разочарование; философию эллинизма определяют как гибель античной философии, ее деградацию. В елліністсько-римский период античности самые известные философские школы: епікурейська, скептическая, стоїчна и неоплатонівська. Влиятельной тогда выступала школа последователя философии Демокрита — школа Эпикура (342 — 270 лет до ы. е.). Философ-материалист и атеист эпохи эллинизма тогда внес в классическую атомистику довольно существенные изменения. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и пололсенням в пространстве, то Эпикур открыл у них еще одно свойство — весомость. В отличие от Демокрита, который считал, что атомы могут двигаться только прямолинейно, Эпикур допускает и признает закономерным также определенное отклонение от прямолинейного движения. «Движутся атомы непрерывно и вечно одни подальше друг от друга, а другие — колеблются на месте, если случайно сцепляются или увлекаются сцепленными атомами». Такое колебание существует потому, что природа пустоты, разделяющей атомы, не способна оказать им сопротивление, а твердость, имеющих атомы, заставляет их при столкновении отскакивать настолько, насколько сцепление атомов вокруг изменений дает им пространство. Начала не было потому, что атомы и пустота существуют вечно.

Дальнейшее развитие древнегреческий атомістичний материализм получает в учении римского философа Тита Лукреция Кара. Поздний античный период, связанный с кризисом рабовладельческого общества, отраженный в философских идеях, направленные на утверждение антисоціальності и бегства в сферу индивидуальной жизни духа, противопоставленного телу. В 529 году Юстиниан издал вердикт о закрытии философских школ в Афинах. Это стало свидетельством того, что античная философия завершила свое существование.

Историческое значение античной философии в том, что, во-первых, в философии античности впервые возникли практически все главные философские проблемы, решение которых стало задачей мыслителей будущих поколений. Во-вторых, с развитием рабовладельческого общества в философии возникли две противоположные системы — материализм и идеализм, взаимодействие и борьба между которыми стали одним из источников ее развития. В-третьих, в ходе философии Древнего мира сложилась первая историческая форма диалектики.

Падение Западной Римской империи завершило период истории Древнего мира и положило начало истории средних веков.

Предложения интернет-магазинов