Философские взгляды Лейбница

Критика официальных религий, пантеистические и натуралистические идеи нашли продолжение в философии Дени Дидро и других французских материалистов XVIII в., повлияли на немецкую философию конца XVIII — начала XIX ст., особенно на взгляды Готхольда Лессинга, Иоганна Гете, Иоганна Гердера (немецких романтиков — просветителей), а потом на раннего Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха. По сравнению с Нидерландами, Англией и Францией в XVII веке. Германия пережила опустошительную тридцатилетнюю войну (1618 — 1648), политически раздробленная, стояла значительно ниже по уровню общественно-политического развития. Но из Средневековья здесь существовало несколько университетов, которые стали центрами научной и философской мысли. В одном из них учился будущий гениальный ученый-энциклопедист и выдающийся философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, который завершил философию XVII ст., стал предшественником немецкой классической философии.

Система Готфрида Лейбница сложилась как итог двадцатилетней эволюции, в процессе которой критически переосмысливались основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Локка, Спинозы и др. систематизировалась все рациональное в предшествующей философии с новейшими научными знаниями на базе предложенной собственной методологии, важнейшее требование которой — универсальность и четкость философских размышлений. Готфрид Лейбниц оставил большое философское наследие. Основные произведения: «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы» и др., где развивается учение о бытии в форме понятий о субстанции. Но в отличие от предшественников, считал, что число субстанций не ограничена, потому что каждая вещь является субстанцией. Каждая субстанция — это единица бытия или монада, своеобразный духовный атом — Зеркало Вселенной. Первоначальные качества монады — самостоятельность, самодеятельность. Поэтому, благодаря монадам, материя обладает способностью вечного самодвижения. Сила, что лежит в основе развития монад, — это сила представления, что называется перцепцией. Отсюда вывод одухотворенность всей природы. Но Готфрид Лейбниц отказался от взгляда Рене Декарта о том, что душа всегда имеет сознание, мышление, считал, что сознание присуще только тем монадам, имеющие способность к самосознанию, апперцепции, то есть только человеку.

Методология Гогфріда Лейбница нашла отражение в теории познания. Переход к познанию связан с апперцепцією — осознанием личного внутреннего положения, то есть с рефлексией. В гносеологии Готфрид Лейбниц стремился преодолеть недостатки эмпиризма (сенсуализма) и декартовскому рационализму, убедительно доказывал, что познавательная деятельность человека, даже в условиях простейшего опыта, требует определенных принципов, которые делают возможным осмысление. Отсюда остроумное и меткое дополнение, которое Готфрид Лейбниц сделал основному принципу сенсуализма: нет ничего в разуме, чего бы ранее не было в чувствах, кроме самого разума, который нельзя вывести из никаких чувств.

Развивая картезіанську концепцию врожденных важнейших принципов познания, Готфрид Лейбниц, вместо сенсуалістського образа человека как чистой доски ввел сравнение ее с глыбой мрамора, прожилки которой намечают форму будущей статуи. Чувственный опыт обязательно необходим в познавательной деятельности души, но лишь для реализации потенциальных возможностей, заложенных в ней.

Итак, рационализм Готфрида Лейбница, как и рационализм Рене Декарта и Бенедикта Спинозы, совсем не игнорировал опыт, без которого невозможны ни жизнь, ни познания, а различал истины факта и истины разума (метафизические, вечные). Истины разума не нуждаются в оправдании опытом: только истины фактов отыскиваются благодаря опыту, хотя и имеют практическую ценность, но практика значительно ниже, чем теоретическая ценность истин разума. Между тем научное осмысление опыта все же возможно, если основывается на законе достаточного основания. По важнейшим законом, сформулированным Готфридом Лейбницем, все происходит вследствие определенной причины, имеет какое-то основание для существования. Задача познания фактов — открыть причинную зависимость. Монадологія нашла отражение и в решении проблемы свободы. Готфрид Лейбниц, так же как Томас Гоббс и Бенедикт Спиноза, отказался от понятия свободной воли. Человеческая деятельность всегда обусловлена внешними и особенно внутренними причинами. Поэтому совсем невозможна свободная воля, но возможна свобода, которая связывается с необходимостью. Новым в понимании свободы является раскрытие многозначности понятие, которое используется в разных смыслах, дифференцированное необходимостью, установление того, что свобода является, по сути, свобода действий и имеет свои уровни и разновидности. По их определению надо учитывать характер необходимости, с которой человек имеет дело, но если у человека остается возможность выбора, то сохраняется и свобода.

Широкую известность приобрела развитая Готфридом Лейбницем теория оптимизма. В трактате «Теодицея» («Оправдание бога») является попытка доказать, что, несмотря на безусловное наличие в мире несовершенства и морального зла, мир, созданный Богом, все же лучший из всех возможных. Черты несовершенства и явления зла — необходимое условие гармонии мира. Заслугой Готфрида Лейбница является и развитие диалектических идей, хотя в учении до конца и не преодолен механизм, свойственный тогда философии. Выдвинуты важнейшие диалектические положения: идея целостности, то есть незводимості целого к совокупности его частей, идея развития случайности имеют иное определение, чем в сфере необходимости. Готфрид Лейбниц оставался до Иммануила Канта крупнейшим философским авторитетом в Германии. Многие идеи нашли положительный развитие в немецкой классической философии. В XX века. идеи «монадологии» развивают представители персонализма и других идеалистических философских, теологических школ.

Предложения интернет-магазинов