Философия Бенедикта Спинозы

Одним из самых ярких представителей философии XVII века. есть нидерландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза. Родился Бенедикт Спиноза в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. В середине XVII века. Нидерланды (Голландия), как и Англия, — передовая капиталистическая страна Европы. Еще в середине XVI века. здесь произошла буржуазная революция, которая завершилась установлением первой в Европе буржуазной республики. В XVI ст. здесь идет бурное развитие техники, науки (математики, астрономии, физики, механики), культуры. Некоторые нидерландские университеты становятся центрами передовых научных и философских идей.

Все политические, социальные, экономические и духовные процессы нашли отражение и в творчестве Бенедикта Спинозы. Вслед за Фрэнсисом Бэконом и Рене Декартом основной целью философии считал завоевания власти над внешней природой и совершенствования природы человека. Философскую концепцию стремился строить на почве безусловных, достоверных исходных истин. Образец достоверности и логической обоснованности видел в геометрии. Поэтому главную труде «Этика» изложил так называемым геометрическим методом (сначала отзывается определения, затем формулируются аксиомы, на основе которых доказываются теоремы). Бенедикт Спиноза, как и Рене Декарт, — один из представителей рационализма, но стремился преодолеть дуалистическое картезіанське учение о субстанции. Здесь Бенедикт Спиноза продолжал традиции пантеизма Джордано Бруно и, опираясь на механико-математическую методологию, видел задачу в создании целостной картины природы. Природу Бенедикт Спиноза понимал как единую, вечную, бесконечную субстанцию, что не нуждается для своего существования какого-либо другого начала, следовательно, как причину самой себя. Определяя реальность множества различных отдельных вещей, философ понимал их как совокупность модусов — единичных проявлений единой субстанции. Качественная характеристика субстанции раскрывается Бенедикт Спиноза в понятии атрибута — неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов в принципе несметное, но конечному человеческому разуму присущи лишь два из них — протяженность и мышление (у Рене Декарта это атрибуты двух различных субстанций). То есть позиция Бенедикта Спинозы — материалистический монизм.

Учение Бенедикта Спинозы о природе хотя и стало основным содержанием его системы, но самым рассматривался лишь как отправной пункт учения об этике. В моральном учении на передний край выдвинулась проблема свободы, на человека распространялись законы механистического определения, отрицалась свобода и доказывалась необходимость всех без исключения действий человека. Положительным в учении о свободе является установление диалектической связи между свободой и необходимостью, но ограничивается свобода лишь познанием необходимости, поскольку понималась как выразительное и четкое представление о том, что необходимо. В таком понимании, с позиции Бенедикта Спинозы, наиболее свободным является отстранен от жизни и практики мудрец, основной смысл жизни которого является «интеллектуальная любовь к Богу» или страсть к познанию природы. Такое понимание свободы абстрактное, антиисторическое, оторванное от многообразия общественной и личной жизни. Среди проблем философии, разрабатывались, значительное место занимают проблемы религии. И хотя заложены основы научной критики Библии, религиозных предрассудков и суеверия, вряд ли можно считать Бенедикта Спинозу атеистом, скорее — антиклерикалом. В XVII ст. атеизм отождествлялся с аморалізмом, том Бенедикт Спиноза не признавал свое учение ни атеистическим, ни антирелигиозным, критиковал все официальные религии и одновременно призвал к истинной религии, которая бы означала наибольшую нравственность и основывалась бы на максимально достоверном знании.

Предложения интернет-магазинов