Философия Мартина Хайдеггера

Основными проблемами экзистенциализма является человек — уникальное существо, философия бытия, гуманизм, история цивилизации (в Западной Европе) и др. Мартин Хайдеггер подчеркивал, что предметом философии должно стать бытие, тогда как предмет науки — сущее. Под сущим понимается все, что касается эмпирического мира, от которого необходимо отличать само бытие. Бытие постигается не опосредованно (через рассуждения), а лишь непосредственно, открываясь человеку как его собственное бытие, его личное существование. В экзистенции как раз и заключается нераздельность целостности субъекта и объекта, недоступная ни рассудочно-научному, ни спекулятивному пониманию, мышлению. В повседневной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию. Для того чтобы человеку осознать себя экзистенцией, необходимо, чтобы человек оказался в пограничной ситуации, то есть перед смертью. Становясь экзистенцией, человек впервые обретает и свою свободу. Свобода по екзистенціалізмом заключается в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а, выбирая самого себя, формирует себя каждым своим действием и поступком. Итак, свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины за все сделанное вокруг него — чувство свободного человека.

Принципы объективизма — господствующие в классической философии, по мнению Мартина Хайдеггера, обусловили ее кризис. Человек, ориентированный на объективный подход, становится вещью среди других вещей, теряет свою индивидуальность. Постичь же бытие как полную нерасчлененную целостность субъекта и объекта стремится экзистенциализм, утверждая, что бытие — непосредственная данность существования человека, экзистенция, которую невозможно познать рациональными средствами философии. Чтобы описать структуры экзистенции, философы — экзистенциалисты обращаются к феноменологического Эдмунда Гуссерля. Бытие, направленное к ничто и осознающее свою конечность, экзистенциалисты Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр считали экзистенцией. Определяя экзистенцию через ее конечность, философы стремятся объяснить ее как временность, реальной точкой подсчета которой является смерть. Поэтому самое время, считает Хайдеггер, является самой существенной характеристикой бытия. Три формы времени (прошлое, настоящее, будущее) являются тремя структурными элементами существования. Человеку присуще настоящая жизнь лишь тогда, когда господствующей формой является будущее, а преимущество современного ведет к распылению в мире. Специфичность экзистенции раскрывается через неповторимость, уникальность личности человека, что непосредственно воплощается в цели, замыслах, проектах, обращенных в будущее. Следовательно, специфичность экзистенции человека усматривается в ее постоянной устремленности в будущее. Трансцентування, то есть выход за свои пределы, является еще одним важным определением экзистенции. За пределы человека, по мнению Карла Ясперса, получается экзистенциализм как философия бытия. Однако неоднозначно определяется понятие трансцендентное.

Предложения интернет-магазинов