Философия Древнего Китая. Конфуцианство.

VII — VI вв. к н. е. в Древнем Китае — период формирования и развития рабовладельческого общества. Тогда же проявляются две основные тенденции в развитии философии: материалистическая и идеалистическая, атеистическая и мистическая. В ходе борьбы двух тенденций все шире распространялись идеи: пять первоэлементов, из которых образован весь мир (металл, дерево, огонь, земля, вода); о противоположных источника, начала: инь и янь, борьба между которыми и ведет к развитию всех вещей и явлений; о естественный путь — дао, по которому идет развитие Вселенной. Но формирование развитых философских учений приходится на VI — V вв. к н. е.
Первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, Кун Фу-цзы — Учитель Куй, известный в Европе под именем Конфуций (552 — 479 до н. е.). Происходил Он из родовитой, но обедневшей семьи. Имея природный ум и крепкое здоровье, с пятнадцати лет увлеченно занимался самообразованием. В 33 года Конфуций открыл частную школу и уже потом никогда не расставался с учениками. Так началась его философская деятельность. Во II ст. к н. е. учение Конфуция получило статус официальной идеологии царства Хань (Китай) и оставалось таким вплоть до 1912 года. В китайской культуре духовное влияние Конфуция и в современных условиях очень большой, особенно на Тайване и в Сингапуре. Название эпохи, в которую жил Конфуций — Весны и Осени, — выражала идею временного цикла — весны, когда рождается все, и осени, когда подводят итоги развития. Это эпоха больших перемен в китайском обществе, вызвавшие распад на отдельные царства Древнего Китая и противоборство семи сильнейших из них. Тогда в царстве Лу, на родине Конфуция, нашли убежище отстранены от кормила власти ученые — интеллектуалы, специализировавшиеся в » культурной деятельности — сохранении и воспроизводстве письменных памятников прошлого, посвященных различным отраслям знаний, включая и астрономо-астрологические исследования. Очевидно, это потомки более древней династии китайских правителей Пань-Инь, что потеряла власть и свергнута в XII — XI вв. к н. е. племенным союзом Чжоу, находившимся на более низкой ступени культурного развития. Возможно, их социальное падение в этимологии термина жу — слабый — определяет интеллектуальный слой китайского общества.

Глубокое уважение к традициям древности и охранников традиций и обычаев сформировалась у Конфуция в идею правильного государственного устройства, в котором при наличии духовно-возвышенного, но фактически бездействующего управления реальная власть принадлежала бы чиновникам — интеллектуалам, то есть жу. Так жу стало символом и названием всей конфуцианской философии.

Конфуций считал письменность, культуру — вэнь — носителем древней традиции, что подлежит сохранению, передаче и наследованию. К культуре отнесены и древнейшие книги, которые позже вошли в конфуцианского канона и стали основой китайской философии: «Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзин» («Книга истории»), «И цзин» («Книга перемен»), «И Ли» («Образцовые церемонии и правила благопристойности»), а также «Чжоу Ли» («Этико-ритуальные нормы эпохи Чжоу»). Сначала эти источники философии составляли п’ятиканоння, а несколько веков позже перечень дополнен, вэнь — носитель древней традиции — стал символом всех культурных представлений Китая, отраженных в письменных источниках, включая и саму письменность как неотъемлемый элемент культуры.

Историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры вэнь, поэтому не занимался написанием произведений, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого: историко-дидактические и художественные произведения («Книгу песен» и «Книгу истории»). Передавать, а не создавать, верить древности и любить ее — такая исходная тезис. Першотворцем культуры Конфуций считал » святых — досконаломудрих (шэн) правителей напівреальної-полумифической древности. Это Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан, а также Вэнь Ван, Ван и Чжоу гун. В период династии Хань сам Конфуций зачислен в досконаломудрих — создателей китайской цивилизации. Так, царствование Яо (слово, возможно, означает «высоченный») стало золотым веком древности (2356 — 2256 до н. е.). Восьмицветные брови Яо стали знаком мудрости и умения наблюдать за ходом небесных светил. Рассматривая деяния древних правителей и культурных героев, Конфуций и его последователи смогли не только отразить единую картину исторического прошлого Китая, но и предложили оригинальное философское трактовка, толкование истории, используя весь арсенал речевой, письменной и мифологического наследия. Представление об истории связано в конфуцианстве с древнейшим понятием дао — путь, а также метод, принцип, мораль, абсолют и др. Культурность — вэнь и правильный общественный строй, который поддерживается чиновниками — интеллектуалами, трактовались как две стороны одного сущего — различные проявления дао. В «Лунь юй» Конфуций дает определение дао — это благой ход событий в Поднебесной и в человеческой жизни. Дао зависит от определения наперед отдельной личности, а его носители — индивид, государство, все человечество. Человечество всеобъемлющее: мир, вообще, общество, и вся китайская цивилизация, то есть человечество — это Поднебесная. Итак, дао — это идея общего универсального баланса в мире гармонии, элементом которой является Человек.

Философ Мэн-цзы — один из самых известных последователей Конфуция. Защищая, развивая конфуцианство, Мэн-цзы сформулировал концепцию природы человека. ее суть заключается в том, что человеку от рождения, по природе, присущи добрые качества. Но в жизни эти качества могут теряться под влиянием жизненных обстоятельств. Необходимо найти причины своих неудач, познавать мир и себя, не прибегая к ненависти к другим, кто тебя гнобит, презирает. Идеалистическую позицию Мэн-цзы занимает и во взглядах на окружающий мир. Мэн-цзы указывает, что небо — идеальная сила, которая дает человеку жизнь и наделяет качествами.

С идеями конфуцианства тогда боролся философ Моцзи (Мо Ди), который призывал людей самим владеть и управлять своей судьбой, считал, что судьба человека зависит от воплощения в жизни принцип всеобщей любви. В учении Моцзи есть и элементы материализма. Материя считается первичной, а источник знаний — в изучении действительности, реальности. В социальных вопросах Моцзи гуманист: выступал против войн, призывал людей помогать друг другу, независимо от происхождения, вероисповедания.

Предложения интернет-магазинов