Философия флорентийского неоплатонизма

В центре внимания представителей раннего гуманизма стояли преимущественно политические, моральные и эстетические проблемы. И если вести речь о гуманистическую философию

на этом этапе, то это прежде всего моральная философия. Только впоследствии происходит экспансия гуманизма в такие традиционно философские сферы, как метафизика, онтология, рациональная теология. Усилиями Марсилио Фичино, Дж. Пико дєлла Мирандола и других была создана универсальная система мировоззрения, в основу которой взяты принципы неоплатонизма.

Обращение гуманистов к платонизма и неоплатонизма не было случайным. Оно было обусловлено потребностью в философском обосновании гуманистического идеала и необходимостью противостоять традиционной системе мышления, основу которой составляла философия схоластизованого Аристотеля.

Платонизм всегда выполнял роль такой антисхоластичной оппозиции. Кроме того, неоплатонизм был единственным на то время философской системой, что синтетически объединяла в себе главные направления античной философии, в том числе и некоторые элементы арістотелізму, поэтому именно неоплатонизм оказал услугу гуманистам как философская основа для построения нового гуманистического мировоззрения и стал тем основанием, которое позволило объединения язычества и христианства.

Гуманистический неоплатонизм последовательно использует основные категории этой философии; единое, мировое, или космическое, ум, мировая душа и, наконец, космос как живое, одушевлене тело. Самоутверждение человека, процесс ее самосовершенствования изображается им как последовательное приближение человеческой личности до космического уровня, до космического разума и космической души. Уже раннехристианский неоплатонизм был религиозно-философским обоснованием личности, однако то было учение об абсолютной личности — единого Бога, стоящего над миром, создавая его из ничего. Личность Бога в христианской теологии трансцендентная миру. Гуманистический неоплатонизм, наоборот, возвышает материальный мир, а вместе с ним и человека как творческую личность, как мастера, что превращает этот мир. И если античный неоплатонизм имел космологический характер, а средневековый — теологический, то ренессансный становится антропоцентричним.

Ренессансный неоплатонизм преодолевает религиозный дуализм Бога и природы, создавая учение о единстве духа и материи, Бога и материального мира. Он становится той философской основой, на которой развиваются пантеистические тенденции, которые были присущи Ренессанса. Пантеизм, с одной стороны, побуждает к реабилитации материального мира, а с другой — переносит в этот мир творческое начало, олицетворением которого становится человек.

Центром ренессансного неоплатонизма в Италии была создана во Флоренции в 1459 г. по указанию тогдашнего главы Флорентийской Республики Козимо Медичи Платоновская академия. История Академии была недолгой, но блестящей. Она объединяла самых разных людей: философов, поэтов, юристов, музыкантов. Среди ее участников были известные в то время гуманисты Крістофоро Ландіно, Анджело Полициано, Джованни Незі, Лоренцо Медичи, Джованни Пико делла Мирандола. Более 30 лет деятельность Академии возглавлял Марсилио Фічіно, благодаря неустанному труду которого Флорентийская академия достигла своих успехов.

Марсилио Фічіно (1433 — 1499) сыграл выдающуюся роль в распространении и пропаганде философского наследия Платона и неоплатоников Плотина, Ямвліха, Порфирия, философские произведения которых он перевел на латинский язык. Однако, кроме переводов и комментариев на диалоги Платона, Фічіно создал ряд оригинальных философско-теологических работ, в которых разработал свою, построенную на основе платонизма, философскую концепцию. Среди них «Комментарий на «Пир» Платона», «Платоновская теология о бессмертии души», «О христианской религии» и др.

В своем главном труде «Платоновская теология о бессмертии души» Фічіно изображает мир согласно платоновской традиции. Этот мир является органическим целым, высшим ступенью, в гармоничном строении которого является Бог. Соотношение Бога и Мира, Бога и человека является главной проблемой философского учения Фічіно. Бог — первая причина всего сущего, в то же время он содержит в себе весь мир. Бог и мир, следовательно, едины.

Пантеистические тенденции, что были характерны для философии Ренессанса, приобретают в Фічіно достаточно четкого выражения. Согласно его учению Бог является источником единства мира. Бог — это божественный свет, наполняющий мир и делает его видимым. В онтологии Фічіно реальность вещей, их бытие отождествляется со светом. Они существуют только благодаря божественному свету, излучаемому Богом. Соединяя Бога с миром, Фічіно отходит от христианского креационизма, рассматривая божественное творение мира в духе неоплатонівської эманации. Бог является высшим сиянием света, что дает этому миру бытия, но этот свет постепенно слабеет и затухает, создавая различные степени реальности, вплоть до полного мрака материи.

Понятие единства мира связано в Фічіно с понятием о его иерархическое строение. Высшим ступенью в ней, как отмечалось, является Бог, ниже — материя, из которой образуется тело космоса. Центральное место в этой иерархии занимает душа, которая, по мнению Фічіно, причастна как к небесному, так и земному миру. Души объединяет все части мира, превращая его в единое органическое целое, наделенное движением и жизнью. Душа — это сама жизнь, что дает жизнь всем другим естественным вещам. Им наделены и небо, и земля, и все элементы материального мира. Вся природа, или космос, выступает в Фічіно как единое, живое и одушевлене тело.

Единство мира с Богом и Бога с миром Фічіно рассматривает как мистический духовный круговорот, в котором вещи порождаются Богом и, порожденные им, снова стремятся к Богу как к своему высшему благу. Эти два противоположно направленных процесса (эманация и восхождения) образуют один непрерывный поток, тот «духовный круговорот», в котором реализуется проникнута божественной сущностью единство мира. Важнейшими категориями, характеризующими этот коловорот, есть любовь, красота и наслаждение. «Это единственный круг, идущий от Бога к миру и от мира к Богу, — отмечает Фічіно, — называется тремя именами: поскольку оно имеет начало и влечение к Бога — именуется красотой; поскольку, перейдя в мир, оно охватывает его — любовью; поскольку, возвращая к своему создателю, соединяется с ним — наслаждением» (19, с. 151).

Картина мира в Г. Фічіно чрезвычайно поэтическая. Прекрасный мир флорентийского неоплатоніка весь пропитан любовью. Причем и любовь, и красота как универсальные характеристики бытия приобретают у него онтологического значение. Фічіно подчеркивает божественное происхождение красоты. По сути своей она имеет духовную природу, хотя и воплощается в красоте материальных тел и форм. Красота мира, по Фічіно, это зримый образ Бога. Обожествление красоты, страстное влечение к ней в Фічіно оказали значительное влияние на художников и мыслителей Возрождения. Фічіно убедительно доказывал, что восхищение красотой телесного мира не отвращает человека от Бога, а наоборот, через прекрасное в мире мы познаем его.

Любовь, красота и наслаждение неразрывно связаны между собой. Красота порождает любовь и является источником наслаждения. Зрение имеет наслаждение от телесной красоты, а ум от душевной. И, в конце концов, вся эта сладость является результатом единения всех существ и частей мира между собой и с Богом. Человек, увлеченный любовью, входит в этот мистический поток, в этот духовный круговорот, в котором мир соединяется с Богом. Любить для человека — значит быть причастным к нему.

Вся философия Фічіно является обоснованием гуманистической концепции человека, утверждает ее высокую достоинство. Человеку присуще божественное начало, и это возвышает ее над другими созданиями. За Фічіно, человек занимает центральное место во Вселенной, ибо ее сущностью является душа. Это положение Фічіно доказывает, указывая на то, что человек — это активно действующая, творческая существо.

Философия Фічіно имеет жизнеутверждающий характер, картина мира, создаваемая им, не только поэтическая, но и полна радости жизни, насыщена творческой энергией, излучаемой Богом и реализуется в творческой деятельности человека. То, что Бог создает своей мыслью, человек выражает в языке, пишет в книгах, отражает в прекрасных произведениях. Безграничные возможности познания и творчества воплощаются в культуре. Благодаря творчеству человек становится богоравным, земным богом. Благодаря творчеству она становится причастной вечности. Фічіно обожает человека, тот прекрасный мир, в котором она живет и который создает собственным трудом. Любовь к этому миру, радость и наслаждение, которое человек имеет от жизни в нем, не отдаляют ее от Бога, а, наоборот, прокладывают путь к нему. Фічіно оправдывает земной, материальный мир и радость земной жизни. В то же время он подчеркивает необходимость божественного устремления человека, его возвышение до высших небесных сфер, ибо именно на этом пути человек приобретает совершенства и свободы, наивысшего блаженства и счастья. В этом, по мнению Фічіно, заключается смысл человеческой жизни.

Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) принадлежал к числу выдающихся деятелей Флорентийской академии, был учеником и другом Марсилио Фічіно, одним из самых блестящих философов — гуманистов XV века. Всю свою жизнь он посвятил философы и гуманистическим занятиям, его философская деятельность была отмечена независимостью и самостоятельностью собственного мнения. В своих произведениях Пико отстаивал право мыслителя на свободное толкование любой философской или теологической проблемы. Зависимость философа от какой-то одной философской школы он считал свидетельством ограниченности ума. Все школы равны в поисках истины. Истина одна, она только по-разному выражается различными философами. И поэтому он пытался примирить Платона и Аристотеля, христианство и античную мудрость, философов Запада и Востока, он мечтал о философский мир, о единении всех философов. Стремление к единой философской истины побудило Дж. Пико к созданию универсальной философской системы, которая бы синкретичный объединяла разные философские принципы, течения и школы. Эта попытка была реализована Пико в его известной работе «Философские, кабалістичні и теологические выводы», которая состояла из 900 тезисов. Эти тезисы он намеревался выставить на общем философском диспуте, начав его речью «О достоинстве человека». К сожалению, диспут был запрещен церковью. Однако «Речь» Дж. Пико приобрела широкую популярность, став одним из высших достижений гуманистической мысли XV века.

Подчеркивая принципиальное единство философской истины, Дж. Пико исходит из единства всего сущего. Пантеистические тенденции, что в значительной мере были присущи уже Марсилио Фічіно, приобретают в философии Дж. Пико еще более явного выражения. Он ведет речь не только о единстве мира в целом, но и единство, целостность каждой вещи, каждая отдельная вещь является чем-то единым, а следовательно, причастным к Богу. Даже материя в Пико причастна к единому. Он делает определенный шаг к ее обожанию, шаг, который в конечном итоге приведет к развернутой системы материалистического пантеизма, разработанной в XVI веке. Дж. Бруно. Подчеркивая единство и целостность мира, Джованни Пико пристает к неоплатоников в их понимании иерархического строения этого мира. Особое место в этой иерархии занимает человек. Эта особенность заключается в том, что человек в отличие от всех других созданий не имеет заранее определенного в мировой иерархии места. Человек сам своим решением должен определить его.

Главным признаком человека является свобода. Такой свободы не имеют ни животные, ни ангелы, которые должны придерживаться своей природы. Только человек имеет свободу относительно формирования себя. Бог наделяет человека абсолютной свободой самоформирования. Поскольку она объединяет в себе начала всех вещей, диапазон ее возможностей безграничен. В речи «О достоинстве человека» Дж. Пико рассматривает человека как звено, что связывает, объединяет все миры, начала всех вещей. Она свободна возвыситься до Бога или упасть до уровня раба своих страстей. Человек имеет преимущество над всеми земными животными и даже ангелами, поскольку она сама должна довершить процесс формирования своей сущности.

В речи Дж, Пико Бог, обращаясь к Адаму, провозглашает: «Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Но ты, ничем не ограничен, определяешь свой образ по собственному решению … Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее рассматривать все, что есть в мире. Я сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, которому ты предпочитаешь. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но так же и возможность подняться до степени богоподобного существа — исключительно благодаря твоей внутренней воле» [19, с. 249].

Очень важно, чтобы человек выбрал правильный путь. Она должна стремиться к высшему, и на этом пути неоценимое значение имеют культура, образование, гуманистические занятия. Важнейшим среди них является философия, в том числе этика и теология. Именно философия имеет решающее значение в формировании человеческой души: этика очищает душу от страстей, диалектика исправляет и направляет разум, теология дает знание Бога.

Дж. Пико выступал против «пагубного» и «ужасного» убеждение, будто философией должны заниматься только отдельные люди или же на нее вообще не стоит тратить время. Его соображения относительно ее значения заслуживают того, чтобы их вспомнить и сегодня: «Я не стыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, чем через любовь к философии, — подчеркивает он, — ни в исследованиях, ни в размышлениях своих никогда не рассчитывал ни на какое вознаграждение или оплату, кроме формирования моей души и понимания истины» [19, с. 257]. Эти «формирование души» и «понимание истины» является квинтэссенцией гуманистического движения, они кратко выражают суть гуманистического понимания предназначения науки и культуры. Главным же является то, что именно философию он видит как ту науку, которая помогает человеку сформировать саму себя, возлагая на нее важнейшую функцию культуры.

Учения Джованни Пико о человеке, о его центральное место в мире, свободу выбора и самоформирования, призывы к нравственному самосовершенствованию и свободного от догматизма поиска истины стали значительным достижением гуманистической философии. Джованни Пико наиболее последовательно отстаивал идею независимости человеческой личности, право человека на самоопределение. Он пошел значительно дальше своих предшественников в стремлении реформировать философию и религию, в своих представлениях о природе философского знания.

Принципиальная открытость ко всему богатству созданной человечеством культуры, что с самого начала была присуща гуманистическом движения, реализуется в Дж. Пико довольно последовательно. В целом его философское учение является определенным итогом всего предыдущего развития гуманизма.

Предложения интернет-магазинов