Философия Нового времени и ее главные черты

В XVII ст. начинается чрезвычайно важный период в истории европейской философской мысли. В социально-политическом отношении он связан с так называемыми ранними буржуазными революциями. В результате первой из них Нидерланды получили национальную независимость от испанской короны. Однако не менее важное следствие этой революции — высвобождение промышленного производства и торговли из пут старого феодального строя. Голландия на долгое время стала самой развитой страной Европы. Значительным событием стала также английская буржуазная революция. Англия превратилась в страну классического капитализма. И если Италия и Испания в это время переживали состояние феодальной реакции, духовного и культурного упадка, то в северных странах — в Англии, Голландии, отчасти Франции — постепенно развивались мануфактурное производство, торговля, высокого уровня достигла наука, формировалась новая культура.

Эта культура имела ярко выраженное антифеодальное направление. Идеологию, религию и философию старого общества было признано роковой ошибкой человечества, ибо они противоречили требованиям разума. Философия Нового времени утверждает свои основополагающие принципы в борьбе со средневековой схоластикой, выступая как продолжение и духовное наследие эпохи Возрождения — Реформации. Становление классической западноевропейской философии XVII века. стало кульминационным пунктом этой духовной революции. Создатели новой философии — Ф. Бекон, Г. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббса, Дж. Локк — теоретически подытожили достижения Возрождения и Реформации. Однако новая философия имела и собственное содержание. Отражая новые реалии общественной жизни, она не просто подытожила духовный опыт предыдущих веков, но и пошла значительно дальше, формулируя собственные проблемы и решая собственные задачи.

Существенная особенность философии Нового времени — принципиальная ориентация на науку, решение проблем научного познания. Если попытаться определить центральную идею новой философии, то таковым является именно научное познание как главное средство нравственного и социального обновления человечества, утверждение достоинства и могущества человека, как источник ее свободы и счастья.

Преодоление феодальных порядков, которые, по мнению идеологов буржуазных революций, искажали истинную природу человека, выступало как критика старых передсудів и предрассудков, той несправедливости, которая основывалась на заблуждении и облуді. Создание новых общественных условий жизни человека рассматривалось ими как утверждение вечной истины и справедливости, неотъемлемых прав человека, которые вытекают из самой ее природы. Но эту истину необходимо еще познать. Поэтому первоочередной задачей новой философии стало познание сущности человека и природы. Привести социальные отношения и законы в соответствие с ней — вот в чем заключался главный смысл революционных преобразований. Поэтому познание природы, человека и общественной жизни становится важнейшим объектом философской рефлексии, а обоснование научных принципов познания и способов его получения — ее основной задачей.

Философия Нового времени была реакцией на потребность прогрессивного развития самой науки, результатом теоретического осмысления тех революционных изменений, которые происходили в духовной жизни общества. Промышленная революция вызвала к жизни научную революцию XVI — XVII ст., результатом которой было появление науки в современном понимании. Началось бурное развитие математики, механики, астрономии, физики. Выдающийся ученый Николай Коперник совершил настоящий переворот в системе научного миропонимания. Созданная им гелиоцентрическая система мира противоречила учению Аристотеля — Птолемея, отвергла принцип телеологии в объяснении природы, утверждала идею единства и однородности мира. И самое важное то, что было брошено вызов теолого-схоластичному мировоззрения и выдвинут вопрос о независимости естествознания от религии.

Дело М. Коперника продолжили Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, приведя тем самым гелиоцентрическую теорию в стройную систему, и Галилео Галилей (І564—1642) — один из основателей современного естествознания.

Утверждение естественно-научного подхода, качественно новых представлений о мире, основополагающих принципов новой науки происходило в обстановке острой идейной борьбы. Показательной в этом отношении была судьба Галилея, который в 1633 г. был привлечен к суду инквизиции. Философия же не только суммировала ли теоретически обобщала те процессы, что происходили в области естественной науки, но и принимала непосредственное участие в формировании нового естествознания. Не случайно создатели новой’ философии преимущественно были выдающимися естествоиспытателями.

Функции философии относительно науки заключались в ее мировоззренческом и методологическом обосновании, выработке соответствующей онтологии, принципиально новых представлений о природе как основы ее конкретно-научного познания, Были заложены основы детерміністської картины мира и материалистического понимания природы. В противоположность античным и средневековым представлениям о совершенный, гармоничный, живой и одухотворенный космос, природу начинают представлять как бесконечную, однородную телесную субстанцию, разнообразные свойства которой можно определить чисто количественными методами. Природные процессы рассматриваются как действия слепых механических сил. Такой механистический материализм становится враждебным человеку, приходит в противоречие с гуманистическими представлениями о мире.

Философы XVII века. начинают понимать невозможность научного познания природы и человека на таких началах. Затем определяются существенные мировоззренческие коллизии, характеризующие философию Нового времени: метафизическое противопоставление материального и духовного миров, проблема соотношения души и тела, антиномия сцієнтизму и гуманизма, природной необходимости и человеческой свободы.

Не менее важной для философии Нового времени была проблема методологического обоснования науки. Ученые ратуют за независимый характер научного познания, необходимость объяснения явлений природы, исходя из нее самой. Важным достижением на этом пути становится понимание объективности природных процессов, выработка самого понятия объективного закона природы, познание которого объявляется целью естественной науки. Особое значение приобретает проблема достоверности знания и методов ее достижения. И если в определении цели научного познания почти все философы XVII века. сходятся, то философское осмысление его способов, методов, путей приобретает двух крайних форм эмпиризма и рационализма.

Поиски ответа на вопросы, которые встали перед философией Нового времени, происходят в непрерывном обмене мнениями, сопоставлении и даже столкновении противоположных идей. Только в творческой атмосфере общения ученых многих стран и национальностей, разных направлений и ориентаций возник целый ряд оригинальных философских систем.

Предложения интернет-магазинов