Философия Возрождения

Возрождение — переходный период (XV-XVI вв.) между Средними веками и Новым временем. Философия в это время освобождается от влияния религии, стремится возродить античную мудрость, однако идейно и терминологически еще остается под влиянием религии и схоластики. Так, новые убеждения приобретают формы пантеизма (растворение Бога в природе), но не приводят к отказу от веры.

Предшественником всей культуры Возрождения и, соответственно, Нового времени был Дайте Алігієрі (1265-1321 гг.), который в произведении «Божественная комедия» заложил основы нового гуманистического мировоззрения. Дайте рассматривает человека как единство божественного и природного начал, откуда вытекает необходимость не только готовиться к загробной жизни, но и стремиться к земному совершенству. Этот направление продолжает Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) — известный поэт и критик средневековой схоластики, который ищет гармонию человека и природы, проповедует радости земной жизни.

Идеи гуманизма находят распространение позже в Мирандоли (1463-1494 гг.), который написал 900 тезисов, направленных против Ватикана и католицизма. Таким образом. гуманизм, внимание к проблемам человека, любовь к нему становятся главной особливе :тю философии этого периода. Место Бога занимает человек. Если античная философия космоцентрична, средневековая — теоцентрична, то философия Возрождение — антропоцентрична.

Другой особенностью становится отход от схоластических проблем и возникновение философии природы, осознание необходимости опытного знания (наблюдений и экспериментов) и математического подхода. Впервые, еще в XIII в., мнение об этом высказал Роджер Бэкон, английский монах, философ и ученый, а в XV ст. Николай Кузанський (1401-1464 гг.) продолжает линию необходимости экспериментов и применения математики в изучении природы.

Эти идеи находят свое воплощение в гелиоцентрической системе мира Н. Коперника и в представлениях о бесконечности Вселенной Джордано Бруно, которого был сожжен на костре в 1600 г. по приговору инквизиции, а оправдано только в 1996 г.

Если средневековая философия неотделима от теологии, а философия Нового времени находит свою опору в науке, то для философии Возрождения характерна тесная связь с искусством. Много выдающихся мыслителей этого периода одновременно были и деятелями искусства, поэтами, скульпторами и тому подобное (кроме Данте и Петрарки, к этой категории следует отнести еще и Леонардо да Винчи (1452-1519 гг).

Николай Кузанський:

Здоровый и свободный разум, стремящийся ненасытно, в силу врожденного ему искания постичь истину, познает ее, крепко охватывая любовными объятиями.

— Разум настолько же близок к истине, как многоугольник к кругу.

Леонардо да Винчи:

— Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом… Истинные науки — те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и положил молчание на языки спорщиков.

— Никакой достоверности нет в науках там, где невозможно приложить ни одной из математических наук.

— Медицина является восстановлением согласия стихий, утративших взаимное равновесие…

Джордано Бруно:

— Все вещи находятся во Вселенной и Вселенная — во всех вещах; мы — в нем, а он — в нас.

— Вселенная вполне является центром. Центр Вселенной повсюду и во всем.

— Вселенная единый, бесконечный, непреложный.

— В сильнейшей яду — лучше целебный зелья.

В целом философская и научная мысль, вся культура Возрождения подготовили условия для отделения философии от религии, для возникновения науки, опирается не на авторитеты церкви и священного писания, а на теоретически и эмпирически обоснованные знания науки, которая не воспринимает ничего на веру, а все проверяет. Такая наука возникает в Новое время и потом становится основой всей современной технологии, источником могущества человечества и источником глобальных проблем современности, которые угрожают существованию человечества.

Контрольные вопрос:

  1. Какой исторический период Средневековья занимает?
  2. Особенности исламской философии.
  3. Этапы и специфика европейской средневековой философии.
  4. Понимание бытия и времени в философии А. Августина.
  5. Доказательства бытия Бога у Фомы Аквинского.
  6. В чем заключается специфика философии Возрождения?

Предложения интернет-магазинов