Философия софистов

Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на вторую половину V — конец IV века до н. е. Тогда четко проявилась тенденция выделения проблемы человека в системе других проблем окружающего мира. Человек становится специальным предметом философствования. Особенно ярко эта тенденция проявляется у софистов (от греч. sophia — мудрый), которые за плату обучали «мудрости». С определенной долей иронии философ Сократ говорил об учителях мудрости, что когда учат мудрости, то сами должны быть мудрыми. Позже софізмом стали называть философское направление, представители которого основное внимание уделяли не систематическому усвоению учащимися знаний, использованию приобретенных знаний в дискуссиях. Самыми известными представителями софистов является Горгий, Протагор, Гиппий, Продік, Фразімах, Критий.

Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором, означал: «Человек — мера всех вещей». То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, — плохо. В рамках теории познания многие из софистов стали релятивістами. Так, Горгий считал, что в теории познания действуют три тезиса. Первая: ничто не существует. Вторая: если что-то и существует, его невозможно познать. Третья: если и возможно познать, то нельзя передать и объяснить другому. И софисты учили не только риторике и философии, но и занимались математикой, поэзией, музыкой, астрономией, исследованием языка.

Предложения интернет-магазинов